Конспект интегрированной образовательной деятельности по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у Пелагеи» для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lapina.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

 интегрированной образовательной деятельности

 по знакомству с бытом и традициями русского народа

с элементами театральной деятельности

«В гостях у Пелагеи»

для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Интегрированные образовательные области:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие»

Виды деятельности:

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательная;
  • Продуктивная;

Программные задачи образовательных областей

«Познавательное развитие»

  • активизировать познавательную деятельность; Расширять творческое воображение и творческое мышление;
  • расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;

«Речевое развитие»

  • Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.
  •  Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами; развивать связную речь;
  • Привлекать детей к рассказыванию прибауток;
  • вызывать у детей желание интонационно выразительно рассказывать потешки.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;
  • Создать веселое настроение с помощью хороводной игры;
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;
  • Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;

Ожидаемые результаты:

  • Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;
  • Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок;
  • Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами: горница, изба, самовар, рушник, чугунок, ухват, сундук, сарафан, кокошник.

Оборудование:

  • Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда);
  • Содержимое сундука: сарафан, кокошник, рубаха;
  • Музыкальный ряд: русские народные песни, запись перезвона колокольчиков;

Предварительная работа:

  • Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;
  • Беседа о старинных способах передвижения;
  • Слушание русской народной музыки;
  • Рассматривание альбома «Русская изба»;
  • Заучивание потешек, пословиц, поговорок;

Используемые методы, приемы и технологии

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Обсуждение;
  • Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;
  • Компьютерные технологии (ИКТ);

Ход образовательной деятельности:

Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница». Звучит русская народная музыка.

Воспитатель:

- Ребята, вы любите путешествовать. Хотите отправиться в прошлое и посмотреть, как жили люди давным-давно, когда не было еще ваших мам и пап и даже бабушек и дедушек.

- Скажите, пожалуйста, а как же сейчас называется наша страна? (Россия).

- А как давным-давно называлась? (Русь или Русь-матушка).

-Но чтобы попасть в прошлое надо произнести слова«Повернись, покружись в прошлое вернись». Мы уже совсем рядом. Пойдемте за мной по тропинке. А вот мы и пришли в гости к Пелагее.

У входа в русскую избу детей встречает хозяйка в русском народном сарафане – Пелагея.

Пелагея: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Здравствуйте, добры — молодцы, да красны — девицы.

- А вы знаете, что означал низкий поклон на Руси? (пожелание здоровья от всей души, добра). Давайте поздороваемся и с нашими гостями по старинной русской традиции (Руку к сердцу и низкий поклон).

Пелагея: 

- Ребята, сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинном доме.

- А как называли в старину дом?

- Правильно, это изба,

- А из чего же строили избы? (Из бревен). Проходите, я расскажу вам про наше житье - бытье, как на Руси-матушке жили-поживали.

- Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила как называется это место в избе?

- Правильно, в горницу. А что такое горница? Правильно, комната.

- Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу в горнице? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

Пелагея: 

- А вы любите отгадывать загадки. Сейчас я вам загадаю одну. А вы отгадайте и расскажите, для чего нужны эти предметы.

-В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе. Загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идёт (печка)

- Печь в избе - самое главное? Без неё в избе жить невозможно. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет».

- Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?

Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.

Пелагея: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.

- А с какими слова обращались к русской печке: Предлагаю вместе сказать слова:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги ты нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, в дом богатства принеси. (Проговорить с детьми хором).

Пелагея: А вот и ещё одна загадка.

- Что хозяйка в печку ставит

  Кто из вас ребята знает?

Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.

Пелагея: - Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки, и горшки. Чугунок был незаменим в хозяйстве.

- А как вы думаете он лёгкий или тяжёлый. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Он мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый? А как же можно было достать чугунок из печки? Ведь у него и ручек нет.  Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:

Черноват, худоват без копыт, а рогат.

Лезет в печь за чугунком и в углу стоит молчком,

Кочерги родимый брат старый кованный ухват.

Предполагаемые ответы детей: Ухват.

Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.

Пелагея: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. Я приглашаю вас пройти за стол.

- Посмотрите сколько у меня на столе посуды. В русской избе вся посуда делалась руками самих людей. А чего делали посуду давным-давно (из глины и дерева).

Давайте рассмотрим посуду. Какая она красивая, расписная. Мастера расписывали посуду диковинными узорами и цветами!

- Какие виды росписи вы знаете? Вот эти деревянные ложки и плошки. Какая это роспись (хохломская).

- А на этой посуде как называется роспись.  Гжель. Городец.

Пелагея: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?

- Выпускает жаркий пар,

древний чайник ….

Предполагаемые ответы детей: Самовар.

Пелагея: - Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться.

Пелагея: - Да, талантливый народ жил на Руси. А как начнёт плясать, никому не устоять, И нам пора размяться. Как говорится: «Сделал дело — гуляй смело» ( дети под русскую нар. музыку  пляшут хоров «Земелюшка -чернозём). - Молодцы, мои хорошие, как весело плясали!

- Ребята, а как вы думаете любили дети раньше играть. А с чем же они играли. Давайте посмотрим вокруг и найдём старинные игрушки (на столе дети находят Матрёшку, свистульки, дымковскую игрушку).

 Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам поиграть и проверить как вы запомнили старинные слова.

Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза)

Пелагея

- А вот и ещё один предмет у меня есть в горнице.  

Прячет бабушка там вещи.

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут (сундук)

- В неё хранили свое добро, вещи. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда вы поможете досказать пословицы!

Словесная игра «Доскажи пословицу»

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время – потехе – час!

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Звучит сказочная музыка.

Пелагея: Открываю сундук. Ах! А здесь: и сарафан красный и лапти новые! Лыковые!

- Сарафан. Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами.

-И рубаха белая с красными узорами.

- И ещё один предмет одежды. А это головной убор женский. Называется кокошник (Закрепить с детьми название).  

На голову надевали платочки, а на праздник надевали кокошник.

Кокошник  украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями,

фольгой, стеклом, а иногда и драгоценными камнями.         

На голову надевали платочки, а на праздник надевали кокошник.

Кокошник  украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями,

фольгой, стеклом, а иногда и драгоценными камнями.         

На голову надевали платочки, а на праздник надевали кокошник.

Кокошник  украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями,

фольгой, стеклом, а иногда и драгоценными камнями.       

Воспитатель: - Сейчас я вам предлагаю ребята стать мастерами и самим украсит свой кокошник.  А теперь приглашаю в нашу мастерскую! У меня есть заготовки кокошников, разные украшения для них.   С чего мы начнем работу? Выложим узор на кокошнике, а потом приклеим (Практическая работа. Индивидуальная помощь).

Чтобы кокошник получился красивым, как будем работать? (аккуратно)

- Чей кокошник тебе понравился больше?

Дети выбирают понравившийся кокошник, оценивают свой выбор.

- Дети, что нового и интересного вы сегодня узнали?

(Дети вспоминают, проговаривают)

- Ребята вам понравилось наше путешествие. Где мы с вами побывали.  А теперь нам пора возвращаться в детский сад.  

Пелагея угощает детей сушками.

А чтобы вернутся, мы должны сказать с вами слова: «Покружись, повернись в настоящее вернись».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Программа комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «В гостях у сказки» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программа направлена на гармонизацию эмоционально-личностного развития ребенка и формирование творческих способностей....

Статья "Театральная деятельность как средство воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста"

Театральная деятельность как средство воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста    Воспитание детей – важное и сложное дело. Чтобы увидеть результаты своего труда необхо...

Тематический день с использованием элементов театрализованной деятельности в образовательной системе «День семьи» (для среднего дошкольного возраста)

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада....

Тематический день с использованием элементов театрализованной деятельности в образовательной системе «День сказки» (для среднего дошкольного возраста)

Еще одна, хорошо знакомая всем сказка, «Дюймовочка» рассказывает нам о доброте  души, заботе, красоте и любви. Сказка полна интересных, увлекательных приключений крошечной девоч...

Проект «Добрые сказки В. Сутеева " Театрально – игровая деятельность как средство художественно – литературного развития детей среднего дошкольного возраста.

Проект предназначен для реализации в средней возрастной группе. Содержание проекта раскрывает возможность формирования у детей представлений о творчестве В. Сутеева, приобщению к книге, к художественн...