Программа комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «В гостях у сказки» (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (старшая группа) на тему

Саяпина Любовь Ивановна

Программа направлена на гармонизацию эмоционально-личностного развития ребенка и формирование творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_art_terapiya.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии  «В гостях у сказки» (для детей старшего дошкольного возраста)

Автор воспитатель МАОУ д/с№210 «Ладушки»

г.о.Тольятти

Саяпина Л.И.

г.о. Тольятти

2015г

Пояснительная записка к программе

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Я считаю, что   расти без полезных волшебных историй нашим детям нельзя! Сказка помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны. В основе моей программы лежит арт-терапия, в частности, такой ее вид, как  сказкотерапия. Что это такое?  Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему.

На  таких занятиях ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами, что способствует развитию речи.  Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения.

В своей работе я использую русские народные сказки, которые способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: сочувствия, сопереживания, взаимопомощи и т.д.

Сказки о животных.

- « Теремок» даст урок того, как можно мирно «жить» на детской площадке. И как неприглядно выглядит тот, кто ведёт себя плохо, как медведь.
- А забавная сказка «Три поросенка» напомнит малышам о том, что вредно лениться.

Волшебные сказки.

- Благодаря таким сказкам, как «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Гуси-Лебеди» ребенок поймёт, как важно слушаться старших, ведь тем самым он гарантирует себе безопасность, а нарушение запрета неминуемо приведёт к расплате.

Бытовые народные сказки.

- Для урока взаимопомощи подойдёт «Репка», так же она научит ценить семью, уважать родителей, родственников и покажет, что добиться наилучших результатов можно объединением усилий всех членов семьи.

Сказкотерапия  помогает  мне справиться  с капризами детей. Можно очень много раз повторять, что капризничать — это плохо, и не получить никакого результата. А можно просто рассказать сказку, например, «Как Коля перестал ябедничать». Для этого я использую так называемые «Исцеляющие сказки». Ребенок  может прослушать сказку  и ничего не изменить в своём поведении — его никто к этому не принуждает. И всё-таки ребёнок, скорее всего, запомнит и применит в жизни то, что услышал. Еще использую такой метод сказкотерапии  - инсценированние  сказки. При выборе сказок для инсценировок руководствуюсь читательским предпочтением детей. Тексты сказок и последующая беседа с детьми по их содержанию могут быть успешно использованы и родителями. На основе методических рекомендаций я выстраиваю работу с родителями. Чтение сказок сближает взрослых и детей. Дети быстро и незаметно взрослеют, поэтому очень важно начинать рассказывать сказки именно маленькому ребенку. Простая детская сказка содержит все самое необходимое для жизни. Основной смысл сказкотерапии состоит в том, чтобы ребенок мог отождествлять себя с главными героями, учиться на их ошибках. Ребенок  может попробовать представить себя и злым и добрым, и богачом и бедняком, и разрушителем и созидателем. Воображая разные жизненные ситуации, ребенок учится сочувствовать, сопереживать, становиться более внимательным. Родителями нужно обращать внимание, с каких героев ребенок берет пример и на каких героев хочет быть похож.

Изобразительная деятельность –сильное средство для самовыражения. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок учится преодолевать свой страх перед тем, что не получается, вызывает положительные эмоции. Также я использую упражнения с элементами арт-терапии :рисование нетрадиционными способами, работу с природным материалом, что способствует изучению и выражению своих эмоций, развитию способностей к различным видам творчества. Через рисунок, игру, сказку, музыку - мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.

Актуальность.

Актуальность программы по связана с тем, что сегодня стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей: посредством сказок.

Цель  занятий с применением    арт-терапии: достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.

Основные задачи:

- снизить уровень  детской  конфликтности и агрессивности;

- помочь недостатки ребёнка превратить в достоинства;

- развивать способность слушать другого;

- развивать фантазию и воображение.

Преимущества сказок для ребенка:

- отсутствие в сказках нравоучений;

- победа добра;

- образность языка, кладезь мудрости;

- наличие тайны и волшебства.

Ожидаемый результат: Применение арт-терапевтических приемов в моей работе, это развивающие методы, способы, налаживающие взаимопонимание детей и взрослых

Используя элементы арт-терапии на занятиях, я отметила положительный эффект в усвоении детьми представлений о наравственных качествах. Изменились отношения со сверстниками, возникающие проблемные ситуации старались решать без ссоры, вспоминали отдельные эпизоды из сказок, которые были похожи на данную ситуацию и старались договориться. Нам удалось повысить уровень доброжелательных отношений в нашей группе. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Программа «В гостях у сказки» предусматривает подгрупповое занятие – 1 раз в неделю. Я использую не саму технологию сказкотерапию, а приемы работы со сказкой.

В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.

Ролевые игры.

Для старших дошкольников чаще используются  ролевые образы животных (зайца, волка медведя), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.

Чтение и анализ сказок.

Цель - осознание того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.

Детям читаются сказки о добре и зле, о чувствах, о честности, отзывчивости, о капризах и как с ними справляться

В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться, как приобретать и ценить дружбу и любовькак строить отношения с родителями и детьми; как прощать.

При анализе сказки предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?", "Кто из героев больше всего понравился и почему?", "Почему герои совершили те или иные поступки?", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?".

Сочинение сказок

Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе. Все дети  разные и к каждому нужно подобрать свой подход. Один ребенок  сочиняет и рассказывает, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Применяя  различные приемы работы со сказкой, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

В процессе работы со сказкой формируется личность ребенка, развитие базовых психических функций, идет закрепление коммуникативных навыков, воспитываются нравственные качества.

Инсценирование сказок.

При инсценировке прослушанной сказки, ребенок выбирает роль, которая ему ближе.  Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Но не всегда отрицательных героев  дети соглашаются играть. Тогда я исполняю их при помощи кукол. А иногда применяем творческий прием изменения концовки сказки и отрицательных героев при участии детей перевоспитываем.

Нетрадиционное рисование. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель: развитие  у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.

Работа с природным материалом. Цель: Способствование изобретательности и творчества в процессе изготовления поделок из различного природного материала. Усвоение обобщённых способов действий в работе с разными материалами.

Перспективное планирование занятий .

№ занятия

Месяц

Тема

1-2

3-4

сентябрь

Остров «Дружбы»,

Сказка «Теремок»

5-6

7-8

октябрь-ноябрь

«Поляна сказок»,

сказка, «Лисичка и волк»

9-10

11-12

декабрь-январь

Вместе "оживим” сказку

13-14

15-16

март-апрель

май

Игры-инсценировки:

«Репка на новый лад»

В гостях у  русской народной сказки «Колобок»

Сказка на новый лад

Список используемой литературы:

А.А. Воронова  АРТ- ТЕРАПИЯ Ростов-на-Дону «Феникс» 2013

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – Спб, 2006.


Кутова М.,Славицкий И. и др. "Сказки от слёз. Сонные сказки. Сказки от капризов" (комплект из 3 книг) - Спб: Речь, 2014 г.

Флоринская-Колбасова С.В. "Упражнения с элементами арт-терапии" -  Интернет-ресурс florinarta.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)

Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.Мы рекомендуем  следующие практики арт-тер...

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Программа разработана на основе парциальной программы  А.И.Бурениной «Театр всевозможного». Программа  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий...

Сценарий летнего спортивного праздника "В гостях у сказки"для детей старшего дошкольного возраста.

Данный сценарий был разработан для проведения  праздника "Здравствуй лето!"....

Тематическое занятие «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлена технология  использования й музыкально-театрального развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Открытое мероприятие по русским народным сказкам «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.Программное содержание:1. Обобщить знания о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев.2. Учить детей по иллюстрац...

Рабочая программа кружка «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...


 

Комментарии

Очень интересная статья. Спасибо