Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателю
статья

Киосе Дарья Михайловна

Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателю

Обучение и воспитание подрастающего поколения представляет собой сложный процесс, требующий немало сил и времени. Людям, на которых возлагается столь важная задача, необходимо воспитать разносторонне развитую личность, достойного члена общества. Бесспорно, реализация поставленной цели не может проходить на уровне инстинктов, без опоры на научные труды выдающихся педагогов, посвятивших не одно десятилетие для изучения развития детей.

На сегодняшний день теории Эрика Эриксона и Жана Пиаже пользуются спросом в педагогических трудах. Их отличает простота изложения мысли, доступность в понимании. Давайте подробнее ознакомимся с их содержанием, выявим связь и значимость в реализации педагогического процесса.

Для начала рассмотрим психосоциальную теорию развития ребёнка Эрика Эриксона. Психолог рассматривает восемь стадий в постэмбриональном этапе онтогенеза, уделяя особое внимание эго-идентичности. На протяжении каждого периода, ограниченного определёнными возрастными рамками, личность переживает кризис, сталкиваясь с общественными ожиданиями. Если она (личность) оправдывает эти ожидания, человек становится частью социума и раскрывает в себе положительные черты характера.

Педагог-воспитатель на практике сталкивается с проявлением третьего кризиса, связанного со становлением автономности. Ребёнок стремится выполнять поставленные задачи без чьей-либо помощи. Необходимо предоставить ребёнку свободу действий, пренебрегая чрезмерным контролем и запретами. Стоит поощрять деятельность и хвалить ребёнка, ведь эти методы стимулирования будут развивать такие черты характера как инициативность и самостоятельность.

Преподаватель начальных классы вместе с детьми переживает их четвёртый кризис, помогает каждому учащемуся идентифицироваться в группе, направляет их занять своё место среди сверстников путём проведения уроков в игровой форме, групповых работах. Имеют место классные часы, направленные на развитие коммуникативности и навыков сотрудничества.

Учителя-предметники сталкиваются с центральным кризисом развития личности, во время которого подростки начинают проецировать на себя роли значимых взрослых, копируют их поведение и находятся в поиске самих себя. На данном этапе преподавателю необходимо направить их на правильный путь, помочь избежать ошибки и справиться с возникающими трудностями. При благоприятном исходе к окончанию школы сформируется компетентная и уверенная в себе личность со сформированными взглядами и ценностями.

Теория Жана Пиаже основана на качественных изменениях в мышлении ребёнка на разных этапах развития. Автор выделил три главных периода в умственном развитии ребен­ка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными структурами – способами мышления ребенка, которые определяют его активность и пони­мание мира.

Воспитатель сталкивается с этапом подготовки и организации конкретных ситуации. Если же быть точнее, в возрасте 2-7 лет у детей проходит стадия дооперационных представлений, заключающаяся в переходе от сенсомоторных функций к символическим. Игра на данном этапе характеризуется заменой объектов, представляющих другие предметы. Например, ребёнок может использовать коробку, словно это стол, кусочки бумаги могут быть для него тарелками.

В начальной школе у ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками, благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между ними, объединяя их. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями.

Далее ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и выделять все переменные, существенные для решения задачи, перебирать все возможные комбинации этих переменных. Происходит процесс перехода от эгоцентрического мышления к социализированному, то есть мышление становится подчинено принципу реальности и направлено на создание и преобразование внешнего мира.

Опыты, которые проводил психолог, в дальнейшем стали использоваться в качестве показателя детского развития и получили специальное название "пробы Пиаже". В зависимости от того, как дошкольники отвечали на предложенные вопросы, делался вывод о том, на каком этапе интеллектуального развития находится ребенок – на дооперациональном уровне или на уровне конкретных операций.

На позиции Пиаже начали разрабатываться образовательные практики. Например, при разработке программ по математике стали учитывать тот факт, что на неоперациональном уровне дети могут рассматривать одновременно только одно свойство, а на уровне конкретных операций – учитывать особенности двух свойств объекта. 

Исходя из этого, можно сделать вывод, что указанные выше теории оказывают огромное значение на процесс воспитания ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателю

Обучение и воспитание подрастающего поколения представляет собой сложный процесс, требующий немало сил и времени. Людям, на которых возлагается столь важная задача, необходимо воспитать разносторонне развитую личность, достойного члена общества. Бесспорно, реализация поставленной цели не может проходить на уровне инстинктов, без опоры на научные труды выдающихся педагогов, посвятивших не одно десятилетие для изучения развития детей.

На сегодняшний день теории Эрика Эриксона и Жана Пиаже пользуются спросом в педагогических трудах. Их отличает простота изложения мысли, доступность в понимании. Давайте подробнее ознакомимся с их содержанием, выявим связь и значимость в реализации педагогического процесса.

Для начала рассмотрим психосоциальную теорию развития ребёнка Эрика Эриксона. Психолог рассматривает восемь стадий в постэмбриональном этапе онтогенеза, уделяя особое внимание эго-идентичности. На протяжении каждого периода, ограниченного определёнными возрастными рамками, личность переживает кризис, сталкиваясь с общественными ожиданиями. Если она (личность) оправдывает эти ожидания, человек становится частью социума и раскрывает в себе положительные черты характера.

Педагог-воспитатель на практике сталкивается с проявлением третьего кризиса, связанного со становлением автономности. Ребёнок стремится выполнять поставленные задачи без чьей-либо помощи. Необходимо предоставить ребёнку свободу действий, пренебрегая чрезмерным контролем и запретами. Стоит поощрять деятельность и хвалить ребёнка, ведь эти методы стимулирования будут развивать такие черты характера как инициативность и самостоятельность.

Преподаватель начальных классы вместе с детьми переживает их четвёртый кризис, помогает каждому учащемуся идентифицироваться в группе, направляет их занять своё место среди сверстников путём проведения уроков в игровой форме, групповых работах. Имеют место классные часы, направленные на развитие коммуникативности и навыков сотрудничества.

Учителя-предметники сталкиваются с центральным кризисом развития личности, во время которого подростки начинают проецировать на себя роли значимых взрослых, копируют их поведение и находятся в поиске самих себя. На данном этапе преподавателю необходимо направить их на правильный путь, помочь избежать ошибки и справиться с возникающими трудностями. При благоприятном исходе к окончанию школы сформируется компетентная и уверенная в себе личность со сформированными взглядами и ценностями.

Теория Жана Пиаже основана на качественных изменениях в мышлении ребёнка на разных этапах развития. Автор выделил три главных периода в умственном развитии ребенка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными структурами – способами мышления ребенка, которые определяют его активность и понимание мира.

Воспитатель сталкивается с этапом подготовки и организации конкретных ситуации. Если же быть точнее, в возрасте 2-7 лет у детей проходит стадия дооперационных представлений, заключающаяся в переходе от сенсомоторных функций к символическим. Игра на данном этапе характеризуется заменой объектов, представляющих другие предметы. Например, ребёнок может использовать коробку, словно это стол, кусочки бумаги могут быть для него тарелками.

В начальной школе у ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками, благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между ними, объединяя их. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями.

Далее ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и выделять все переменные, существенные для решения задачи, перебирать все возможные комбинации этих переменных. Происходит процесс перехода от эгоцентрического мышления к социализированному, то есть мышление становится подчинено принципу реальности и направлено на создание и преобразование внешнего мира.

Опыты, которые проводил психолог, в дальнейшем стали использоваться в качестве показателя детского развития и получили специальное название "пробы Пиаже". В зависимости от того, как дошкольники отвечали на предложенные вопросы, делался вывод о том, на каком этапе интеллектуального развития находится ребенок – на дооперациональном уровне или на уровне конкретных операций.

На позиции Пиаже начали разрабатываться образовательные практики. Например, при разработке программ по математике стали учитывать тот факт, что на неоперациональном уровне дети могут рассматривать одновременно только одно свойство, а на уровне конкретных операций – учитывать особенности двух свойств объекта. 

Исходя из этого, можно сделать вывод, что указанные выше теории оказывают огромное значение на процесс воспитания ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороший материал для консультирования педагогов "Теория и практика взаимодействия с трудными детьми"

Теоретический материал из курса лекций Светланы Кривцовой, Натальи ДяткоПрофилактика личностных расстройств  у детей дошкольного возраста. Теория и практика взаимодействия  с «трудными ...

Современное образование "теория и практика" Использование ИКТ в развитии театральной деятельности старшего дошкольного возраста.

Описанный мною педагогический опыт заключается в создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных...

Современное образование: теория и практика.

Научно-методический сборник проектов, сценариев и статей творческих педагогов коллектива МАДОУ ДС № 23 "Родничок" МО г. Туапсе (2017 год)...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий.

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

опыт работы с палочками перед педагогами (теория)

Семинар-практикум для молодых педагогов, как работать с палочками Кюизенера....

Успешные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современной педагогической теории и практике.

Современная наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, в том числе и педагогики начальной школы. Способность к педагогич...