Конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему "Культура и традиции русского народа"
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дружинина Евгения Олеговна

Ознакомление детей с некоторыми традициями нашего народа, культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon о русском народе59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему "Культура и традиции русского народа"

Цель:

Знакомство детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.

Задачи:

 Продолжать знакомить детей с национальными старинными и современными традициями России, учить сопоставлять их, находить сходство и различие.

Закреплять знания детей о названии страны, в которой они живут, ее природе, некоторых событиях, культуре.

 Развивать познавательный интерес к творчеству своего народа.

 Развивать речь детей: обогащать словарный запас; продолжать учить отвечать на вопрос распространенными предложениями.

Воспитывать вежливость, аккуратность, коммуникабельность, уважение к традициям своей семьи и страны.

Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Воспитывать толерантность.

Предварительная работа: Знакомство с географическим положением России, чтение художественных произведений о России, чтение детям произведений русского фольклора, знакомство детей с разными национальностями, беседы и рассказы о растительном и животном мире страны, беседы о знаменитых людях, о мастерах – умельцах, ознакомление с декоративно – прикладным искусством, разучивание с детьми народного танца «Ложкари», хоровода «Веснянка», знакомство с традициями Руси и России, разучивание стихов о стране, о семье, составление детьми с родителями сообщений о русских традициях, разучивание русских пословиц и поговорок.

Материал: Русский народный костюм, скамейка, домотканый половик, карта России, указка, картины России, картины народных промыслов, иллюстрации к сказкам, деревянные ложки, картины Пасхи, картины Масленицы, скатерть, стол, предметы декоративно – прикладного искусства, накрытый стол для чаепития.

Ход:

Вводная часть

Воспитатель в народном костюме встречает детей.

Гости дорогие,

 Все нарядные, какие,

 Здравствуйте, добры молодцы,

 Здравствуйте, красны девицы!

 

Под аудиозапись русской народной мелодии дети входят в группу.

Основная часть

 Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста. Ребята, скажите, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Воспитатель: Кто может показать на карте, где находится Россия?

(Вызванный ребенок указкой показывает нашу страну)

Гордей:

Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Воспитатель: Россия – это большая и прекрасная страна. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день.

Воспитатель: Страна наша сильна дружбой разных народов, ее населяющих. Вспомните, какие народы населяют нашу Родину?

Дети: Русские, удмурты, украинцы, татары, …

Воспитатель: У всех народов есть своя культура, своя национальная одежда, кухня, но всех нас объединяет одно - мы любим свою Родину. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный и еще русский. Потому что русский – это государственный язык и на нем общаются все народы нашей страны.

Воспитатель: А кто мне скажет, костюм какой национальности я сегодня надела?

Дети: Русский народный.

Воспитатель: Правильно, русский народный костюм, в нем присутствуют элементы традиционной русской одежды, белая рубаха и длинный сарафан.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. Что вы можете сказать о России? (2-3 ребенка)

Примерные ответы детей: Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в России и гор. Страна богата полезными ископаемыми.

Герман Стихотворение «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна! (В. Степанов)

Воспитатель: Да, наша Родина очень большая и красивая. Богата она и  лесами, и полезными ископаемыми, и животными, и растениями. А еще наша страна славится прекрасными людьми. Мы с вами говорили о талантах русского народа.  Чем же прославились наши мастера – умельцы?

Ответы детей: Гжельские изделия, кружевоплетение, резьба по дереву, хохломская, городецкая роспись, камнерезный промысел, изготовление дымковских глиняных игрушек, плетение предметов быта из лозы.

Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)

Воспитатель: Наш народ сочинял не только сказки, но и красивые песни, хороводы, умел веселиться. И мы сейчас с вами тоже повеселим наших гостей.

Физкультминутка «Игра на ложках» (8 мальчиков) Остальные зрители с гостями.

Присаживаемся в зал.

- Ай – да ложкари, порадовали гостей. Занимайте свои места поскорее, да продолжим наш разговор.

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?

(Предположения детей)

Воспитатель: Слово традиция означает передача жизненного опыта, умений, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.


Есть традиции, которые появились очень давно, но они дошли до наших дней – это Масленица, Пасха, Рождество и др., Эти праздники любят очень много людей. А почему?

Ответы детей: Это добрые праздники, на них народ веселится, люди дарят друг другу подарки, собираются вместе.

Воспитатель: Давайте послушаем Тему, Диму (Сообщения о Пасхе)

После ответов детей делаю общий вывод:

Самым великим и любимым праздником на Руси была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его - целую неделю. Обычно все праздничные дни начинались со службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку  балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди рядились в самые лучшие праздничные одежды. По-особому готовили праздничное угощение. Бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.  Около церкви зажигались костры, цветные фонарики. Вернувшись из церкви ранним утром, люди обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ новой жизни, символ Пасхи.

Воспитатель: А какой вы еще знаете русский народный праздник?

 Дети: Масленица.

Воспитатель: Правильно, это Масленица. Это старый русский праздник.

- Давайте послушаем …(сообщения)

Воспитатель: Люди на Масленицу устраивали большое веселье, катались с горок на лыжах и санках, ездили на украшенных лошадях, устраивали кулачные бои. Из снега лепили снежных баб и снеговиков.

 Всю неделю, которая считается масленичной, пекли блины или оладьи. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, красная икра, яйца. А почему основным блюдом Масленицы считались блины?

Ответы детей: Он очень похож на солнышко, которое гонит зиму.

Воспитатель:  Да, блин такой же золотистый и теплый, как солнышко.

 Главным участником Масленицы становилась кукла из соломы, которую наряжали в яркие одежды. Вечером эту куклу сжигали в знак того, что люди проводили зиму и встречают весну.

- А мы отмечаем Масленицу? Как мы ее празднуем? Хоть и появился этот праздник давно, но он дошел и до наших дней.

- Мы знаем, что русский народ любит повеселиться, и сейчас мы с вами покажем, как он веселится.

Приглашаю вас, на хоровод. (Хоровод «Веснянка»).

- Спасибо, гости дорогие, уважили меня, а теперь присядьте, отдохните, да меня послушайте.

 

Традиции – это не только праздники, традиции  - это еще и какие-нибудь обычаи.  Бывают традиции общие, для всего народа, а бывают для узкого круга людей. Мы говорим сейчас о семье. А что такое семья?

Ответы детей.

-  Семья - это самое ценное в нашей жизни. Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Недаром в народе говорят: «Семья вся вместе - так и душа на месте». Давайте повторим эту пословицу

В семьях есть свои обычаи. Наши ребята подготовили выступления о своих семейных традициях, давайте их послушаем.  (Егор, Дима Б.,... )

- Денис нам сейчас прочитает замечательное стихотворение о семье.

Денис:   Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья;

Какая хорошая Ваша семья!

- Молодец, Денис.

- В каждой семье есть своя особенная традиция. А когда вы станете взрослыми, в ваших семьях тоже появятся свои обычаи.

Итог занятия:

Воспитатель:  Традиций у русского народа много, потому что Россия – многонациональная страна.

А какая традиция вам больше всего сегодня запомнилась? Почему?  (нескольких детей спрашиваю)

 Еще одной русской традицией  является гостеприимство, прошу всех за стол, гости дорогие, отведать баранок да пряничков (чаепитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему: «Сад на подоконнике». Во 2-ой младшей группе

Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить. Выбирая наиболее по...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа...