ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
проект (средняя группа)

Архипова Евгения Борисовна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокоррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_arhipova.doc377 КБ

Предварительный просмотр:

Архипова Евгения Борисовна

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

 ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокоррекции.

Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Большое внимание проблеме развития речи уделял Л. С. Выготский. Идеи Выготского продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным). Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

Для формирования правильного произношения звуков И. Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом «при помощи искусного, психологически – обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов». Способность к членораздельным звукам К. Д. Ушинский считал незначительным преимуществом человека перед животными. Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способности к самонаблюдению, иначе бы они создали язык.

Я. А. Каменский считал, что речь предназначена, для того чтобы учить или учиться иначе лучше молчать.

Отсутствующие в произношении звуки, отмечал А.. Н. Гвоздев, в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка.

М. Е. Хватцев подчеркивал, что согласные звуки дифференцируются постоянно через переходные звуки (с>ш через с-сь-ш).

Проблемой речи занимались разные ученые, это и философы, психологи, педагоги, лингвисты и многие другие.

Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков.

Развитие правильного произношения одна из основных задач дошкольного учреждения. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.

Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихееву, А.М. Бородичи, Фомичева и т.д.

Таким образом, темой нашего исследования является обучение правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста.

Цель курсовой работы - выявить условия для успешного развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Актуальность- развитие правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте идет эффективно в случае применения в работе с детьми методик, с использованием артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик, дидактических игр, а также специально-разработанных для развивающихся дошкольников занятия.

Для достижения цели мы определили следующие задачи:

  1. Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста по направлению развития звуковой культуры речи.
  2. Рассмотреть этапы обучения детей правильному звукопроизношению.
  3. Провести экспериментальную работу по обучению правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста.
  4. Представить результаты исследования по обучению правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста.

Методы:

-Теоретические – анализ педагогической, психологической и методической литературы

-Эмпирические – беседа с детьми, педагогическая диагностика, наблюдение, педагогический эксперимент.

База проведения – исследование проводилось в МДОУ детского сада № 6 «Буратино»

1 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ВДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1  Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи- нормативное произношение звуков родного языка, правильное четкое произношение слов, соответствующее орфоэпическим нормам, а также богатство и уместность использования средств интонационной выразительности речи. Психическое развитие ребёнка зависит от целого ряда факторов и тех качеств, которые заложены в нём с природой. Они характеризуют строение и функции его организма.

Особая роль отводится нервной системе и мозгу, благодаря которому ребёнок осваивает сложные виды психической деятельности. Именно человеческий мозг является условием того, что младенец станет человеком.

Отечественные психологи считают, что полноценное развитие ребёнка возможно только благодаря умелому руководству со стороны взрослого.

Однако не менее важную роль в психическом развитии играет активность самого ребёнка. Недостаточно только того, чтобы у малыша была нормальная наследственность, пластичный мозг, чтобы он воспитывался в культурной среде, необходимо, чтобы он сам совершал определённые формы активности, управление которыми осуществляет взрослый. Эти формы активности организуются в сложные системы деятельности, освоение которых является главной задачей в становлении детской психики.

Действия, которые усваивает ребёнок (вытирание полотенцем, еда с помощь ложки и др.), обеспечивают не только развитие мозга, но и развитие психики. Эти действия первоначально выступают как практические, с помощью которых достигается определённый результат. Параллельно с развитием внешних действий у ребёнка начинают развиваться внутренние действия, составляющие основу психического развития. К внутренним действиям относятся действия восприятия, мышления, воображения, памяти т.п., позволяющие ребенку ориентироваться в окружающей действительности и знакомиться с условиями ситуации, в которой он будет действовать. Характер взаимодействия педагога с ребёнком определяется выбором стратегии образовательной работы, то есть ролью взрослого в детском развитии. Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что, попадая в детский сад, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребёнка эмоционально напряжённой, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать её максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребёнка. При работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ними. Важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, подчёркивали представители психоаналитической концепции.

Один из разработчиков такого подхода, Э.Эриксон, подчёркивал: на различных возрастных этапах перед ребёнком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создаёт социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность дошкольника, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несёт ответственность за решение базовых жизненных задач, которые определяют судьбу ребёнка: малыш либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы. Всё многообразие форм работы с детьми осуществляется в конкретных образовательных ситуациях, которые создаёт педагог или которые возникают стихийно при взаимодействии ребёнка с окружающим миром. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – продумать и проанализировать конкретные ситуации, в которых происходит образовательная работа с детьми.

Процесс детского развития представляет собой многоуровневое системное явление, характеризующееся наследственными факторами, социальной ситуацией развития, организуемой взрослым, и деятельностью самого ребенка, осуществляемой под руководством взрослого.

Гармоничное сочетание факторов поможет достичь позитивных результатов в развитии ребёнка, такие как: развитием игровой деятельности, развиваться восприятие, развитие образного мышления, словесно-логического мышления и некоторых логических операций.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие личности ребенка, обусловленное становлением структуры детского сознания.

Развивается соподчинение мотивов, появляются произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности. Развитие личности ребенка этого возраста во многом связано с тем, насколько его инициатива признается окружающими детьми и взрослыми. Чтобы развитие творческого начала проходило успешно, нужно не только предлагать детям задания творческого характера, но и обеспечивать социальное признание результатов их деятельности. В этом смысле эффективным является метод проектов, но детям дошкольного возраста трудно реализовывать их, поэтому желательно привлекать к этому родителей. Важно, чтобы они не только не подавляли детскую инициативу, обеспечивая лишь техническую сторону выполнения проекта, помогая с поиском материала, но и серьезно относились к их занятиям. В качестве проектов могут выступать различные виды совместной деятельности детей, например, изготовление альбома истории семьи; создание плана города или улицы, где живет ребенок, изготовление кормушек для птиц.

На этом этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания.

Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать.

1.2 Понятие «звукопроизношение» в психолого-педагогической литературе и основной принцип формирования правильного произношения у детей дошкольного возраста.

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков: сшрл и др., а с простых: иф, ты и др., произношение которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка.

Хотя у ребенка, как правило, бывает сформирована артикуляционная база почти всех звуков, работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только помогает формированию правильного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возможность познавать языковую действительность.

Систематические, последовательные занятия по отработке всех, звуков (проводятся начиная со второй младшей группы и кончая старшей), а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются и кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильным произношением звуков.

В основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежат отработка (в определенной последовательности) гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам. Это способствует формированию правильного звукопроизношения, т. е. является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду.

Но очень важно и второе направление — коррекция различных нарушений речи. Наиболее частыми дефектами речи, встречающимися у воспитанников дошкольных учреждений общего типа, являются нарушения звукопроизношения. Их исправление наиболее доступно для воспитателя.

1.3  Этапы обучения детей правильному звукопроизношению.

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

I этап – подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку рече-двигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции  р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро – ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

Для развития речевого дыхания проводят игры: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.

В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др. В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.

II этап -становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей. Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.

В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произношение звука.

III этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно.

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10–20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р).

IV этап – этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка – «шушка», вместо Саша – «Шаша»). Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех- четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья).

        Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы – уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый»).Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок). Использование этих слов возможно в игре или разговоре:

-Как позовешь кошку? – Кис-кис!

-Как прогонишь воробья с огорода? – Кыш-кыш!

Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

Таким образом, воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков, поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культура речи произношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух). Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное знамение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.


2 ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методики изучения правильного произношения детей дошкольного возраста

Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности.

Владение методикой постановки звуков является одной из главных составляющих профессионализма логопеда. Этой проблемой занимались многие ученые: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичева и другие.  Много написано книг, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей. Определена последовательность в работе над звуком.

Богомолова А.И. рекомендует проводить постановку звука в такой последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у ребенка нарушено несколько групп звуков.

Т.Б. Филичева рекомендует исправлять недостатки звукопроизношения с учетом   появления звуков в антогенезе: свистящие, шипящие, соноры. 

Авторы не рекомендуют брать для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом. Они рекомендуют одновременно работать над трудными звуками «р», «ш», потому что это ведет к большой затрате энергии, к быстрому утомлению.

        В учебно-методическом пособии Акименко В.М. «Исправление звукопроизношения у детей» представлены методические рекомендации, позволяющие построить точную схему коррекции нарушенного звукопроизношения с опорой на знания правильного уклада органов артикуляционного аппарата в момент произношения звука, формы нарушенного произношения, а также методов и приемов исправления. В пособии предлагаются наряду с традиционными методами, постановка звуков с применением моделей артикуляции звуков.

        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. рекомендуют «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста», которое предназначено для оперативного массового обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления, нуждающихся в логопедической помощи. В нем представлен достаточный словесный и картинный материал для предварительного обследования и анализа: общей картины звукопроизношения, состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звуко-слоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

        Целью методики Фомичевой М.Ф. для выявления уровня сформированности звукопроизношения является выявление качества произношения различных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах. Она разработала уровни сформированности звукопроизношения:

I уровень (низкий) – нарушено более 4 звуков;

II уровень (средний) – от 1 до 4 звуков;

III уровень (высокий) – все звуки сформированы.

2.2 Результаты исследования правильного произношения у детей дошкольного возраста на этапах констатирующего и контрольного эксперимента

Наша экспериментальная работа проходила на базе МДОУ детского сада комбинированного вида № 6 «Буратино» по теме: «Обучение правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста». Эксперимент проходил в естественных условиях в логопедической группе.

В эксперименте участвовало 11 детей. Все дети здоровы, поведение организованное. Обследование состояния звукопроизношения проводилось с каждым ребенком индивидуально.

         Для выявления уровня сформированности звукопроизношения мы использовали методику, предложенную М.Ф.Фомичевой.

Обследование состояния звукопроизношения по методике М.Ф.Фомичевой.

Цель: выявить качество произношения различных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах, в речи. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результатов обследования звукопроизношения у детей 4-6 лет

Глас

звуки

Согласные звуки

ФИО

с

с'

з

з'

ш

ж

ч

щ

р

р'

л

л'

к

к'

Всего

В %

1.Маша

+

т

+

д

+

+

д

с'

с

+

+

в

+

+

+

9

60

2.Гена

+

с'

+

з'

+

с

з

+

+

--

л'

в

+

+

+

8

53

3.Дина

+

с'

+

з'

+

с

з'

+

+

--

-

в

-

+

+

6

40

4.Кирилл

+

+

+

с

с'

+

ш

+

+

в

---

в

-

+

+

8

53

5.Карина

+

+

+

+

+

с

з

+

+

+

+

ы

+

+

+

12

80

6.Аня

+

ш

+

ж

+

+

+

+

+

л

+

л'

+

+

+

11

73

7.Гоша

+

ф

+

в

+

ф

в

+

+

-

-

в

-

+

+

7

46

8.Мария

+

+

+

+

+

с

з

т

+

-

-

+

+

+

+

10

66

9.Никита

+

ш

+

ж

+

+

+

т

с'

р'

+

в

+

+

+

9

60

10.Женя

+

ш

+

ж

+

с'

з'

+

+

---

---

в

+

+

+

8

53

11.Варя

+

+

ц

+

+

+

з

т

+

---

л'

л'

+

+

+

9

60

всего чел

11

4

10

3

10

5

2

7

9

2

4

1

8

11

11

в %

100

36

90

27

90

45

18

63

81

18

36

9

72

100

100

Низкий

7

8

6

8

10

5

45

Средний

1

1

4

2

3

2

2

7

63

Высокий

11

11

11

3

27

Диаграмма 1 - Уровень развития звукопроизношения у детей 4-6 лет (Констатирующий этап)

Качественная характеристика полученных результатов обследования звукопроизношения детей

  1. С гласными звуками проблем не обнаружено. Справились 11 чел -100%
  2. С согласным звуком «с» проблема у 7 детей. Звук смягчают -2ребенка, произносят в место неё шипящие 3 ребенка, заменяют на другой звук-2 ребенка.
  3. С согласным мягким звуком «с’ «проблема у 1 ребенка, по причине замены на другой звук.
  4. С согласным звуком «з» проблема у 8 детей. Звук смягчают -2 ребенка, произносят в место неё шипящие -3 ребенка, заменяют на другой звук -3 ребенка.
  5. С согласным мягким звуком «з'» проблема у 1 ребенка, по причине замены и мягкости на другой звук.
  6. С согласным звуком «ш» проблемы у 7 детей. Звук смягчает 1  ребенок, заменяют на другой звук 5 детей.
  7. С согласным звуком «ж» проблемы у  9 детей. Смягчают, а также произносят другой звук –2 детей. Заменяют на другой звук 7 детей.
  8. С согласным звуком «ч» проблемы у 4 детей. Смягчает и заменяет на другой звук- 1 ребёнок, заменяют на другой звук 3 детей.
  9. С согласным звуком «щ» проблемы у 2 детей. Смягчают и заменяют на другой звук- 2 детей.
  10. С согласным звуком «р» проблемы у 9 детей. Смягчает звук 1 ребенок. Заменяют на другой звук 2 детей. Не выговаривают - 6 детей.
  11. С согласным мягчим звуком «р'» проблемы у 7 детей.Смягчают и заменяют на другой звук 2 ребёнка. Не выговаривают 5 детей.
  12. С согласным звуком «л» проблем у 10 детей. Смягчают и заменяют на другой звук 2 ребенка. Заменяют на другой звук 8  детей.
  13. С согласным мягким звуком «л'» проблемы у 3 детей. Не выговаривают-3 ребенка.
  14. С согласным звуком «к» проблем не обнаружено.
  15. С согласным мягким звуком «к'» проблем не обнаружено.

Итог исследования:

I уровень (низкий) – нарушено более 4 звуков-5 человек -45%.

II уровень (средний) – от 1 до 4 звуков-7 человек-63%

III уровень (высокий) – все звуки сформированы-3 человека-27%

По результатам исследования намечены пути коррекции и предложены методические рекомендации.

Таблица№2 - Повторная диагностика после проведенной работы

Глас

звуки

Согласные звуки

ФИО

с

с'

з

з'

ш

ж

ч

щ

р

р'

л

л'

к

к'

Всего

В %

1.Маша

+

т

+

д

+

+

+

+

с

+

+

в

+

+

+

10

66

2.Гена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

л

л'

+

+

+

+

14

93

3.Дина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

12

80

4.Кирилл

+

+

+

+

+

+

+

+

+

л

-

+

+

+

+

13

86

5.Карина

+

+

+

+

+

с

+

+

+

+

+

р

+

+

+

13

86

6.Аня

+

+

+

ж

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13

86

7.Гоша

+

ф

+

+

+

+

+

+

+

-

-

в

+

+

+

9

60

8.Мария

+

+

+

+

+

с

+

+

+

+

-

+

+

+

+

10

66

9.Никита

+

ш

+

ж

+

+

+

+

с'

+

+

в

+

+

+

10

66

10.Женя

+

+

+

р

+

с'

+

+

+

-

+

+

+

+

+

12

80

11.Варя

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

л'

л'

+

+

+

10

66

всего чел

11

8

10

7

11

8

6

9

9

5

5

6

9

11

11

в %

100

72

90

63

100

72

54

81

81

45

45

54

81

100

100

Низкий

6

5

2

Средний

3

4

3

2

4

5

Высокий

11

11

11

11

11

11

11

11

8

Диаграмма 2 - Уровень развития звукопроизношения у детей 4-6 лет (Контрольный этап)

Итог повторного исследования:

I уровень (низкий) – нарушено более 4 звуков; -2  человека-18%

II уровень (средний) – от 1 до 4 звуков;5 человек-45%

III уровень (высокий) – все звуки сформированы.8 человека 81%

Диаграмма 3 – Сравнительный результат обследования уровня развития звукопроизношения у детей 4-6 лет

Таким образом, многосторонней и богаче становится звуковая жизнь советского общества. С каждым годом улучшается благосостояние народа, повышается его культурный уровень – все это создает благоприятные условия для более успешного воспитания нового человека. В этом важном деле одним из эффективных средств является своевременное и правильное формирование речи ребенка. Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чтобы помочь ребенку предупредить и преодолеть их путем воспитания и обучения – нужен тесный контакт родителей и логопеда. Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков. Большой ролью в помощи своему ребенку является желание, настойчивость и терпение.

Методика логопедического воздействия – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий. Нужно сделать занятия не скучным уроком, а интересной игрой. Чаще одобрять ребенка, хвалить, тогда ему будет легче и интересней, он не так быстро будет уставать и не потеряет охоты к занятиям.

С помощью логопедических методик и коррекционных работ развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.


3  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ПЕДАГОГАМ ДОУ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ

3.1 Методические рекомендации родителям, педагогам ДОУ по обучению детей дошкольного возраста правильному произношению

Организовать совместную работу родителя с ребенком на основании полученных данных в соответствии с индивидуальными особенностями речи ребенка (звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Коррекционная работа будет строиться по трем направлениям: воспитание произносительных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков. Соответственно этим направлениям воспитатель оформляет три тетради.

- В первой тетради дается материал по развитию правильного звукопроизношения;

- во второй - по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой структуры слова;

- в третьей - по развитию фразовой речи и ее грамматическому оформлению.

Внутри каждого направления в зависимости от вида нарушения речи, психологических особенностей ребенка (внимания, памяти) и особенностей его эмоционально-волевой сферы могут быть выделены различные разделы. Так, при нарушении звукопроизношения (первое направление) коррекционная работа может состоять из следующих разделов: развитие мимической мускулатуры, развитие мелкой моторики рук, развитие артикуляционного аппарата, отработка опорных звуков, постановка нарушенного звука и его автоматизация и др. В работе также можно использовать потешки, чистоговорки. Чтобы ребенку и родителям было легче ориентироваться в тетрадях, целесообразно отделять один раздел от другого, вырезая страницы, как в алфавитной книге, и делая соответствующие надписи, а для ребенка — маленький рисунок, по которому он сможет легко найти и открыть нужный для повторения или дополнения материал. Так, на первой странице раздела «Развитие мимической мускулатуры» изображается лицо, раздела «Развитие мелкой моторики рук» — кисть руки и т. д. Прием рисования способствует развитию у ребенка внимания и повышает у него интерес к учебной деятельности. Все рисунки ребенок раскрашивает, самостоятельно подбирая нужный цвет, а также звуки

Итак, тетрадь является индивидуальной азбукой для обучения ребенка правильной речи. Индивидуальность определяется последовательностью прохождения разделов и объемом материала в каждом из них. Правильно оформляя тетради, воспитатель дает родителям возможность составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что — только уточнения, повторения, что и зачем они делают в данный момент и как это связано с дальнейшей реализацией перспективного плана работы. Такая организация материала способствует осознанию взаимосвязи и взаимозависимости всех разделов работы. Поскольку наиболее частыми нарушениями речи у детей являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять данному направлению работы наибольшее внимание. Одним из его разделов является артикуляционная гимнастика.

Специальные целенаправленные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Воспитатель показывает родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обращать особое внимание.

Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми четырех лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться те же требования, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка и т. д. Если и при систематических занятиях дома в течение двух-трех месяцев нужная группа звуков не появится, следует обратиться к логопеду.

Руководя работой родителей, воспитатель должен обратить их внимание на следующее:

-надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, можно одновременно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам;

-у ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось;

Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.

        Таким образом, цель: выявление условия для успешного развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста достигнута.

        В ходе работы изучены возрастные особенности детей дошкольного возраста по направлению развития звуковой культуры речи, рассмотрены  этапы обучения детей правильному звукопроизношению, проведена экспериментальная работа  по обучению правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста, представлены результаты исследования по обучению правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста.

        Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

        Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, э, и и согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф. Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.), а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

        Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности. Процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связи между ощущениями, вызванными сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения. Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные движения.

Одной из важных предпосылок формирования речи являются способность ребенка к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики и т.д., не менее эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки и др.). Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой. Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В мире сказок". НОД с детьми старшей группы по преодолению страхов и обучению правильному поведению в стрессовых ситуациях.

НОД с детьми старшей группы по преодолению страхов и обучению правильному поведению в стрессовых ситуациях. Тема: «В мире сказок» Цель: 1.Сформировать у  детей ответственное и осо...

Дисциплина - это обучение правильному поведению.

Статья о значении дисциплины в жизни и развитии четырехлетних детей....

Игры, направлены на обучение правильному дыханию на занятиях по плаванию.

На занятиях в зале и в воде особое внимание уделяется упражнениям для правильного дыхания. Они являются наиболее сложными в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений детей нужно учить...

обучение правильному употребелению приставочных глаголов по теме "зимние забавы"

В анимационной форме даются игровый упражнения для обучения правильному употреблению глаголов съехал, въехал, переехал, объехал и др. Авторские рифмованные строчки способствуют лучшему запоминанию мат...

обучение правильному согласованию глаголов с существительными в роде

Упражнение в согласовании глаголов с существительными в роде проводится в анимационной форме на лексическом материале "зимние забаввы". Авторские рифмованные строчки помогают лучшем запоминанию матери...