Педагогический опыт учителя-логопеда.
методическая разработка

Баринова Алина Вадимовна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_1.docx88.46 КБ

Предварительный просмотр:

Баринова Алина Вадимовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 города Судогда»

_______________________________________________________

601352, Владимирская область, г. Судогда, переулок Спортивный, д. 12а, телефон: (849235) 2-11-41
e-mail: dou7sudogda@yandex.ru:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

Автор: Учитель – логопед

 Молодой специалист

Баринова Алина Вадимовна

Владимир 2025

Содержание

Условия возникновения опыта…………………………………………………...3

Актуальность и перспективность опыта………………………………………...5

Практическая значимость опыта…………………………………………………5

Теоретическая база опыта………………………………………………………...7

Технология опыта………………………………………………………………12

Результативность опыта…………………………………………………………13

Адресная направленность……………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Приложения……………………………………………………………………...18

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 города Судогда»

В своем составе данная организация имеет несколько служб: логопедическую, территориальную психолого-медико-педагогическая комиссию, методическую службу.

Спецификой данной организации является то, что работа осуществляется в системе дополнительного образования. Логопедические занятия ведутся с детьми, не имеющими необходимого педагога в штате детского сада, или с детьми, ожидающими зачисления в логопедическую (коррекционную группу). Поэтому коррекционная работа ведется, как правило, в течение 1 учебного года.

В начале 2023 года в декабре нами было выявлено 20 детей старшего дошкольного возраста с разными заключеиями. Всем им было рекомендовано прохождение территориальной психолого – медико – педагогической комиссии для определения дальнейшего образовательного маршрута. Также всем были рекомендованы дополнительные формы коррекции (работа с психологом, посещение сенсорной комнаты, песочная терапия и т.д.).

Также стоит отметить, что анализ различных публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.
        По данным ВОЗ количество детей с проблемами в речевом развитии в России достигает 30%. В настоящее время возрастает количество неговорящих детей 3-4 –х летнего возраста. Многие родители долго не обращают внимание на то, что у ребенка полностью отсутствуют первичные речевые навыки (лепет, первые слова), обходясь лишь указательным жестом. Однако к 3-4 годам проблема становится более заметной и родитель вынужден обратиться к специалисту. Первым таким специалистом, как правило, становится логопед.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Проблема коррекции речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент неговорящих  дошкольников стабильно растет.

Овладение речью является одним из наиважнейших умений ребенка в дошкольном детстве.  Речь – это инструмент развития ВПФ. Задача же взрослого, находящегося рядом с ребенком, приложить усилия, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Практика показывает нам, что гармоничное и полноценное развитие личности младшего дошкольника невозможно без наличия у него речи. Речь – это сложный процесс, формирующийся благодаря наличию многих факторов. Чем раньше взрослый, находящийся рядом с ребенком обратит внимание на наличие задержек в речевом развитии, тем быстрее будет оказана полноценная помощь. Ведь любые недостатки (а в нашем случае отсутствие) речи сильно стесняют общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияя на его гармоничное развитие. Может произойти нарушение эмоционально - волевой и интеллектуальной сферы ребенка. Все это в дальнейшем может стать причиной проблем в обучении.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОПЫТА

По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране немалый процент детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно, если логопату своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы. При правильной же организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями. Проблема, над которой я работаю вот уже несколько лет и считаю наиболее актуальной на сегодняшний день - это формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Для формирования у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи большое значение имеет изучение развития и формирование фонематического восприятия (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Р.Е Левина, Н.Х Швачкин, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко и др.).

 Актуальность проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ФФН и с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную, но и на письменную речь. Впервые Л. С. Выготский ввел понятия "фонема": доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Фонема - это не просто звук, а значащий звук. Выготским был введен термин "фонематический слух", который включает в себя 3 речевые операции: способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

В настоящее время фонематическое восприятие подразумевает специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили цель моей работы: создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных для оказания логопедической помощи в ДОУ. Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

В разделе «Развитие фонематического восприятия» логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов:

1) Узнавание неречевых звуков.

2) Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

3) Различение слов, близких по звуковому составу.

4) Дифференциация слогов.

5) Дифференциация фонем.

6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.  

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение − это многократное повторение ребёнком практических и умственных заданных действий. Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия: - осознание ребёнком цели. Это зависит от чёткости и ясности постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчленённости показа сложных упражнений с учётом возрастных и психологических особенностей ребёнка; - систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуаций речевого общения); - постепенное усложнение условий с учётом этапа коррекции возрастных и индивидуально – психологических особенностей ребёнка (осознанное выполнение практических и речевых действий; самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции, хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с 10 механической помощью; дифференцированный анализ и оценка выполнения). В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух, восприятие и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях. Игровые упражнения для развития фонематических процессов позволяют повышать успешность обучения у детей с речевыми нарушениями и в непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова. Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребёнка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки по порядку и моделировать слова. Начинается работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Работа по развитию фонематического восприятия ведётся сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Эффективная программа обучения детей с ФФН, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, разработана Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В «Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» они предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия. Таким образом, формирование фонематического восприятия и речевого слуха происходит у детей поэтапно. Для работы с детьми используются игровые упражнения и игры, на каждом этапе свои. Игры включаются в занятия по развитию речи, отдельные занятия, направленные на формирование фонематического восприятия, на развитие фонематических навыков. Игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Они позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи будет эффективна при условии, что будет проводиться поэтапно, системно и регулярно совместно с логопедами, воспитателями и родителями. Родителям необходимо посещение общих и открытых занятий в логопедических группах. На таких занятиях родители принимают участие в коррекционно-развивающей работе через систему методических назначений. Также до их сведения доводится информация о необходимости своевременного предупреждения недостатков речи, а именно:

1. Наблюдать за состоянием ребенка, закреплять его организм с помощью закаливания;

2. Следить за состоянием полости рта, вовремя обращаться к стоматологу, наблюдать в каком состоянии находится носоглотка; ни в коем случае не допускать хронического насморка, предупреждать ребенка не перенапрягать голос после ангины и так далее;

3. Обеспечивать ребенку все необходимые условия для верного речевого воспитания в семье;

4. Не нужно подвергать наказанию детей за ошибки в речи, раздраженно исправлять его или передразнивать. Рекомендуем родителям достойные внимания увлекательные речевые игры, которые станут благоприятно воздействовать на формирование речи их ребенка. Эти игры можно проводить как дома, так и по дороге домой (Приложение). Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы. Эффективнее формирование речевых умений происходит в играх, где дети применяют творчество в естественной для них обстановке. За основу коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников выбрана методика Т.А. Ткаченко. Работу с детьми по формированию фонематического восприятия можно построить в несколько этапов: 1. Узнавание неречевых звуков. 14 2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру 3. Различение слов, близких по звуковому составу 4. Дифференциация слогов 5. Дифференциация фонем 6. Предлагаемые упражнения могут проходить в форме игры.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

- выявить особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с нарушением речи;

- изучить возможности использования игровых упражнений для развития фонематического восприятия у старших дошкольников с нарушением речи;

- разработать перспективное планирование;

- исследовать уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи;

- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

- разработать рекомендации для родителей по вопросу возможности развития речевого слуха в домашних условиях;

Проблема обучения детей с ФФНР рассматривается исследователями с разных позиций.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

В процессе работы мной были использованы следующие методы исследования: мониторинг, изучение результатов деятельности воспитанников, качественная и количественная обработка данных. С целью сформированности уровня фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста использован набор диагностических методик разных авторов: Н. И. Дьяковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной и др. Методика обследования состояла из 5 заданий, целью которых являлось выявление состояния фонематического восприятия у детей.

1. Узнавание неречевых звуков. «Угадай, что звучит».

Цель: определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит».

2. Различение слов близких по звуковому составу. «Внимательные ушки». Цель: определить слышит ли ребёнок правильное слово среди похожих по звучанию слов. Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно. гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

3. Дифференциация слогов. «Послушай и повтори». Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящиешипящие. Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном) да-та-да па-ба-па ка-га-ка

4. Дифференциация фонем. «Поймай звук в ладоши». Цель: исследовать навыки дифференциации фонем, определить готовность к формированию навыков звукового анализа. Инструкция: хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].

5. Навыки звукового анализа и синтеза. «Где слышится звук?» Цель: определить слышит ли ребёнок, где находится звук в слове. Инструкция: где ты слышишь звук «А» в слове «акула» в начале, середине или в конце?» и т. д.;

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Данный педагогический опыт будет полезен, интересен и рекомендован логопедам и дефектологам в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонематическим восприятием. Воспитателям, работающим с данной категорией детей можно рекомендовать использовать данные игры в качестве профилактики речевых нарушений. Практический материал может быть полезен  родителям, воспитывающим как обычных детей, так и детей с особенностями развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буковцова Н.И. Формирование фонематического анализа и синтеза у дошкольников с задержкой психического развития// Логопед в детском саду. – 2004. - №1.

2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб. – 2000.

3. Горчакова А.М. Принципы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – 2004. - №3.

4. Диагностика нарушений устной и письменной речи у детей и программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сб. метод. Рекомендаций и программа. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2000.

6. Кудрова Т.И. Игровые технологии в развитии фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет // Логопед в детском саду. – 2008. - №5.

7. Кудрова Т. И. К вопросу обследования фонематических процессов у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. - №1.

8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.:СОЮЗ,1999.

9. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.

10.Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М., 1985.

11.Логопедия: Учебник для студ.дефектол.фак.пед. высш.учеб.заведений/под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

12.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под. ред. Е.А. Логиновой.- С-Пб.: Изд-во «СОЮЗ»,2004

13.Методика обследования нарушений речи у детей; канд.пед. наук Г.А. Волкова – СПб, 1993.

14.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебнометодическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.

15.Ромусик М.Н. Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Логопед в детском саду. – 2008. - №3. 20 16.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч.1. Первый год обучения (старшая группа). – М.: Изд. «АЛЬФА», 1993.

17.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: «Просвещение», 1987.

18.Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1951.

19. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей. Сборник научных трудов. – М., Изд. АПНССР, 1982. Отв. ред. Т.А. Власова. 20.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте//Известия АПН РСФСР, вып. 13, 1948. 

Приложения

Рекомендации для родителей.

Игра «Слоговые дорожки». Цель игры: 1. Автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры (ША, АШ, ШТ, СА, ОС, СТ, ТР,АР, ОЛ и так далее) 2. Развитие мелкой моторики. Оборудование: песочница. Ход игры: взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке круги пальчиком, проговаривая данные слоги либо слова.

Игра «Мячик». Цель игры: 1. Автоматизация звука в слогах, словах; 2. Развитие мелкой моторики. Оборудование: шарик или мячик. Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок проговаривает слоги либо слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.

Игра «Чудесная лента». Цель игры: 1. Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках; 2. Развитие мелкой моторики. Оборудование: ленточка. Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает ленточку на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Игра «Улиточка». Цель игры: 1 Автоматизация звука в предложениях; 2. Развитие мелкой моторики; 3. Развитие зрительной координации; Оборудование: рисунок улитки. Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом, Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

Игра «Лабиринт». Цель игры: 1. Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках; 2. Развитие мелкой моторики; 3 Развитие зрительной координации. Оборудование: нарисованный на асфальте лабиринт, цветные мелки. Ход игры: По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом, проговаривая предложения, чистоговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

«Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда»

Из опыта работы  «Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда»...

План работы городского педагогического сообщества учителей-логопедов, учителей-дефектологов города Сосновоборска.

Успех коррекционного воздействия в огромной степени обусловлен уровнем профессиональной подготовки педагогов, их умений комплексно и дифференцированно оценить состояние ребенка, спланир...

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельностив рамках ФГОС Д...

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельностив рамках ФГОС Д...

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекци...

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №49 «Настенька» Поздняковой Вероники Владимировны

Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №49 «Настенька»Поздняковой Вероники Владимировны...