Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с нарушением пищеварительной системы
рабочая программа (младшая группа)

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с нарушением пищеварительной системы разработана с учётом индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка. Программа направлена на создание оптимальных условий для его развития, обучения и социализации.

Программа учитывает рекомендации специалистов (врачей, психологов, педагогов), а также индивидуальные особенности ребёнка. Она включает в себя цели, задачи, принципы, подходы, планируемые результаты, индивидуальный учебный план, взаимодействие с семьёй, организационное обеспечение, психолого-педагогические условия, организацию предметно-пространственной среды, кадровые и материально-технические условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_po_pishchevareniyu_5_gr.docx708.66 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I.Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи программы

3

1.3. Принципы и подходы программы

3

1.4. Планируемые результаты

3

1.5. Индивидуальный учебный план воспитателя с ребёнком с нарушением пищеварительной системы

4

1.6. Взаимодействие с семьёй ребёнка с нарушением пищеварительной системы

4

1.7. Организационное обеспечение программы

4

1.8. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка с нарушением пищеварительной системы

4

1.9. Организация предметно-пространственной среды

5

1.10. Кадровые условия

5

1.11. Материально-технические условия

5

II. Содержательный раздел

6

2.1. Работа с родителями

6

III. Организационный раздел

8

3.1. Условия питания и охрана здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

8

Приложения

11

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с нарушением пищеварительной системы разработана с учётом индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка. Программа направлена на создание оптимальных условий для его развития, обучения и социализации.

Программа учитывает рекомендации специалистов (врачей, психологов, педагогов), а также индивидуальные особенности ребёнка. Она включает в себя цели, задачи, принципы, подходы, планируемые результаты, индивидуальный учебный план, взаимодействие с семьёй, организационное обеспечение, психолого-педагогические условия, организацию предметно-пространственной среды, кадровые и материально-технические условия.

  1. Цели и задачи программы
  • Цель: Создание оптимальных условий для развития, обучения и социализации ребёнка с нарушением пищеварительной системы.
  • Задачи: 
  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
  • Создание комфортной и безопасной образовательной среды.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Развитие речи.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

  1. Принципы и подходы программы

Программа основана на следующих принципах:

  • Индивидуальный подход.
  • Поддержка самостоятельности ребёнка.
  • Сотрудничество с семьёй.
  • Взаимодействие с другими специалистами.
  • Системность и последовательность.

Подходы программы:

  • Личностно-ориентированный подход.
  • Деятельностный подход.
  • Культурологический подход.

  1. Планируемые результаты

В результате реализации программы ребёнок должен достичь следующих результатов:

  • Улучшение состояния здоровья.
  • Повышение уровня коммуникативных навыков.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Формирование интереса к познавательной деятельности.

  1. Индивидуальный учебный план воспитателя с ребёнком с нарушением пищеварительной системы

Индивидуальный учебный план разрабатывается с учётом рекомендаций специалистов и индивидуальных особенностей ребёнка. Он включает в себя следующие разделы:

  • Образовательные области.
  • Виды деятельности.
  • Формы работы.
  • Методы и приёмы.

Индивидуальный учебный план может быть скорректирован в зависимости от состояния здоровья ребёнка и его успехов в обучении.

  1. Взаимодействие с семьёй ребёнка с нарушением пищеварительной системы

Взаимодействие с семьёй является одним из важных аспектов программы. Оно направлено на повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребёнка. Формы взаимодействия:

  • Консультации.
  • Семинары.
  • Тренинги.
  • Совместные мероприятия.

  1. Организационное обеспечение программы

Организационное обеспечение включает в себя создание условий для реализации программы. Условия:

  • Кадровые.
  • Материально-технические.
  • Финансовые.

Кадровые условия: наличие квалифицированных специалистов (воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов).

Материально-технические условия: оснащение помещений оборудованием и материалами, необходимыми для реализации программы.

Финансовые условия: обеспечение финансирования программы.

  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка с нарушением пищеварительной системы

Психолого-педагогические условия включают в себя:

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
  • Поддержку самостоятельности и активности ребёнка.
  • Организацию разнообразной деятельности.
  • Использование методов и приёмов, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.

  1. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда должна быть:

  • Безопасной.
  • Комфортной.
  • Развивающей.
  • Доступной.

Она должна включать в себя оборудование и материалы, необходимые для реализации программы.

  1. Кадровые условия

Для реализации программы необходимы квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты должны обладать знаниями и умениями в области педагогики, психологии, медицины.

  1. Материально-технические условия

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя оснащение помещений необходимым оборудованием и материалами. Оборудование и материалы должны соответствовать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

  1. Содержательный раздел

Работа с ребенком проводится по календарно- тематическому планированию на 2024-2025 год.

  1. Работа с родителями

Сентябрь

 Знакомство с программой - разговор о правильном питании.

Анкетирование по питанию ребенка дома.

П/П «Как не надо кормить ребёнка».

Индивидуальные консультация, рекомендации по вопросам питания детей дома.

Октябрь

Советы родителям: «Завтрак ребёнка».

П/П «Сбалансированное питание – основа здоровья ребёнка».

Беседа «Чем вредны сухомятка и запивание во время еды».

Ноябрь

Опрос среди родителей об умении детей владеть столовыми приборами.

П/П «10 самых полезных продуктов для детского организма».

Памятка: «Что нужно знать о здоровом питании».

Декабрь

Буклет «Здоровое питание дошкольников».

Беседа «Можно ли приучить ребёнка питаться правильно?»

Январь

Индивидуальная консультация, рекомендации по составлению меню дома.

Оформить папку по обмену рецептами «Любимое блюдо моей семьи».

П/П «Поговорим о витаминах».

Памятка в каких продуктах живут витамины.

Февраль

П/П «Золотые правила питания».

Советы родителям «Что нам мешает быть здоровыми?».

Индивидуальная консультация, рекомендации «Полезная еда».

Март

Индивидуальная консультация, рекомендации «Соблюдение правил столового этикета».

Организация выставки рисунков и творческих работ детей совместно с родителями «Мы за здоровое питание».

П/П «В каких продуктах содержится кальций?».

Апрель

П/П «Вкусная еда».

Совместное разучивание с детьми стихов о правильном питании.

Буклет «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».

Май

Совместное творчество «Моё любимое блюдо».

Игра викторина по правильному питанию совместно с детьми.

Родительское собрание «Подведение итогов за год по данной программе, награждение активных родителей».

III. Организационный раздел

3.1. Условия питания и охрана здоровья воспитанников,

в том числе инвалидов и лиц

с ограниченными возможностями здоровья

Организация питания в ДОУ возлагается на дошкольное образовательное учреждение. ДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное питание воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по нормам, установленным законодательством.

Устанавливается 5х-разовое питание детей. Питание детей в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным перспективным 10-дневным меню, рекомендованным управлением Роспотребнадзора. Меню составляется заведующим.

В ДОУ используется примерное 10-ти дневное меню, рассчитанное на 2 недели, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания.

На основании примерного 10-ти дневного меню ежедневно составляется меню - требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей дошкольного возраста.

Проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд.

Ежедневно поваром отбирается суточная проба готовой продукции, которая хранится 48 часов.

Продукты завозятся в ДОУ в соответствии с заключенными договорами и принимаются при наличии сертификата качества и накладной.

Рациональное питание - залог здоровья

Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Основным принципом правильного питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Ежедневный набор продуктов - мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, овощи и фрукты, хлеб, круп.

Правильное рациональное питание - важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.

Первые блюда представлены различными борщами, супами, как мясными, так и рыбными.

В качестве третьего блюда - компот или кисель из свежих фруктов или сухофруктов.

На завтрак готовятся различные молочные каши, блюда из творога, яичные омлеты. Из напитков на завтрак дается чай, какао.

На второй завтрак детям предлагаются фрукты, фруктовые соки.

Санитарно-гигиенический режим на пищеблоке

Выполнение санитарно-гигиенических правил в пищеблоке нашего учреждения регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СП 2.4.3648-20.

Устройство, оборудование, содержание пищеблока учреждения соответствует санитарным правилам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Все технологическое и холодильное оборудование находится в рабочем состоянии.

Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.

Кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь промаркированы и используются по назначению.

Пищевые отходы на пищеблоке и в группе собирают в промаркированные металлические ведра с крышками, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема.

В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли, протирание труб, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т.п.

Один раз в месяц проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

В помещениях пищеблока 1 раз в квартал проводится дезинсекция и дератизация силами специализированных организаций.

Пищевые продукты, поступающие в учреждение, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Качество продуктов проверяет заведующий. Пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи не допускаются к приему.

Особо скоропортящиеся пищевые продукты хранятся в холодильных камерах и холодильниках при температуре +2-+6 °C, которые обеспечиваются термометрами для контроля за температурным режимом хранения.

Кисломолочные и другие готовые к употреблению скоропортящиеся продукты перед подачей детям выдерживают в закрытой потребительской упаковке при комнатной температуре до достижения ими температуры подачи 15 °C +/- 2 °C, но не более одного часа.

При приготовлении пищи соблюдаются следующие правила:

- обработку сырых и вареных продуктов проводят на разных столах при использовании соответствующих маркированных разделочных досок и ножей;

- для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов используются не менее 2 мясорубок.

Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключает жарку блюд.

При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.

Обработку яиц перед использованием в любые блюда проводят в специально отведенном месте мясо-рыбного цеха, используя для этих целей промаркированные емкости.

Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче имеют температуру +60-+65°C; холодные закуски, салаты, напитки - не ниже +15 °C.

Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно перед раздачей.

Фрукты, включая цитрусовые, тщательно промывают в условиях цеха первичной обработки овощей в моечных ваннах.

Входной контроль поступающих продуктов осуществляет заведующий. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале.

Отслеживается соблюдение сроков прохождения медицинских обследований персоналом с обязательными отметками в санитарных книжках; проводятся ежедневные осмотры работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи, контролируется соблюдение личной гигиены сотрудниками пищеблока.

Каждый сотрудник пищеблока ознакомлен под роспись с инструкциями по режиму работы в пищеблоке. Инструкции изготовлены в виде моющихся табличек и вывешены на стенах непосредственно на рабочих местах, что не затрудняет проведение санитарной обработки стен. Все инструкции составлены в соответствии с СП 2.4.3648-20.

 Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на заведующего, повара.

Приложения

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА

СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ»

1. Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет, есть значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет, есть только чего-то определенного, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае, голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения, предложения - прекратить.

3. Не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения. Еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

4. Не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.

5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

6. Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть, что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должно быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.

7. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так! Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов и предложить поесть. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.

При организации правильного питания ребенка дошкольного возраста дома следует учитывать следующее:

·не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода;

·научитесь правильно дозировать количество каждого блюда;

·можно предлагать ребенку пить натощак воду комнатной температуры (несколько маленьких глотков);

·если ребенок проголодается между завтраком и обедом, желательно предлагать ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, сухарики, галетное печенье, сок с мякотью, фруктовое пюре, кефир, но не: сладкий чай, булочки, сладкое печенье, бутерброды, конфеты, варенье;

· если ребенок хочет пить, лучше всего утоляет жажду минеральная вода, отвар шиповника, настои из листьев смородины, земляники, хлебный квас, но не: компоты, кисели, сладкие напитки;

·не заставляйте малыша есть через силу. Если вашим детям объяснения не помогают, понаблюдайте за ними, поищите причину (плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, высказанное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.) Не следует наказывать ребенка, лишая его любимой пищи.

Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки сложное дело.

Не забывайте хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки.

Не фиксируйте во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья).

Очень важно помнить, что:

·каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;

·каждый прием пищи должен начинаться с овощей, лучше сырых, крупно нарезанных, если салатов, то свежеприготовленных;

·почти в каждом блюде можно найти любимый малышом продукт. Необходимо обратить на него внимание ребенка, это поможет развить аппетит;

·лучший способ приготовления еды - на пару, в духовом шкафу; в собственном соку, с небольшим количеством жира. Это поможет максимально сохранить биологическую ценность продукта, принесет больше пользы организму, предохранит от кариеса, пародонтоза, колита, дисбактериоза и др.;

·пища для ребенка дошкольника должна быть не протертая, а в натуральном виде;

·внешний вид помещения, свежесть воздуха, красивая сервировка стола, спокойная атмосфера – все это помощники хорошего аппетита.

 

Особенности питания дошкольников в осенний период

Осенний период имеет свои особенности в организации правильного питания ребенка. Низкая температура воздуха оказывает определенное влияние на организм ребенка. Прежде всего, это повышенная отдача тепла, т.е. высокие энергетические затраты организма, что влечет за собой напряженность всех видов обмена веществ. В целях компенсации растущих энергетических потерь в первую очередь необходимо увеличить белковый компонент пищи. Ребенок ежедневно должен получать мясные и рыбные блюда и молочные продукты, в том числе творог. Особенно полезны кисломолочные продукты, белок которых легче усваивается, а главное – они положительно влияют на состав микрофлоры кишечника и тем самым поддерживают оптимальное состояние здоровья ребенка.

В осенний период ребенок чаще болеет простудными заболеваниями, острыми респираторными и другими инфекциями. В результате не только контактов с уже заболевшими, но и охлаждения организма, что резко снижает его сопротивляемость.

Устойчивость ребенка к заболеваниям во многом определяется достаточной обеспеченностью его организма витаминами. Особенно высока роль таких витаминов, как аскорбиновая кислота, витамины группы В, витамин А, а также каротин, из которого вырабатывается витамин А. Поэтому в рацион ребенка целесообразно ежедневно включать продукты, наиболее богатые витаминами: свежие овощи, фрукты, зелень.

Известно, что за время долгого хранения содержание витаминов в овощах и фруктах резко снижается. Поэтому наряду со свежими овощами и фруктами детям целесообразно давать соки, фруктовые и ягодные пюре промышленного производства, обогащенные витаминами. Можно использовать и быстрозамороженные продукты, в которых, благодаря современным технологиям, гарантирована сохранность витаминов.

Как организовать полноценное питание дома

Полноценным «строительство» детского организма станет в том случае, если Ваш малыш ежедневно будет иметь в своем рационе:

·500 мл молока или кисломолочных продуктов в натуральном виде или вместе с чаем, злаковым кофе;

·40 г. творога, одно яйцо;

·60-70- г мяса (и не реже двух раз в неделю столько же рыбы - без нее детскому организму не обойтись, особенно головному мозгу);

·20 г. сливочного масла, 7-10 г растительного масла (последнее лучше всего в натуральном виде, так как в нем есть те вещества, которые помогают становлению ЦНС, желудочно- кишечного тракта, гормональной системы);

·150-200 г овощей (морковь, свекла, капуста и др.); фрукты - лучше всего те, которые растут в местности, где родился малыш;

·40 г. сахара, крупяные блюда, а лучше ассорти (гречка, овсяные хлопья, рис и др.);

·хлеб - для детей этого возраста уже преимущественно черный;

Лучше всего весь объем пищи распределить на 4 приема и соблюдать несколько весьма полезных правил:

·голод утоляют не сладкой пищей (берегите поджелудочную железу), а продуктами, содержащими белок (орехи, молоко, творог, овощи, фрукты и т.д.);

·любой прием пищи лучше всего начинать с овощей или фруктового сока;

·выпивать перед ночным сном ½ стакана кефира;

·утром, если интервал между пробуждением и завтраком в детском саду более 1,5 часа, можно утолить чувство голода половинкой яблока, 1-2 грецкими орехами, салатом из овощей, небольшим ломтиком сыра, ½ чашки сока, галетным печеньем;

·интервал между приемами пищи должен быть в пределах 3,5 – 4 часов; одинаково плохо для здоровья и сокращение, и удлинение интервалов.

 

Роль витаминов в детском питании

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.

 Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.

Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.

Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и бета-каротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.

Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организме питания – при недостаточном включении в рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы.

 В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов. Так, главными источниками витамина С являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень).

Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечается повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот.

Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме. При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки. При выраженном дефиците витамина В2 может развиваться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюнктивит) и полости рта (стоматит). Основными источниками витамина В2 являются молочные продукты, мясо, субпродукты, яйца, пивные и пекарские дрожжи.

Витамин «А» (ретина) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура – особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин «А» играет в выработке иммунитета. При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержки роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

Наиболее богаты витамином «А» рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А.. Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.

 

У вашего малыша плохой аппетит?

В возрасте – 3-5 лет – многие родители сталкиваются с такой проблемой как плохой аппетит любимого чада. И проблема эта чаще всего появляется в период перехода с жидкой на твердую пищу. Родители пытаются насильно покормить ребенка, запихнуть в него «ещё хоть ложечку» и попадают в замкнутый круг: он не хочет ни есть сам, ни чтобы его кормили; он набивает рот едой и сидит, не жуя, может ходить с полным ртом часами, а если удастся накормить, его тут же рвет.

Пищевое поведение — очень важная часть жизни любого существа, потому что связана с задачами его выживания и взаимодействия со средой вообще. У человека, помимо чисто биологического аспекта, можно говорить еще и о символике кормления: кормление — это всегда еще и одаривание любовью, поддержкой, различными, кроме пищи, средствами выживания и развития. Вспомните русские народные сказки: «Поешь моих яблочек, попробуй моих пирожков...» — все эти предложения, без сомнения, содержат в себе не только кулинар но - рекламный смысл. Поэтому очень многие особенности личности маленьких детей связывают со способом их пищевого поведения.

Итак, ребенок, который отвергает или не переваривает пищу, испытывает неосознанные сомнения в том, что это ему нужно, возможно, отвергает отношение взрослых в той форме, в которой оно проявляется, и не может справиться с ожиданиями и претензиями, которые к нему предъявляются. Отсюда — неспособность пережевывать то, что под нажимом он все же взял в рот. Долговременными последствиями такого рода переживаний могут быть пониженная самооценка, слабый жизненный тонус и недоверие к миру вообще. Кормление вопреки желанию представляет собой одну из форм физического насилия.

Как помочь родителям справиться с этой проблемой?

         Прежде всего, убедитесь с помощью педиатра, что у ребенка не нарушен рефлекс глотания. Затем, пока не возникло невроза (если еще не возникло), следует сделать следующие шаги.

Во-первых, перестать кормить вообще, но класть на видное доступное место ту пищу, которая ребенку нравится больше.

Во-вторых, сменить обстановку и таким образом сломать стереотип: пусть его покормит бабушка, папа или кто-то из знакомых — тогда он получит возможность вести себя совсем по-другому.

 Одновременно можно попробовать применять игровые приемы воспитания (кормить кукол, зверюшек). И еще одно пожелание: задумайтесь о том, что для вас значит, пища и как вас кормили в детстве? А также попробуйте сосредоточиться на тех проблемах (материальных, эмоциональных), которые существуют у вас сейчас, помимо сложностей воспитания малыша. Возможно, именно они бессознательно и породили ваши сегодняшние проблемы, потому что ребенок в раннем детстве почти всегда отражает то, что получает от взрослых, а язык психосоматики — единственный, которым он владеет в совершенстве.

И напоследок, вам стоит помнить о том, что самое главное – не воспринимать плохой аппетит ребенка в этом возрасте как страшную проблему, потому что ребенок интенсивно растет до двух лет, с двух до пяти его рост замедляется, соответственно снижается и потребность в питательных веществах. Малыш вырастет и аппетит, несомненно, восстановится.

 

 

 

Анкета для родителей по питанию

1. Назовите любимое блюдо вашего ребенка.

2. Какие овощные и молочные блюда вы готовите дома?

3. Часто ли даете ребенку сладости?

4. Любит ли ваш ребенок фрукты?

5. Как относится ваш ребенок к красивому оформлению блюда? Практикуете ли вы оригинальное оформление блюд дома?

6. Какие блюда и напитки из меню детского сада вы готовите дома?

7. Что не любит, есть ваш ребенок?

8. Хотели бы Вы, чтобы в уголках для родителей мы вывешивали рецепты блюд, которые больше всего нравятся детям?

9. Ваши предложения по организации конференции по питанию для родителей в нашем детском саду.

10. Ваши предложения по меню в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Примерная адаптированная  образовательная программа предназначена для специалистов и воспитателей МКДОУ «Малиновский детский сад», в котором  воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями речи (...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СодержаниеI.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной      программы для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи)1.2. Цели и зад...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающее полную...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи МБДОУ "ДС "Белочка" г. тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи МБДОУ "ДС "Белочка" г. тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год...

Адаптированная образовательная программа ДО для обучающихся с нарушением слуха.(Глухонемые и дети перенесшие кохлеарную имплантацию.)

Адаптированная образовательная программа ДО для обучающихся с нарушением слуха.(Глухонемые и дети перенесшие кохлеарную имплантацию.)...