Игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков детей с РАС
методическая разработка (старшая группа)
Основная задача при обучении детей с РАС состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем посредством игровой деятельности, мы создаем чувственную основу для развития речи.
Игровые упражнения рассчитаны на детей с расстройствами аутистического спектра, задержкой психоречевого развития. При выполнении игровых действий охватываются важнейшие сферы развития, 4 из которых отвечают функциональным сферам развития:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Игровое упражнение " Подражание стуку" (имитация)
Цель: подражание при использовании различных предметов действиям взрослого как условие социального опыта.
Содержание: педагог сидит напротив ребенка, держа в руках два молоточка. Один молоточек дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая предметом на уровне его глаз туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения. Если ребенок игнорирует выполнение задания, используем метод «Рука в руке». Поощряем самостоятельное выполнение задания заранее предусмотренным стимулом.
Игровое упражнение " Найди игрушку». (Визуальное восприятие).
Цель: развитие визуального внимания памяти, удерживание
представления о предмете в течение короткого периода.
Содержание: взрослый показывает ребенку игрушку и дает с ней немного поиграть. Затем забирает ее, кладет перед ребенком и быстро накрывает салфеткой. Ребенку предлагается найти игрушку, эмоционально, интонационно выразительно произнося фразу «Где игрушка? Найди!»
Игровое упражнение «Что в песке?»
Цель: развитие мелкой моторики, контроля и произвольности.
Содержание: мелкие игрушки, пуговицы, шишки в ящике с песком. Предложить ребенку поискать в песке игрушку. Найденный предмет положить в корзинку, проговаривая фразы: «Вот шишка; это машинка; я нашел (ла) мишку и т.д.»
Игровое упражнение: "Части тела и лица" имитация действий педагога
Цель: формирование пространственных представлений.
Содержание: сядьте напротив ребенка и обратите его внимание на себя.
Коснитесь указательным пальцем своего носа и скажите: "Это нос". Попросите ребенка повторить ваше движение, произнося фразу «Делай так» «Где нос, покажи» Если ребенок затрудняется выполнить это задание, используем метод «Рука в руке». Далее упражнение выполняется с другими частями тела и лица. Выполнение задания самостоятельно поощряется интонационно окрашенной похвалой.
Развитие психических процессов и познавательной сферы.
Игра «Вспомни и покажи».
Цель: развивать память, внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: 4 карточки с разными картинками (зайчик, цветок, солнышко, машинка).
Содержание: разложить картинки перед ребенком, рассмотреть их. Затем перевернуть изображениями вниз, не изменяя их местоположение. Предложить ребенку показать, где спряталась та или иная картинка: «Сейчас мы проверим, кто здесь прячется? Молодец, правильно показал!»
Раскрыв все карточки, поменять их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь перевернуть и повторить игру.
Игра «Поиграем с прищепками»
Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения. Игра тренирует логическое мышление, внимание, восприятие, память и мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: шаблоны без определенных частей, для восполнения которых нужно прицепить прищепки к картинке в конкретных местах.
Содержание: нужно дополнить изображение, чтобы оно стало полноценным. Например, изображение солнышко, ребенок дополняет его лучиками. Или цветок — ему нужно сделать лепестки. Ежику нужно добавить иголки на спине, осьминогу — щупальца, стрекозе — крылья, рыбке — плавники, зайчику — уши, кактусу — шипы. При игре с шаблоном радуга прищепки нужно цеплять в соответствии с цветами, а при выборе шаблона в виде перчатки их нужно прикреплять к пальчикам.
Игра «Веселая гусеница»
Цель: развивать моторику пальцев рук через действие с предметами, обогащать чувственный опыт детей, развитие памяти, внимания, мышления, формирование знания основных цветов, понятий «большой - маленький».
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями гусениц, состоящих из круглых деталей красного, желтого, синего и зеленого цветов (на каждой картинке детали расположены в разной последовательности), на каждую деталь наклеена липучка, набор мягких помпончиков разного цвета и размера.
Содержание: педагог поочередно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему наложить помпончики согласно заданному изображению. Когда этот вариант игры будет освоен, предложить ребенку не просто накладывать помпончики соответственно цвету, но и обращать внимание на размер помпончиков.
Игра "Змейка"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Игровой материал: камушки морские, камушки "Марблс".
Содержание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. На первом этапе можно использовать морские камушки, в дальнейшем использовать камушки "Марблс" разных цветов.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в период адаптации....
Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков
игры и упражнения...

Картотека игр направленных на развитие коммуникативных навыков детей 6-7 лет
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков...
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие моторики у детей
Данные игры и упражнения применются для развития мелкой моторики детей. На карточках указана цель, примерный ход игры и усложнения....

Картотека подвижных игр направленных на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Картотека подвижных игр направленных на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста....

Игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативного поведения старших дошкольников
В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. Коммуникативные упражнения, которые просто необходимы психологам, воспитателям, учителям....



