Содержание ФОП по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
рабочая программа

Любовь Борисовна Черникова

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sait_aprel.docx18.34 КБ
Файл sait_aprel.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание ФОП по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

Д. С. Лихачев

 

Переход на обновленные ФГОС дошкольного образования и введение федеральной образовательной программы - ключевое событие системы дошкольного образования. С 1 сентября 2023 года все детские сады России начали работать по единой Программе, в содержательном разделе которой представлена обновленная программа воспитания. Среди шести направлений воспитания одним из ведущих становится патриотическое. Усилено его содержание и в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».

- С чего же начинается Родина, и как нам воспитывать будущих патриотов в рамках новой Федеральной Образовательной Программы?

Все мы знаем, что сейчас наша страна переживает непростой исторический период. И тем важнее, ценнее сейчас работа каждого педагога, направленная на воспитание будущих патриотов России.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Для дошкольных образовательных организаций первоочередная задача это - внедрение патриотического воспитания детей дошкольного возраста, освоение обновленного содержания и разработка новых технологий.

С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач.

Федеральная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. И главная задача педагога - воспитывать высоконравственного человека по идеальным представлениям.

Целью Федеральной общеобразовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

ПООП (Примерная общеобразовательная программа)  – это рекомендации, на основании которых строится ФОП (Федеральная образовательная программа), имеет статус обязательной программы, которая закрепляется на законодательном уровне. ПООП включает в себя описание благоприятных условий для развития учеников, ФОП приводит конкретные задачи по разностороннему развитию подопечных, а именно обеспечение развития физических, личностных и нравственных качеств, привитие любви к Родине, развитие интеллектуальных способностей и талантов.

 

ПООП и ФОП: сходство и различие

Задачи: Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи: Приобщение детей( в соответствии с возрастными особенностями) и базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

 


Основа патриотизма – это семья. Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.

Задачи и планируемые результаты в социально – коммуникативном развитии, для области формирование основ гражданственности и патриотизма прописаны в ФОП с возраста 3-4 лет, то есть со 2 младшей группы.

Основы патриотизма для детей 3-4 лет:

3-4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.

Содержание образовательной деятельности:

Педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях. Знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи.

Возраст 4-5 лет:

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма:

Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам

страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным

достопримечательностям города (поселка), в котором они живут.

Содержание образовательной деятельности:

Воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России.

Знакомит с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб

России, воспитывает уважительное к символам страны. Обогащает представление детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы.

Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику.

Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.). Поддерживает интерес народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм,

игрушкам).

Возраст 5-6 лет

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма:

Воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.

Содержание образовательной деятельности:

Педагог воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России.

Формирует у детей представления о государственных символах России – гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме.

Обогащает представления детей о том, что Россия – большая многонациональная страна и воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре.

Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности (рисуют, играют, обсуждают).

Возраст 6-7 лет

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма:

Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области

спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;

знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения

достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.

При формировании календарного плана воспитательной работы организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей. Все мероприятия должны проводиться с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников.                                                         

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.



Предварительный просмотр:

Содержание ФОП по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

Д. С. Лихачев

 

Переход на обновленные ФГОС дошкольного образования и введение федеральной образовательной программы - ключевое событие системы дошкольного образования. С 1 сентября 2023 года все детские сады России начали работать по единой Программе, в содержательном разделе которой представлена обновленная программа воспитания. Среди шести направлений воспитания одним из ведущих становится патриотическое. Усилено его содержание и в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».

- С чего же начинается Родина, и как нам воспитывать будущих патриотов в рамках новой Федеральной Образовательной Программы?

Все мы знаем, что сейчас наша страна переживает непростой исторический период. И тем важнее, ценнее сейчас работа каждого педагога, направленная на воспитание будущих патриотов России.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Для дошкольных образовательных организаций первоочередная задача это - внедрение патриотического воспитания детей дошкольного возраста, освоение обновленного содержания и разработка новых технологий.

С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач.

Федеральная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. И главная задача педагога - воспитывать высоконравственного человека по идеальным представлениям.

Целью Федеральной общеобразовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

ПООП (Примерная общеобразовательная программа)  – это рекомендации, на основании которых строится ФОП (Федеральная образовательная программа), имеет статус обязательной программы, которая закрепляется на законодательном уровне. ПООП включает в себя описание благоприятных условий для развития учеников, ФОП приводит конкретные задачи по разностороннему развитию подопечных, а именно обеспечение развития физических, личностных и нравственных качеств, привитие любви к Родине, развитие интеллектуальных способностей и талантов.

 

ПООП и ФОП: сходство и различие

Задачи: Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи: Приобщение детей( в соответствии с возрастными особенностями) и базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

 


Основа патриотизма – это семья. Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.

Задачи и планируемые результаты в социально – коммуникативном развитии, для области формирование основ гражданственности и патриотизма прописаны в ФОП с возраста 3-4 лет, то есть со 2 младшей группы.

Основы патриотизма для детей 3-4 лет:

3-4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.

Содержание образовательной деятельности:

Педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях. Знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи.

Возраст 4-5 лет:

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма:

Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам

страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным

достопримечательностям города (поселка), в котором они живут.

Содержание образовательной деятельности:

Воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России.

Знакомит с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб

России, воспитывает уважительное к символам страны. Обогащает представление детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы.

Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику.

Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями; знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.). Поддерживает интерес народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм,

игрушкам).

Возраст 5-6 лет

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма:

Воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.

Содержание образовательной деятельности:

Педагог воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России.

Формирует у детей представления о государственных символах России – гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме.

Обогащает представления детей о том, что Россия – большая многонациональная страна и воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре.

Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности (рисуют, играют, обсуждают).

Возраст 6-7 лет

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма:

Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области

спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;

знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке); развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения

достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания.

При формировании календарного плана воспитательной работы организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей. Все мероприятия должны проводиться с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников.                                                         

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Содержание уголков по нравственно-патриотическому воспитанию»

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.Консультация подготовлена по материалам журнала «Справочник старшего воспитателя ДОУ» и книги «П...

Памятка для воспитателей «Содержание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию»

Памятка для воспитателей «Содержание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию»Подготовила: старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Кисляков...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...