Теория поколений. Что нужно знать воспитателю в 2025 году?
консультация (старшая группа)

Исаева Валентина Сергеевна

Теория поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Теория поколений. Что нужно знать педагогам в 2015 году?

Уильям Штраус и Нил Хау — два автора, которые популяризировали эти "этикеточки", определения, с присущими им характеристиками. Они написали книгу под названием "Поколения". В ней расписали все поколения, придав им определенную характеристику и придумали эти самые "ярлычки": бумеров, иксеров, миллениалов и тех, что сейчас называют поколением Z, у них это называлось поколением альфа. 

Типология теории поколений имеет очень условный характер и не является научной в полном смысле.

Теория поколений — это исследовательский подход, который описывает, почему появляются разные поколения, что их объединяет и как они меняются. Поколение сформированные в определённых условиях отличаются от поколения, сформированного в других условиях.

Она начала развиваться в немецкой социологии в начале XX века.  Это было связано с экономической и социальной трансформацией, с очередной волной Промышленной Революции. До этого в традиционном обществе, в аграрном, разница между поколениями никакой не существовало. Была передача опыта, но не было инноваций — дети живут также, как и родители. Родители передают опыт детям и те пашут землю или воюют с врагом или молятся Богу точно также.  Тогда не было представления, что следующие поколения отличаются не только как молодые от старых, но и тем, что когда нынешние молодые станут пожилыми они не повторят своих предков, а принесут чего-то новое — это пост аграрная, посттрадиционная концепция. 

Когда люди переселились массового в города и стали заниматься не сельским хозяйством, а стали заниматься промышленным производством и появились инновации, тогда в немецкой социологии возникло представление о том, что условия формирования поколения влияют устойчиво на его ценности и люди сохраняют ценности своей молодости, когда они сами уже молодыми быть перестают. Таким образом происходит этот самый межпоколенческий разрыв.  

Изначально, когда немецкие социологи впервые разрабатывали свою теорию поколение, перерыв между поколениями был в 25 лет. Когда за дело взялись маркетологи, в конце XX века, им захотелось, чтобы поколение менялись побыстрее. В результате появились некие промежуточные полу-поколения: ранние миллениалы и поздние миллениалы. Сроки сократились до 15 лет, а теперь чуть ли не до 10 лет. Если уж быть научно добросовестными, то, конечно, никаких границ, определённых мы с вами не проведём. Но, как принято:

Поколение Победителей (1928-1942)

Военное, молчащее поколение. Те, кто был до бэбибумеров, те люди, которые делали потом перестройку. Великое поколение победителей, их также называли шестидесятниками.

Повлиявшие события

Сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков

Бэбибумеры (1943-1962)

Послевоенное поколение. Люди, родившиеся после Второй Мировой войны. Это многочисленное поколение, дети бума рождаемости (во всех странах, переживших войну был бурный рост рождаемости). Люди, которые медленнее стареют, чем их, например, родители больше живут, дольше остаются активными. Поскольку они когда росли более-менее нормально кушали, пользовались какой-то медицинской помощью вплоть до своих зрелых лет. Те, кто был уже достаточно взрослым для того, чтобы ощутить распад не только как-то жизненный крах, но и как приглашение к действию. Те люди, которые в девяностых были работниками, родителями — кто зарабатывал и тратил. Они же стали коммерсантами, журналистами, бандитами, чиновниками — действующие лица 90х. 

Повлиявшие события

Окончание Второй мировой войны, Советская оттепель, покорение космоса, СССР — мировая супердержава, холодная война, первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания, рок-музыка.

Поколение X (1963-1981)

Последнее поколение, которое росло и училось вне сетевой среды. Читали книжки, тогда телевизор считался злом, и они еще не имели доступа в Великую сеть. Повстречались с интернетом, когда им было больше 20ти лет. Испытали беспомощность своих родителей. Самостоятельные дети с ключом на шее, жили сами и родители ими не занимались. Одновременно и противоположность: что на их взросление пришёл период гуманистических программ и их воспитанию уделялось больше внимания. Им труднее всего сегодня, приходится и родителей, и детей содержать — зажато между поколениями. Нынешние взрослые. Попали в некую щель, с одной стороны им показали свободу, с другой стороны, поколение старше их не допускают к настоящей власти. Фрустрированы. Женщины — самая массовая демографическая страта. Чаще бывают поклонниками стабильности, т.к. видели разные кризисы.

Повлиявшие события

Продолжение холодной войны, Перестройка, наркотики, СПИД, война в Афганистане, гранж.

Миллениалы (1982-2000)

Застали информационную свободу и информационную открытость. Они смотрели те же фильмы, слушали все те же песни, что их сверстники в других уголках мира, они граждане массовой культуры. То поколение, которое не родилось с телефоном в руках, которым "не выдавали iPad в руки прямо в роддоме". Но довольно рано столкнулись с компьютером и доступом в интернет. Специфически хрупкие, уязвимее и чувствительнее предыдущих поколений. Многое для них кажется травмирующим.

Повлиявшие события

Распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий, мобильные телефоны и Интернет

Зуммеры (2001-2016)

Те, кто родились в XXI веке. Точную характеристику дать по ним дать пока еще сложно. У них развитые коммуникативные навыки, которыми они гордятся, ценят и ищут их в окружающих, развитое умение коммуницировать, прежде всего удивительное, как будто врожденное, психологическое понимание. Умеют экологично сказать, когда им некомфортно, знают свои личные границы, говорят Я-сообщениями, заявляют о своих чувствах. Не вызывают конфликта, охотно отстаивают свою позицию, жалуются, протестуют, но при этом очень мирно. Быстро научаются, у них хороший навык работы с информацией (тоже как будто врожденный), если показать, где искать, находят и с информацией работают совершенно великолепно. Это поколение, родившееся с телефоном в руках, они могут всё загуглить. Много читают и пишут. Заметна фрагментарность: могут знать только то, что им интересно. То, что им неинтересно, могут не знать вообще. От этого создается впечатление, что они малограмотные. Передача опыта перевернулась в этот период с ног на голову, Зуммеры передают опыт своим старшим поколениям. Лучше знают, как устроен завтрашний мир, нежели предыдущий. Домоседы, т.к. дома можно иметь весь тот объём развлечений, за которым предыдущим поколениям надо было ходить друг другу в гости или на улицу, или в школу, или в кружок. Есть беспокойство у педагогов, что уходит социализация посредством общения сверстников. Дети не общаются с детьми без взрослых, грубо говоря.

Повлиявшие события

Развитие интернета, смартфоны, продукты массового потребления, Мировой экономический кризис, массовые митинги и протесты против власти, популяризация и глобализация феминизма и маскулизма, пандемия COVID-19

Самым юным долго считалось поколение Альфа – те, кто появился на свет после 2010-го.

Дети и подростки, рождённые в период с 2010 по 2024 год. Термин «поколение „альфа“» придумал и популяризировал социальный аналитик и демограф Марк Маккриндл. Первую букву греческого алфавита исследователь выбрал как символ того, что очередное поколение — это «не возврат к старому, а начало чего-то нового».

В чём проблема поколения альфа

Профессор психологии Амрит Кумар Джа отмечает несколько вероятных проблем нового поколения:

  • «Альфа» привыкли, что планшет, телефон или умная колонка доступнее, чем собственные родители. Из-за этого поколение «альфа» может отличаться слабо развитыми социальными и эмоциональными навыками.
  • Нехватка эмоциональной близости с людьми ввиду одержимости гаджетами может приводить к формированию нарциссических черт, импульсивности (из-за нехватки навыков регулирования эмоций) и хроническому чувству одиночества.
  • Дети поколения «альфа» чаще всех прошлых поколений становятся жертвами сексуального контента и поведения. «Почти 53% жертв — дети младше десяти лет», — пишет Амрит Кумар Джа. А ещё каждый шестой родитель признаёт, что их ребёнок-«альфа» сталкивался с кибербуллингом. Такая статистика также может быть связана с высокой психологической уязвимостью сегодняшних подростков.
  • Многие из поколения «альфа» родились в момент мирового финансового кризиса. На фоне экономической катастрофы и общественной депрессии дети стали для измученных родителей-миллениалов подарком и «лучом надежды». По мнению профессора Джа, в таких условиях «альфа» растут «избалованными и богатыми, что делает их эгоистичными искателями мгновенного удовлетворения».

 По теории поколений, следующее – заметно отличающееся – заявляет о себе лет через 15-20. Однако смена альфам - «W-детки» - подоспела намного раньше. С 2025 года.

Социологи говорят: новенькие еще совсем малыши, но они совершенно точно другие. А их родителям, а особенно бабушкам и дедушкам, уже сейчас нужно понимать, как с ними взаимодействовать, как воспитывать и учить. Об этом мы поговорили с Марией Кравцовой, методистом по социально-эмоциональному обучению онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ДЕТИ ПОКОЛЕНИЯ W

- Поколение Альфа называли «цифровыми аборигенами».

«Для рожденных в 20е годы XXI века ИТ-технологии станут средой обитания», - говорит эксперт.

С самого нежного возраста они будут жить в двух мирах — физическом и цифровом, не видя между ними существенной разницы и легко переходя из одного воплощения в другое. Так же, как мы не видим принципиального различия между электронными и бумажными книгами, офлайн и онлайн-знакомыми. Смартфоны и планшеты, которые для «альф» были любимыми первыми игрушками, «дабл ю» будут воспринимать как часть тела. Свои первые карманные деньги, вероятнее всего, потратят не на сладости и игрушки, как это делали мы, а на нематериальные радости - например, на прокачку своего цифрового аватара. Альфы, конечно, тоже вовсю качают свои аватары, вкидывая деньги с помощью родителей. Однако беты продвинутее: уже в три года умеют самостоятельно включать приложения, которые им нравятся, и музыку, смотреть фото-видео. У них будет на порядок лучше развита цифровая, математическая и, вполне возможно, и финансовая грамотность.

Взаимодействие с искусственным интеллектом примут с легкостью, без тревог и опасений. Им предстоит расширить физические и интеллектуальные рамки человеческой природы при помощи технологий и интерфейса M2H (Machine to Human — т. е. «Машина - человек»).

Правда, единого термина, как называть нынешних младенцев, социологи пока не выработали. Часть называет их поколение W, то есть «дабл ю», «двойной ты». Это из-за двух миров, в которых они сосуществуют. Другие говорят про них «Бета-детки» - ведь эта буква идет после альфа в алфавите. Есть и третий – «малыши пандемии», потому что родились в эпоху ковида с его ограничениями и странностями коммуникации.

КАК РАСТИТЬ

Вот пять основных рекомендаций от Марины Кравцовой:

Тренируйте внимательность

Родители «альф» нередко жалуются, что детям сложно сосредоточиться, они способны удерживать внимание всего 3-5 минут (столько, сколько тратят на прочтение поста в соцсетях или просмотр ролика), легко отвлекаются. «W - ученики» будут еще менее усидчивы, а концентрироваться смогут считанные секунды. Это может привести к трудностям в учебе. Скорее всего, в школах со временем начнут преподавать практики внимательности наравне с математикой и орфографией. Но родителям лучше не ждать изменения школьной программы, а готовиться к битве за внимательность самим. Для развития подойдут таблицы Шульте, тест Бурдона или даже детское лото. Приучайте к тому, что нужно выполнять одну задачу за раз, придерживайтесь строгого режима, следите, чтобы у ребенка всегда была возможность отдохнуть.

Контролируйте экранное время

Ребенок, который чаще смотрит планшет, чем общается с родителями, поздно начинает говорить. Одна из причин – в мультиках не прорисована артикуляция, а видеть, как произносятся слова, для малыша очень важно. Если с ребенком не разговаривают, он не учится выражать словами, чего хочет, что ему нравится, а что нет. Это приводит к стрессу и истерикам. Еще одна побочка - готовые развлечения не дают развиться креативности, поэтому ребенок не способен самостоятельно себя занимать.

Развивайте эмоциональный интеллект и гибкие навыки

И у ребенка, и у себя. Коммуникация, критическое и креативное мышление, эмпатия, уважение, ответственность – все это поможет детям будущего найти место в мире, где многие рутинные задачи выполняет искусственный интеллект.

Налаживайте связь с ребенком

Интересоваться важнее, чем контролировать. Ваша миссия — помогать ребенку ориентироваться в этом мире. Читайте книги и статьи детских психологов. Не игнорируйте проблемы. Если что-то — физический симптом или психологическое проявление — повторяется минимум трижды и вас это настораживает, разбирайтесь с этим сами или со специалистами.

Следите за тем, что происходит в мире

Мир развивается очень быстро, старайтесь не отстать, чтобы не потерять контакт с детьми. Если вам самим что-то непонятно, разбирайтесь — читайте статьи, проходите курсы. Вот ориентировки на первое время: интернет-безопасность, кибербулинг, соцсети, виртуальные игры, метавселенные. А когда «новенькие» подрастут, их интересы еще больше оцифруются: работа в цифровых мирах, решение виртуальных задач, киберспорт, создание виртуального контента, виртуальные валюты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о правах ребенка.Консультация воспитателя Перминовой В.Н.

Дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве....

Консультация для воспитателей "Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребёнка младшего дошкольного возраста?"

3 года - может вести себя некоторое время нормально (хорошо):· способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;· может помогать взрослым;· может в какой-то мере быть чутким к пере...

Что нужно знать воспитателю ДОУ о речевом развитии ребёнка

консультация для воспитателя ДОУ о речевом развитии ребёнка...

Что нужно знать современному воспитателю о развитии речи дошкольников?

В этой публикации коротко рассказывается каким образом можно заниматься с детьми развитием речи, в какие игры играть. Материалы даны по книге Ефимова О.И. и Ефимовой В.Лю "15 мифов о детской речи...

Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателю

Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателюОбучение и воспитание подрастающего поколения представляет с...

Консультация для родителей "Пожарная безопасность в быту и что нужно знать вашему ребенку" (Февраль 2025 год)

Вопрос пожарной безопасности очень важен, так как напрямую связан с сохранением жизни и здоровья не только детей, но и взрослых. Из-за незнания правил пожарной безопасности неправильное поведение дете...