Конспект НОД по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Настасьи»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по знакомству с бытом и традициями русского народа
(средняя группа)
«В гостях у бабушки Настасьи»
Воспитатель: Молокова Е.Н.
Программное содержание:
Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами.
Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики.
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами.: горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват.
Оборудование:
- Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
- Материалы для работы с соленым тестом;
- Музыкальный ряд: русские народные песни.
Ход образовательной деятельности:
Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».
Эмоциональный настрой: Игра «Поздороваемся»
Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок.(покачивают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький цветок.(приседают и начинают потихоньку подниматься)
Здравствуй, утро.(правую руку в сторону)
Здравствуй, день.(левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень.(обнимают друг друга)
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
(Дети приветствуют гостей)
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному. Как вы думаете, почему они так одеты?
(Ответы детей)
Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся?
Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости и приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс.(Показ)
Воспитатель. Дети, давайте и мы поздороваемся с гостями так, как здоровались на Руси.
Куклы. Меня зовут Аленушка, а моего братца - Иванушка.
Воспитатель. Аленушка…Иванушка….
-Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?
(Ответы детей)
Воспитатель. Имена ласковые, чисто русские. Давайте и мы им представимся. Поиграем в игру «Колечко». Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет.
Словесная игра «Колечко»
Воспитатель: Есть у меня бабушка Настасья, живет она, как наши гости, в старинной русской деревне. Гостей встречала с угощеньем - пряниками печатными да чаем душистым. А начнет сказки сказывать – заслушаешься! Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай из самовара попить, да некому передать свое искусство пряники печатные готовить. Ребята, давайте отправимся в гости к бабушке – научимся пряники готовить, посмотрим как она живет. А помогут нам к ней попасть вот эти волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени, в те далёкие времена. (Воспитатель даёт одному из детей часы, они встают в круг и произносят считалку).
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.
Дети под музыку входят в Горницу.
Бабушка Настасья. Низкий вам поклон, гости дорогие! Проходите!
Люди свойские, простые,
Заходите, посидите.
Как живем мы, посмотрите!
Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?
(Ответы детей)
Бабушка Настасья: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали. Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.
(Ответы детей)
Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».
Бабушка Настасья:
В углу напротив печки стояли большой стол и лавки, висела икона. За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли и вязали.
В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.
А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда чугунок?
Ответ детей.
Бабушка Настасья. А ставили в печь горячую чугунок ухватом.(Показ)
Бабушка Настасья. А вот и прялка моя любимая.
Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится!
Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.
А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама вышивала на радость вам!
Воспитатель: Бабушка, а я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?
Ответ детей.
Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)
Продуктивная деятельность.
Бабушка Настасья: Пока мы с вами играли, вот уж и тесто подошло, давайте и мы с приготовим что-то вкусненькое к чаю. Хотите, я вас научу пряники медовые печь?
Дети садятся за столы.
Бабушка Настасья
Замесила бабушка
Ни булку, ни оладушки.
Доставала из печи
Свеженькие прянички!
Птичке невеличке,
Зайчику, лисичке,
Кошке и матрешке!
Всем дала понемножку!
Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!
(Воспитатель приговаривает во время работы детей)
Бабушка Настасья: Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых рябетишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам!
Готовые работы выкладываются на поднос.
Бабушка Настасья Готовые пряники выкладывайте на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)
Воспитатель: Бабушка Настасья, пока пекутся прянички, послушай какие добрые слова о печке мы знаем.
1-й ребенок: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
2-й ребенок: Варежки сушить поможет
Деток спать в тепле уложит.
3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком
Как тепло с тобой печка - матушка!
Бабушка Настасья: Молодцы ребятки! Пока мы с вами потешалися, прянички наши испеклись.
Вы хозяюшку потешьте,
Пряничков моих поешьте.
Угощает всех пряниками.
А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые!
Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка, за все, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. (Ответы детей).
Затем дети встают в круг и говорят считалочку.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.
Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе? (Ответы детей).
Закончилось наше путешествие, и мы немного устали, а вся усталость снимается за чашкой чая. Я приглашаю всех на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...
Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у бабушки Настасьи»
Иптегрированное занятие...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у Пелагеи» для детей среднего дошкольного возраста
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
«Знакомство с бытом и традициями русского народа»
Дети знакомятся с избой-жилищем крестьянской семьи. Предметами старинного русского быта, народными традициями обычаями гостепреимства, с русской народной музыкой....
конспект занятия старший дошкольный возраст (5-6 лет) "Знакомство с бытом и традициями русского народа"
quot;Знакомство с бытом и традициями русского народа"...
Комментарии
спасибо, зазанятие
спасибо, зазанятие понравилось.Взяла себе на заметку