Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)
В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
- Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
- Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.
Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением. Следуя им, человечество исподволь прививает себе определённые нравственные черты и качества, воспитывается незаметно для себя: естественно и просто.
Традиции имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение, так как влияют на приобщение людей к социальному опыту человечества.
Семейно-бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.
Литература
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
- Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Пресс А», 2001.
- Шапошникова С.В. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, «Детство-Пресс» , 2001.
- Покровский Е.А. Детские игры, - СПб., 1994.
- Буре Р.С. Формирование нравственных качеств у детей в быту, - М., «Просвещение»
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию, - «ВАКО», 2008.
- Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет, - М., «Творческий центр», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции и обычаи, как средство воспитания личности ребёнка.
«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, вос...
Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

Рукописная семейная книга как средство социально-нравственного воспитания.
Статья рассказывающая о важности рукописной семейной книге и о ее создании...

Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»
Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...

"Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ"
Выступление на семинаре...

Консультация на тему: «Семейные традиции и обычаи как средство воспитания личности ребенка».
Цель: Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.Задачи: формировать уважительное отношение к семейным ценностям....

Родительское собрание "Семейные традиции и праздники,как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Материал для воспитателей....
