Проект в старшей логопедической группе по теме «Быт и традиции Русского народа»
методическая разработка (старшая группа)

Киселёва Оксана Александровна

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный – 3 недели (20.02 – 27.03.2023 года.)

 

Участники проекта: - дети и родители детей старшей логопедической группы;

- музыкальный руководитель 

 - воспитатели старшей логопедической группы

Актуальность проблемы                

 В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного   возраста стала очень актуальна.  Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему. В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.  С дошкольного возраста ребёнка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он   родился и растёт, её традиции, историю, культуру, язык.     

 Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми. 

 Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью. Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению национальных культурных традиций. Мы посчитали необходимым начать работу с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок, русских народных и хороводных игр.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_narodnyy_byt.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 79 г. Липецка

Проект в старшей логопедической группе

по теме «Быт и традиции Русского народа»

выполнили;

Киселёва О.А.

Голубчикова С.В.

Липецк, 2023

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный – 3 недели ( – года.)

Участники проекта: - дети и родители детей старшей логопедической группы;

- музыкальный руководитель Хаврошкина Т.Л.

- воспитатели старшей логопедической группы

- Киселёва О.А., Голубчикова С.В.

Актуальность проблемы

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему. В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребёнка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растёт, её традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью. Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению национальных культурных традиций. Мы посчитали необходимым начать работу с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок, русских народных и хороводных игр.

Цель проекта:

Расширить у детей представления о традициях и быте русского народа. Задачи:

Образовательные:

-Формировать представления детей с особенностями жизни и быта русского народа.

-Дать детям представление о строительстве русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве, русском костюме;

-Обогащать знания детей о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим;

-Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребёнку, живущему в современных городских условиях.

Развивающие:

-Развивать фантазию и творческие способности дошкольников, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;

-Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыки;

-Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконно русских слов и понятий.

Воспитательные:

-Прививать ребёнку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;

-Воспитывать любовь к родной природе, желание беречь и охранять её красоту;

-Воспитывать эстетические чувства, развивать эмоциональное восприятие и художественный вкус.

Предполагаемый результат:

- Узнают и называют знакомые виды народного декоративно- прикладного искусства.

- Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.

- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие.

- Самостоятельно и творчески применяют умение и навыки, полученные на занятиях.

Этапы работы над проектом:

Этапы

Содержание

Дата

1 этап:

Подготовительный

  • Определение темы проекта.
  • Составление плана реализации основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов.
  • Создать развивающую среду: наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, набор литературы.
  • Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

2 этап:

Основной

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

Консультация «Как люди на Руси жили».

- Папки-передвижки «Масленица», «Народные промыслы», «Народные традиции в воспитании детей»

- Посещение с детьми «Масленичной ярмарки» в ДОУ

- Помощь в создании костюмов для кукол в русский народный костюм (сарафан, рубаха)

- Знакомство и беседа о традициях дымковской, хохломской, городецкой, жостовской, гжельской росписей.

  • Слушание русских народных песен, частушек.
  • Беседа о быте нашего народа в старину.
  • Беседа «Масленица».
  • Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева)
  • Формирование понятий: «изба», «конёк», «сени», «кухонная утварь».
  • Ознакомление с бытом и предметами утвари русской избы.
  • Беседа «Народные гуляния» проводы зимы.
  • Беседа о народной игрушке «Русская матрёшка».
  • Разучивание стихотворений «Матрёшки», «Золотая хохлома», «Городец», «Дымково», «Жостово».
  • Составление и отгадывание загадок по теме проекта.
  • Презентация: «Народные быт».
  • Дидактические игры: «Составь узор», «Народные промыслы», «Дымковская игрушка», «Гжель», «Что было раньше, что сейчас».
  • Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Народные мастера», «Семья».
  • Народные игры: «Горелки», Карусель», «Игровая», «Ручеёк».

ОД

  • Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Русский сарафан»
  • Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Пряники печатные»

  • Речевое развитие «Традиции и быт русского народа»
  • Прослушивание и заучивание частушек и русских народных песен.
  • Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Русская матрёшка»

3 этап: Заключительный:

- Участие «Масленичная Ярмарка. Проводы зимы».

- Создание мини макета Быт русского человека.

- Посещение мини музея «Народный быт Руси».

- Создание презентации из опыта работы над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность в старшей группе детского сада на тему: "Культура и традиции русского народа « Наш любимый край –Россия»

Культура и традиции русского народа является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения и незаменимым средством формирования духовного мира детей. Ознакомление воспитанников  с культу...

Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...

Проект Тема: «Быт и традиции русского народа»

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развит...

Досуг для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа» (посиделки)

Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы  «Обычаи и традиции русского народа»(посиделки)....

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Русь моя Россия. Традиции русского народа" для детей старшего дошкольного возраста.

Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа»....

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа...

Творческий ПРОЕКТ « Календарь тряпичной куклы в возрождении народных культурных традиций русского народа»

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и...