Консультация по теме «Развивающие игры с камешками Марблс в работе с детьми раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Добрый день, уважаемые коллеги! Начать выступление хочу со слов известного русского педиатра, педагога, этнографа Егора Арсеньевича Покровского: «...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Вся жизнь ребенка – это игра. Поэтому процесс обучения должен быть игровым, динамичным, разнообразным и неутомительным. От каждого выполненного задания ребёнок должен испытывать ощущение успеха и эмоционального удовлетворения. Такой находкой стали камешки Марблс. Этот нетрадиционный материал любопытен детям, их использование вносит элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда, а ведь, как известно, познание окружающего мира начинается с удивления.

Что же такое Марблс? Марблс (в переводе с англ. означает "мрамор") - небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что не только детям, но и взрослым хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Для работы с детьми используются камешки, имеющие форму приплюснутого шара, они более устойчивы и не перекатываются.

Изначально камешки выпускались производителями, как оформительский материал и использовались дизайнерами для украшения ваз, аквариумов, фоторамок и др.

Актуальность применения данной технологии очень высока. Не только педагоги, работающие с детьми раннего возраста, но и педиатры, логопеды, психологи отмечают устойчивую отрицательную динамику в развитии речи детей. Ещё известный философ Кант говорил: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи. У большинства детей, которые начинают посещать детский сад, прослеживается выраженная общая моторная недостаточность. Систематические упражнения для пальцев, с использованием камешков Марблс, не только стимулируют развитие речи, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Именно воспитатели, раскрыли педагогическую ценность данного материала.

Использование нетрадиционных методов в работе повышают эффективность познавательного процесса и сенсомоторного развития у детей. Инновационным подходом в организации образовательного процесса является то, что в ходе игровых заданий и упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они смогут использовать в других видах деятельности.

Использование камешков Марблс – это инновационный конструктивно-игровой приём, имеющий ряд преимуществ:

- оптимизация педагогического процесса (создание положительной эмоциональной атмосферы);

- расширение образовательного пространства;

- обогащение развивающей предметно – пространственной среды;

- стимулирование игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников;

- создание условий для экспериментирования с доступными детям материалами, 

- развитие психических процессов и мелкой моторики рук;

- возможность самовыражения детей;

- стимулирование речевого развития детей раннего возраста.

Особое внимание хочу обратить на то, что в раннем возрасте мы используем камешки Марблс только в индивидуальной работе с детьми или в работе с небольшими подгруппами. Для самостоятельных игр камешки не используются. Игры проводятся под контролем взрослого.

Цель использования камешков Марблс – это сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

С помощью камешков Марблс в раннем возрасте можно решать следующие задачи:

- формировать познавательную активность;

- закреплять и расширять представления об окружающем мире;

- формировать сенсорные представления;

- стимулировать речевую активность;

- обучать щипковому, пинцетному и кулачковому захвату:

- развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать тактильную чувствительность рук;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Хочется отметить, что данное игровое пособие можно использовать в работе с детьми начиная с ясельной группы и заканчивая подготовительной к школе группой. При этом спектр задач, которые можно решить значительно расширяется в зависимости от возраста детей. Образовательный потенциал камешков Марблс очень широк.

Игры и упражнения с камешками Марблс соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

- обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала;

- удовлетворяют индивидуальные потребности ребенка;

- поддерживают инициативу детей;

- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- обеспечивают вариативность и разнообразие содержания.

Кроме того, можно утверждать, что применение камешков Марблс соответствует ФОП ДО (федеральной образовательной программе дошкольного образования).

В соответствии с п.23.4. Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.

Применение данной практики позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику их образовательных потребностей и интересов.

В соответствии с п.24.8. и п.24.9. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты ее применения в ДО.

Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.

Игры с камешками Марблс позволяют максимально использовать различные варианты детской деятельности в режимных моментах в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития.

А сейчас я бы хотела рассказать об этих простых, но очень полезных и эффективных играх.

Первые игры с детьми самые элементарные. Предлагаю вместе в них поиграть так, как мы играем в группе.

(педагог сам показывает и выполняет действия)

Положите камешек на ладонь. Спрячьте его. Покажите. Переложите на другую ладошку. Спрячьте. Покажите.

При помощи камешков можно проводить массаж ладоней. Мы для этого используем камешки в форме кристаллов. У них не гладкая поверхность, при этом их легко вращать. Давайте вместе, у кого кристаллы, выполним массаж. Вращение по часовой стрелке, теперь – против. Прямые движения между ладонями: вперёд-назад. Можно взять камешек и прижать к каждому пальцу другой руки. Затем поменять руки. Если дети сидят за столами, то вариантов массажа может быть больше.

Очень нравятся детям игры с водой и песком. В ёмкость с тёплой водой погружаю камешки, ребёнку необходимо их достать. Можно усложнить задание и предложить достать не рукой, а ситечком или ложкой.

Ещё один вариант – это сухой бассеин с песком. Сначала дети просто достают камешки. Затем предлагается карточка с кругами определённого цвета. Ребёнок находит камешек, кладёт его на круг соответствующего цвета. Задача ребёнка найти все камешки и закрыть круги. Ещё можно использовать карточки с разными фигурами: звёздочка сердечко, цветочек, яблочко и.т.д. Тогда ребёнок находит камешек определённой формы и кладёт его на соответствующую фигурку.

Так же можно сделать сухой бассеин из камешков. У нас такой бассейн из приплюснутых шариков одинакового размера и формы. В них я прячу камешки другой формы. Например, как вы видите на фото – звёздочки. Ребёнок среди камешков одного вида находит совершенно другие по форме. По аналогии можно прятать среди камешков любые мелкие предметы.

Хорошо известны игры на дифференциацию. Можно перемешать 2-3 вида камешков. На фото вы видите, ребёнок сортирует сердечки и звёздочки. В зависимости от уровня развития ребёнка можно увеличивать количество форм.

Так же можно классифицировать камешки по цвету.

Дети любят играть с коробками сортёрами. Сначала можно предложить в каждую ячейку положить по одному камешку, без учёта цвета и формы. Затем предложить выложить в каждый ряд камешки определённого цвета: 1 ряд - красные камешки, 2-ой – синие и.т.д. Аналогичное задание: разложить по форме: 1 ряд – звёздочки, 2 ряд – сердечки и т.д.

Ещё одна группа игр – это игры на выкладывание камешков. Самые простые, когда ребёнку не предлагается подбор камешков по цвету, он произвольно заполняет круги на изображении. Это могут быть игрушки на ёлке, бусы, новогодний шарик и др. (показать карточки)

Можно предложить детям выложить дорожки. Они могут быть прямые, извилистые, короткие и длинные. (показать карточки)

Более сложные задания, когда ребёнку необходимо правильно подобрать цвет. Это могут быть камешки такого же цвета. Банан - ребёнок заполняет жёлтыми камешками, огурец – зелёными.

Или необходимо дополнить изображение контрастными по цвету шариками. На красном мухоморе – белые круги, на божьей коровке – чёрные. (показать карточки)

Следующие карточки мы используем для разных видов заданий. Это выкладывание камешками соответствующего цвета по контуру или заполнение камешками изображения. (показать карточки)

Игры повышенного уровня сложности – для детей с высоким уровнем развития. Это игры на выкладывание закономерностей. Это может быть чередование двух или трёх цветов. Так же может быть облегчённый вариант, когда ребёнок видит, какого цвета камешек положить и высокий уровень сложности, когда ребёнок сам должен понять, какой камешек следующий. (показать карточки)

Это, конечно, только часть игр, которые можно организовать с использованием камешков Марблс. Вы увидели, что вариантов игр очень много. Все они имеют занимательный характер, стимулируют речевое развитие путем тренировки пальцев рук, повышают активность и интерес детей, снимают усталость, негативное эмоциональное напряжение. На мой взгляд, камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в работе с детьми раннего возраста.

Камешки Марблс - настоящий клад, благодаря которому детство наших детей будет особенным и счастливым. Набор таких чудесных камней – палочка-выручалочка для педагогов и родителей. С ними можно организовать интересную, увлекательную, а главное развивающую деятельность с нашими малышами!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_marbls.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48»

Консультация по теме

«Развивающие игры с камешками Марблс в работе с детьми раннего возраста»

Подготовила:

Сятчихина Т.А, воспитатель

г. Верхняя Пышма

Добрый день, уважаемые коллеги! Начать выступление хочу со слов известного русского педиатра, педагога, этнографа Егора Арсеньевича Покровского: «...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Вся жизнь ребенка – это игра. Поэтому процесс обучения должен быть игровым, динамичным, разнообразным и неутомительным. От каждого выполненного задания ребёнок должен испытывать ощущение успеха и эмоционального удовлетворения. Такой находкой стали камешки Марблс. Этот нетрадиционный материал любопытен детям, их использование вносит элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда, а ведь, как известно, познание окружающего мира начинается с удивления.

Что же такое Марблс? Марблс (в переводе с англ. означает "мрамор") - небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что не только детям, но и взрослым хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Для работы с детьми используются камешки, имеющие форму приплюснутого шара, они более устойчивы и не перекатываются.

Изначально камешки выпускались производителями, как оформительский материал и использовались дизайнерами для украшения ваз, аквариумов, фоторамок и др.

Актуальность применения данной технологии очень высока. Не только педагоги, работающие с детьми раннего возраста, но и педиатры, логопеды, психологи отмечают устойчивую отрицательную динамику в развитии речи детей. Ещё известный философ Кант говорил: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи. У большинства детей, которые начинают посещать детский сад, прослеживается выраженная общая моторная недостаточность. Систематические упражнения для пальцев, с использованием камешков Марблс, не только стимулируют развитие речи, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Именно воспитатели, раскрыли педагогическую ценность данного материала.

Использование нетрадиционных методов в работе повышают эффективность познавательного процесса и сенсомоторного развития у детей. Инновационным подходом в организации образовательного процесса является то, что в ходе игровых заданий и упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они смогут использовать в других видах деятельности.

Использование камешков Марблс – это инновационный конструктивно-игровой приём, имеющий ряд преимуществ:

- оптимизация педагогического процесса (создание положительной эмоциональной атмосферы);

- расширение образовательного пространства;

- обогащение развивающей предметно – пространственной среды;

- стимулирование игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников;

- создание условий для экспериментирования с доступными детям материалами,

- развитие психических процессов и мелкой моторики рук;

- возможность самовыражения детей;

- стимулирование речевого развития детей раннего возраста.

Особое внимание хочу обратить на то, что в раннем возрасте мы используем камешки Марблс только в индивидуальной работе с детьми или в работе с небольшими подгруппами. Для самостоятельных игр камешки не используются. Игры проводятся под контролем взрослого.

Цель использования камешков Марблс – это сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

С помощью камешков Марблс в раннем возрасте можно решать следующие задачи:

- формировать познавательную активность;

- закреплять и расширять представления об окружающем мире;

- формировать сенсорные представления;

- стимулировать речевую активность;

- обучать щипковому, пинцетному и кулачковому захвату:

- развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать тактильную чувствительность рук;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Хочется отметить, что данное игровое пособие можно использовать в работе с детьми начиная с ясельной группы и заканчивая подготовительной к школе группой. При этом спектр задач, которые можно решить значительно расширяется в зависимости от возраста детей. Образовательный потенциал камешков Марблс очень широк.

Игры и упражнения с камешками Марблс соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

- обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала;

- удовлетворяют индивидуальные потребности ребенка;

- поддерживают инициативу детей;

- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- обеспечивают вариативность и разнообразие содержания.

Кроме того, можно утверждать, что применение камешков Марблс соответствует ФОП ДО (федеральной образовательной программе дошкольного образования).

В соответствии с п. Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.

Применение данной практики позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику их образовательных потребностей и интересов.

В соответствии с п. и п. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты ее применения в ДО.

Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.

Игры с камешками Марблс позволяют максимально использовать различные варианты детской деятельности в режимных моментах в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития.

А сейчас я бы хотела рассказать об этих простых, но очень полезных и эффективных играх.

Первые игры с детьми самые элементарные. Предлагаю вместе в них поиграть так, как мы играем в группе.

(педагог сам показывает и выполняет действия)

Положите камешек на ладонь. Спрячьте его. Покажите. Переложите на другую ладошку. Спрячьте. Покажите.

При помощи камешков можно проводить массаж ладоней. Мы для этого используем камешки в форме кристаллов. У них не гладкая поверхность, при этом их легко вращать. Давайте вместе, у кого кристаллы, выполним массаж. Вращение по часовой стрелке, теперь – против. Прямые движения между ладонями: вперёд-назад. Можно взять камешек и прижать к каждому пальцу другой руки. Затем поменять руки. Если дети сидят за столами, то вариантов массажа может быть больше.

Очень нравятся детям игры с водой и песком. В ёмкость с тёплой водой погружаю камешки, ребёнку необходимо их достать. Можно усложнить задание и предложить достать не рукой, а ситечком или ложкой.

Ещё один вариант – это сухой бассеин с песком. Сначала дети просто достают камешки. Затем предлагается карточка с кругами определённого цвета. Ребёнок находит камешек, кладёт его на круг соответствующего цвета. Задача ребёнка найти все камешки и закрыть круги. Ещё можно использовать карточки с разными фигурами: звёздочка сердечко, цветочек, яблочко и.т.д. Тогда ребёнок находит камешек определённой формы и кладёт его на соответствующую фигурку.

Так же можно сделать сухой бассеин из камешков. У нас такой бассейн из приплюснутых шариков одинакового размера и формы. В них я прячу камешки другой формы. Например, как вы видите на фото – звёздочки. Ребёнок среди камешков одного вида находит совершенно другие по форме. По аналогии можно прятать среди камешков любые мелкие предметы.

Хорошо известны игры на дифференциацию. Можно перемешать 2-3 вида камешков. На фото вы видите, ребёнок сортирует сердечки и звёздочки. В зависимости от уровня развития ребёнка можно увеличивать количество форм.

Так же можно классифицировать камешки по цвету.

Дети любят играть с коробками сортёрами. Сначала можно предложить в каждую ячейку положить по одному камешку, без учёта цвета и формы. Затем предложить выложить в каждый ряд камешки определённого цвета: 1 ряд - красные камешки, 2-ой – синие и.т.д. Аналогичное задание: разложить по форме: 1 ряд – звёздочки, 2 ряд – сердечки и т.д.

Ещё одна группа игр – это игры на выкладывание камешков. Самые простые, когда ребёнку не предлагается подбор камешков по цвету, он произвольно заполняет круги на изображении. Это могут быть игрушки на ёлке, бусы, новогодний шарик и др. (показать карточки)

Можно предложить детям выложить дорожки. Они могут быть прямые, извилистые, короткие и длинные. (показать карточки)

Более сложные задания, когда ребёнку необходимо правильно подобрать цвет. Это могут быть камешки такого же цвета. Банан - ребёнок заполняет жёлтыми камешками, огурец – зелёными.

Или необходимо дополнить изображение контрастными по цвету шариками. На красном мухоморе – белые круги, на божьей коровке – чёрные. (показать карточки)

Следующие карточки мы используем для разных видов заданий. Это выкладывание камешками соответствующего цвета по контуру или заполнение камешками изображения. (показать карточки)

Игры повышенного уровня сложности – для детей с высоким уровнем развития. Это игры на выкладывание закономерностей. Это может быть чередование двух или трёх цветов. Так же может быть облегчённый вариант, когда ребёнок видит, какого цвета камешек положить и высокий уровень сложности, когда ребёнок сам должен понять, какой камешек следующий. (показать карточки)

Это, конечно, только часть игр, которые можно организовать с использованием камешков Марблс. Вы увидели, что вариантов игр очень много. Все они имеют занимательный характер, стимулируют речевое развитие путем тренировки пальцев рук, повышают активность и интерес детей, снимают усталость, негативное эмоциональное напряжение. На мой взгляд, камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в работе с детьми раннего возраста.

Камешки Марблс - настоящий клад, благодаря которому детство наших детей будет особенным и счастливым. Набор таких чудесных камней – палочка-выручалочка для педагогов и родителей. С ними можно организовать интересную, увлекательную, а главное развивающую деятельность с нашими малышами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста.

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов в работе с детьми раннего возраста. Камешки можно использовать для создания сюрпризного момента, релаксации и конечн...

Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?

Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....

«Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста.»

Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных у...

Развивающие игры с камешками "Марблс" в работе с детьми раннего возраста

Развивающие игры с камешками " Марблс" в работе с детьми раннего возраста....

Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста.

Говорим и отдыхаем, Камешки перебираем, Разные — разные: Голубые, красные, Желтые, зеленые, Легкие, тяжелые....

Педагогическая находка "Развивающие игры с камешками Марблс в работе с детьми раннего возраста"

В материале раскрывается актуальность, инновационный подход и теоретическое обоснование применения в практике работы с детьми раннего возраста нетрадиционного игрового матнриала: камешков Марблс....