Консультация для педагогов "Прищепки как игровое дидактическое пособие для детей дошкольного возраста"
консультация
В данной консультации для педагогов представлены игры с прищепками, которые служат прекрасной формой работы с детьми по закреплению знаний о цвете, форме, величины, умение ориентироваться в пространстве, счетных навыков, развития внимания. мышления, воображения, речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Петрухина Светлана Ивановна, воспитатель, МБОУ "СОШ № 20" г. Химки, Московская область
Консультация для педагогов
«Прищепки как игровое дидактическое пособие для детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Ребенок живет в игре. Играя, он познает мир, общается с ним, запоминает правила поведения. Важно обеспечить ребенку беспрерывную череду увлекательных занятий и игр, чтобы его активность не замедлялась ни на мгновение.
К сожалению, сейчас часто наблюдается картина, когда дети дошкольного возраста имеют слабое развитие кисти рук, нарушение мелкой моторики. Дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться ножницами.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
Для того, чтобы сделать свою работу по формированию познавательного интереса и развитию мелкой моторики наиболее эффективной, решила использовать не только готовые настольные развивающие игры, но и доступные всем предметы. Одним из таких предметов стали бельевые прищепки разного цвета и размера.
Разноцветные бельевые прищепки – это интересный, бытовой, безопасный и доступный материал для детских игр, развивающих занятий, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук, готовит руку ребенка к письму, способствуют развитию речи.
Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения, речи. Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается и эмоционально-волевая сфера детей.
Прищепки, благодатный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Они позволяют скоординировать движения пальцев, помогают в развитии точности и ловкости, координируют зрительно - моторную систему. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений
Цель игр с прищепками — усиление познавательного интереса дошкольников.
Задачи:
- улучшение мелкой моторики, усиление мускулатуры кистей и пальцев;
- совершенствование восприятия форм, цветов, размеров;
- развитие пространственного восприятия;
- стимуляция речевых способностей;
- расширение знаний об окружающим мире;
- изучение счета, формирование математических представлений;
- стимуляция творческой активности, развитие воображения;
- развитие восприятия органами слуха и зрения;
- улучшение памяти, концентрации внимания;
- формирование позитивного эмоционального состояния.
Требования к проведению игр с прищепками:
• Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними;
• объяснить правила пользования прищепками;
• перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками);
• при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному);
• не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная);
• не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов
• игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
• приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости
• никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
• недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму; • соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.
Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок, рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно раздать прищепки детям и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать детям рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки.
Варианты игр разнообразны. В зависимости от возраста детей задания могут изменяться и усложняться.
Игры для малышей 2-3 лет
Прежде чем приступать к занятиям, обязательно научите вашего малыша правильно пользоваться прищепками – раскрывать их, держа тремя пальцами. Если малыш ещё совсем маленький, можно сравнить прищепку с акулой или крокодилом, который открывает рот. Для наглядности можно распечатать рисунки животных и приклеить их на бельевые прищепки. Прикрепляя к прищепкам разных зверушек, можно учить вместе с ребёнком, как крякает лягушка и как лает собачка, открывая ту или иную игрушку.
«Где чей хвостик?» Распечатайте животных и отдельно их хвосты – пушистый рыжий у белки, длинный с кисточкой у льва, короткий серый у зайца и так далее.
«Дополни картину» Распечатайте шаблоны картинок и предложите ребёнку с помощью прищепок закончить рисунок. Например: к солнышку прикрепить лучики. К тучке – капельки дождя. К рыбке – хвостик и плавники. К ёжику – иголки. К жучку – лапки. К морковке или свёкле – ботву. К лампочке – иголки. К деревьям – веточки. К птице – крылья. К цветам – лепестки. При этом подбирайте прищепки соответствующего цвета.
«Кто что ест?» Если вы уже договорились с малышом, что киска говорит «мяу», а корова «му», то пора переходить на следующий этап изучения животных. Для этого вам снова понадобится распечатать круг с секторами, это будет стол, за который нужно посадить всех зверушек. В каждом секторе приготовлено любимое лакомство разных животных. Задача малыша – посадить зверей так, чтобы они сытно пообедали. Отдельно распечатайте картинки животных.
Игры для ребят от 4 до 7 лет
К четырём годам ребёнок уже очень ловко орудует прищепками, поэтому сконцентрировать своё внимание нужно уже не на тренировке мелкой моторики, а на развитии навыков счёта, на знакомстве с азбукой, цифрами, а также на продолжении изучения окружающего мира. Вот некоторые варианты игр для детей 4-6 лет. «Чья тень?» Принцип игры такой же, как и у поиска домика и еды для зверушек. Только теперь нужно задействовать образное мышление, которое поможет ребёнку найти тень предметов.
«Кому это нужно?» С помощью прищепок можно изучать профессии. Врачу нужен шприц, парикмахеру – расчёска, а пожарник не обойдётся без огнетушителя.
«Сделай так же»
Для этой игры понадобятся карточки-схемы с цветными кружочками и геометрическими фигурами. Выбирается карточка и на снеговика прикрепляются прищепки с помпонами или геометрическими фигурами как нарисовано на схеме.
Прищепки с цифрами станут помощниками в закреплении математических знаний детей.
Можно использовать прищепки, формируя у ребенка понятие о цифре приемом соотнесения количества прищепок с определенными цифрами.
«Продолжи ряд»
Дети выбирают снеговика, внимательно рассматривают нарисованный на нем незаконченный числовой ряд и продолжают его, используя прищепки с нужными цифрами.
«Веселые цифры и буквы» Конечно, прищепки можно задействовать в подготовке ребенка к школе, изучая буквы и цифры. Вариантов множество, все зависит только от вашей фантазии.
«Собери звуковые бусы»
Ребенку или группе детей педагог предлагает собрать цветную цепочку, в которой будут чередоваться красные и синие прищепки. Красные прищепки символизируют гласные звуки, а синие — согласные.
Вывод:
Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Детский сад — маленький мир. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Всегда испытываешь радость, видя, как меняется ребенок, с которым ты работаешь, в которого вкладываешь частичку своей души. И это трудно с чем-то сравнить.
Вот такие они: простые, но в то же время такие необычные прищепки!
Литература
1.Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками, Сибирское университетское издательство,2008.
2.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилкина И.И., Игры с прищепками творим и говорим, ТЦ «Сфера»,2011.
3.Швайко Г.С., Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое дидактическое пособие для детей младшего возраста «Умелые прищепки»
Игровое пособие заключается в том, что бы при помощи разного цвета прищепок "дорисовать", "оформить" картинку. Это могут быть плавники рыбки, капельки от тучки, листочки от стебелька, лепестки о...

Электронное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Вот и пришла зима"
Данное пособие создано для детей дошкольного возраста и может использоваться педагогами как дополнительный материал к интегрированным занятиям, а также просто в совместной деятельности с детьми....

Электронное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Игры с буквами"
Данное пособие может использоваться педагогами как дополнительный материал к интегрированным занятиям, а также в совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы....

Электронное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "С Днем Победы!"
Данное пособие педагоги могут использовать для интегрированного занятия к Дню Победы, а также в совместной деятельности с детьми, для свободного просмотра детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие А давай мы, поиграем…
БЫСТРО И ПРОСТО ИЗГОТОВИТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...
Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»
Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»...

Методическое обеспечение рабочей программы: комплексы музыкальных игр, игровых упражнений, мызыкально-дидактических пособий для детей дошкольного возраста
Рабочая программа – индивидуальный инструмент музыкального руководителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организа...
