Главные вкладки

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_russkaya_izba_debyut_2012.doc86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 города Липецка

    Конспект  

    непосредственной интегрированной  образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности

    «В гостях у бабушки Настасьи»

    Подготовила:

    Кузьмина Ирина Васильевна

    Липецк 2012

    Интегрированные образовательные области:

    1. «Познание»;
    2.  «Коммуникация»;
    3. «Социализация»;
    4. «Чтение художественной литературы»;
    5. «Художественное творчество»;
    6. «Музыка»;

    Виды деятельности:

    1. Игровая;
    2. Коммуникативная;
    3. Познавательная;
    4. Продуктивная;

    Цель:

    Формирование интереса к русской народной культуре и любви  к традициям русского народа.

    Программные задачи образовательных областей

    Познание:

    1. Активизировать познавательную деятельность; Расширять  творческое воображение и творческое мышление;
    2. Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;

    Коммуникация:

    1. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;
    2. Вовлекать детей в инсценирование сказки, прибауток;

    Социализация:

    1. Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;
    2. Создать веселое настроение с помощью игры  «Путешествие на Тройке к бабушке», словесной игры «Колечко», музыкальной игры «Бабка Ежка»;
    3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

    Чтение художественной литературы:

    1. Формировать эмоционально-образное восприятие сказки;
    2. Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора;

    Художественное творчество:

    1. Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;
    2. Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;

    Музыка:

    1. Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;
    2. Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);

    Ожидаемые результаты:

    1. Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;
    2. Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок и русских народных сказок;
    3. Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;
    4. Дети умеют выражать свое отношение к ситуации с помощью мимики и жестов;

    Словарная работа:

     Обогащать и активизировать словарь детей словами.: горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, очи, сарафан, кокошник.

    Оборудование:

    1. Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
    2. Куклы ручной работы в русских национальных костюмах;
    3. Содержимое сундука: сарафан, кокошник, рубаха, корзинка;
    4. Корзинка с предметами–заместителями (голубая лента, желтый клубок, игрушка «гуси – лебеди», платочные  куклы);
    5. Избушка на курьих ножках с театральной куклой Бабой Ягой;
    6. Материалы для работы с соленым тестом;
    7. Музыкальный ряд: русские народные песни, запись перезвона колокольчиков, аудио запись к игре «Бабка Ежка»;
    8. Атрибуты к играм «Путешествие на Тройке к бабушке», «Колечко»;
    9. Видео ряд: отрывок «Мчится Тройка расписная» из  русской народной сказки «Морозко»;

    Предварительная работа:

    1. Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Закончи пословицу»;
    2. Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;
    3. Беседа о старинных способах передвижения;
    4. Слушание русской народной музыки;
    5.  Экскурсия в «Русскую избу» детского сада;
    6. Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном;
    7. Рассматривание альбома «Русская изба»;
    8. Словесная игра «Колечко»;
    9. Заучивание пословиц, поговорок;

    Используемые методы,  приемы и технологии

    1. Интерактивная игра;
    2. Словесный;
    3. Наглядный;
    4. Обсуждение;
    5. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;
    6. Компьютерные технологии (ИКТ);
    7. Инновационная технология Развитие творческого мышления (РТМ) и Развитие творческого воображения (РТВ);

    Ход образовательной деятельности:

    Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».

    Дети свободно играют. Звучит русская народная музыка.

    1 часть. Мотивационная (вводная).

    Воспитатель. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

    Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

    Дети приветствуют гостей.

    Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному.  Как вы думаете, почему они так одеты?

    Ответы детей.

    Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся?

    Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости в красное. Красное – значит красивое! И говорили не «Здравствуйте», а «Низкий Вам поклон». Потому что приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.

    Воспитатель.  Дети, давайте и мы поздороваемся  с гостями так, как здоровались на Руси.

    Приветствие гостей.

    Воспитатель. А теперь познакомимся с нашими гостями и обратимся к ним так, как раньше обращались на Руси:  Как вас звать, красная девица (добрый молодец)?

    Обращение детей. 

    Куклы. Меня зовут Аленушка, а моего братца - Иванушка.

    Воспитатель.  Аленушка…Иванушка….Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?

    Ответ детей. 

    Воспитатель. Имена ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся.  Поиграем в игру. Кому колечко упадет – тот свое имя назовет ласково;

    Словесная игра «Колечко»

    Воспитатель. А меня моя бабушка называет Настенька. Живет она, как наши гости, в старинной русской деревне. Гостей встречает с угощеньем - пряниками печатными да чаем душистым. А начнет сказки сказывать – заслушаешься!  Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай из самовара попить, да некому передать свое искусство пряники печатные готовить. Что же делать, дети? Чем помочь бабушке?

    Ответы детей.

    Да, ребята, давайте поедем в гости к бабушке – научимся пряники готовить, посмотрим как она живет, да сказочку послушаем.

    2 часть. Основная.

    Воспитатель. На чем же нам отправиться в старинную русскую деревню?

    Ответ детей.

    Воспитатель. Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди?

    Ответ детей.

    Звук колокольчика.

    Воспитатель. Слышите? Что это?

    Подходит к окошку, отодвигает занавески. Показ отрывка «Мчится Тройка удалая» из фильма «Морозко».

    Воспитатель. Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской  Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге  - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.

    Организация подвижной игры  «Путешествие к бабушке на Тройке»

    Звучит русская народная песня.

    Воспитатель надевает цветную шаль.

    Дети под музыку входят в Горницу.

    Бабушка Настасья. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите! Красному гостю – красное место!

    Люди свойские, простые,

    Заходите, посидите.

    Как живем мы, посмотрите!

    Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице  принимают гостей. Что вы здесь видите?

    Ответы детей.

    Бабушка Настасья. Печка занимает самое большое место в моем доме. Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать.

    Ой, ты печка – сударушка,

    Помоги нам, боярушка!

    Ты свари, испеки,

    Обогрей, освети!

    В дом богатство принеси!

    Ребятушки, а давайте пройдем вот сюда. Посмотрите, какой богатый стол! За столом собирается вся семья. Главное место – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (Повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). Наступит зима и чудо – мастера распишут посуду диковинными узорами и цветами!

    А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок.  В нем готовили щи да кашу,

    Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда  чугунок?

    Ответ детей.

    Бабушка Настасья. А ставили в печь горячую  чугунок ухватом. Помогите мне поставить чугунок!

    Бабушка Настасья. А вот и прялка моя любимая.

    Золотая моя прялица!

    Я пряду, а нитка тянется!

    Я пряду, а нитка тянется!

    Мне работа моя нравится!

    Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.

    А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама вышивала на радость вам!

    А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?

    Ответ детей.

    Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)

    Бабушка Настасья. А вот и сундук. Еще моя пра – пра – бабушка хранила там свое добро. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы!

    Словесная игра «Доскажи пословицу»

    Не красна изба углами, а красна пирогами.

    Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    Кто живет трудом, то в почете большом!

    Делу время – потехе – час!

    Звучит сказочная музыка…..

    Бабушка Настасья. Открываю сундук. Ах! А здесь: и сарафан красный, и кокошник прекрасный и лапти новые! Лыковые! Показ. А вот и моя корзиночка, где сказки живут! Устраивайтесь поудобнее… Сказка начинается!

    Берет корзинку с атрибутами. Рассказывает сказку «Гуси – лебеди»

    Бабушка Настасья. Жили  - были мужик да баба. И были у них дочка Аленушка и братец Иванушка. Вот поехали батюшка с матушкой в город и приказывают Машеньке – со двора не уходи, не бросай братца. А мы вам с ярмарки гостинцев привезем. Вот уехали отец с матерью, Машенька посадила братца на травку под окном и побежала к подружкам на улицу! Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси – лебеди, подхватили Иванушку, посадили на крылья и унесли в дремучий лес, за темные леса, за высокие горы…..Вернулась Машенька…глядь…нет братца…кликала, кликала, никто не отозвался!

    Знаете такую сказку, дети?

    Ответ детей.

    Бабушка Настасья. Куда же понесли гуси – лебеди Иванушку?

    Дети. К Бабе Яге!!!!!!!

    Бабушка Настасья. А кто помог Машеньке найти братца?

    Предполагаемый ответ детей. Яблонька, печка, речка. (Показ предметов – заменителей и сопровождение репликами Машеньки «Яблонька, яблонька, куда гуси – лебеди Иванушку понесли? И т.д.)

    Бабушка Настасья берет корзинку, скидывает платок на плечи, ставит корзинку в сторону. И подводит детей (тихо, на носочках) к избушке на курьих ножках. Отодвигает еловые ветви……..Так вот кто украл братца Иванушку!!!! Баба Яга!!!! Давайте, детки поиграем с Бабой Ягой и развеселим ее!

    Музыкальная подвижная игра «Бабка Ежка, выгляни в окошко!»

    Бабушка Настасья. Пока мы с вами играли с Бабой Ягой, Машенька спасла своего братика Иванушку и они побежали домой.

    3 часть. Продуктивная деятельность.

    Бабушка Настасья. Скоро сказка сказывается – да нескоро дело делается….

    Вот уж и тесто подошло, прянички медовые  для угощенья печь надо. Хотите, я вас  научу пряники печь?

    Дети садятся за столы.

    Бабушка Настасья 

    Замесила бабушка

    Ни булку, ни оладушки.

    Доставала из печи

    Свеженькие прянички!

    Птичке  невеличке,

    Зайчику, лисичке,

    Кошке и матрешке!

    Всем дала понемножку!

    Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!

    Воспитатель приговаривает во время работы детей.

    Бабушка Настасья  Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых рябетишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам! Сами печем, отдаем нипочем, с пылу, с жару – алтын за пару!

    Готовые работы выкладываются на поднос.

    Бабушка Настасья  Готовые пряники выкладывайте на противень  и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)

    А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые! И мы чайку попьем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме: Приобщение дошкольников к культуре русского народа.

    данный материал может быть полезен для педагогов работающих по теме приобщение дошкольников к традициям русского народа...

    Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»

    Конспект ИОС  в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...

    «Знакомство с бытом и традициями русского народа»

    Дети знакомятся с избой-жилищем крестьянской семьи. Предметами старинного русского быта, народными традициями обычаями гостепреимства, с русской народной музыкой....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста ( 5 -6 лет) «Знакомство с жизнью и традициями русского народа»

    Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....