Консультация для воспитателей "Мир головоломок"
консультация
Головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с пятого года жизни. К играм-головоломкам ребёнка-дошкольника необходимо готовить. В процессе игры должно происходить «мышление руками», что повлечёт за собой развитие мелкой моторики и речевого развития, а словесные игры-головоломки помогут развить и закрепить навыки речевого развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 г. Вязьмы Смоленской области
Консультация для воспитателей «Мир головоломок»
Воспитатель- Антонова Елена Николаевна
«Головоломка - специально подобранная загадка,
задача и т.п., для решения которой
требуются сообразительность и знания
в соответствующей области»
Словарь Ефремовой.
Головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с пятого года жизни. К играм-головоломкам ребёнка-дошкольника необходимо готовить. В процессе игры должно происходить «мышление руками», что повлечёт за собой развитие мелкой моторики и речевого развития, а словесные игры-головоломки помогут развить и закрепить навыки речевого развития.
Работа с комплектом «Мир головоломок» строится по принципу «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Следование данным принципам формирует у детей уверенность, интерес и веру в собственные возможности, создаются условия для творческого развития личности.
Набор «Мир головоломок» состоит из игр-головоломок: «Складушки», «Слагалица», «Репка» - плоскостных головоломок, «Осенний кубик», «Гала куб» - объёмных головоломок, методических рекомендаций, карточек к играм-головоломкам.
Авторы комплекта «Мир головоломок» рекомендуют начать знакомство с играми-головоломками с игры – упражнения «По образцу» - из деталей головоломки сами соберите любой придуманный вами образ или понравившийся вам образ по одной из предложенных схем, покажите ребенку, что у вас получилось – рассмотрите вместе с ним образ, дайте ему название, перечислите детали, из которых он выполнении, отметьте их пространственное расположение. Затем предложите ребенку, глядя на ваш образец, выложить такой же образ.
Усложняя задачу, предложите ребенку игру – упражнение «По памяти» - попросите его запомнить собранный вами образ, детально рассмотрев его, закройте бумагой, тканью или поставьте настольную ширму. Предложите ему по памяти собрать такой же.
Эти игры – упражнения помогут дошкольнику познакомиться с деталями головоломки, принципом их соединения, а также подготовят к более сложному этапу – пониманию, «Прочтению схем».
При работе с играми – упражнениями «Собери по схеме», прежде всего, предложите ребенку рассмотреть схему с контурным делением образа «карточка с литерой А), назвать детали, их пространственное расположение. Глядя на схему, собрать образ, конструкцию. Если ребенку сложно собирать предложенный образ глядя на схему, облегчите ему выполнение задания – предложите сначала накладывать детали на схему. Когда он с этим будет легко справляться, можно переходить к сборке, гладя на схему, а затем по памяти.
По мере того, как ребенок осваивает сборку по схеме с контурным делением, у него все лучше развивается способность к анализу, синтезу, выстраиванию образов, а значит, можно переходить к следующему этапу – игре – упражнению с элементом головоломки «Заверши образ». Предложите ребенку рассмотреть незаконченную схему, подумать, на что она похожа, и завершить образ, выбрав необходимые детали. Данное упражнение – головоломка дает ребенку возможность проявить самостоятельность в решении, используя ранее приобретенный опыт, развить воображение.
Знакомя детей с объемными головоломками, используйте такой прием, как «Манипуляция с деталями головоломок», который поможет дошкольникам зрительно и осязательно познакомиться с деталями игры, найти сходства и различия, провести их квалификацию по форме, цвету, величине, оперируя такими понятиями, как длина, ширина и высота.
В завершении освоения игр-упражнений ребенок ознакомится с элементами игр-головоломок, поймет их суть и место в игре, станет более самостоятелен при решении логических задач, а значит, будет готов достигнуть более сложной цели – решить головоломку.
Первая встреча с головоломкой должна оставить у ребенка только положительные эмоции и желание вновь решить трудную задачу. Поэтому головоломка должна быть простой и иметь первый уровень сложности. Он обозначен одной звездочкой. При решении головоломок обращайте внимание на количество звездочек. Только после того, как ребенок справился с головоломкой первого уровня, переходите к следующему, более сложному.
Геометрическая головоломка на плоскости более проста и понятна по сравнению с объемной головоломкой, так как рассматривается и выполняется в одной проекции. Начнем с нее. Предложите ребенку рассмотреть ребенку схему со сплошной заливкой, отметив, что количество деталей для решения головоломки может быть меньше, чем в полном наборе. Посоветуйте наложить детали на схему, подбирая разные варианты расположения деталей.
Решение головоломок таким образом способствует развитию у ребенка желание собирать образы, придуманные им самим. На просторе фантазии и творчества у дошкольников появляется стремление к дальнейшему решению более сложных «хитрых» головоломок.
Объемные головоломки привлекают формой, объемом деталей. В решении данных головоломок также важен первый положительный опыт. Предложите ребенку собрать конструкцию, опираясь на схему, выполненную в 2 D формате, предварительно рассмотрев детали головоломки и совершив с ними различные действия. Следующий вариант решения объемной головоломки более сложный – это сбор фигуры в 3 D формате. Его рекомендуется давать в последнюю очередь. В процессе решения объемной головоломки у дошкольника развивается пространственное мышление, воображение, формируется умение работать со схемой.
Рекомендуется использовать серию карточек с заданиями разного уровня сложности, которые обозначены звездочками: одна звездочка – легкий, две – средний, три – сложный.
В комплект входят карточки трех видов:
- Со сплошной заливкой изображения, они отмечены номером (без литеры) и являются головоломкой
- С контурным деление на части, они отмечены номером с литерой А – являются логическим упражнением
- С незаконченным образом отмечены номером с литерой Б – являются головоломкой с элементами логического упражнения.
Одна из карточек набора является Сюжетной картинкой, на ней изображены знакомые детям (ранее собираемые) образы.
Карточки с контурным делением изображений на части позволяют использовать их в качестве логических упражнений и подготовить ребенка к играм-головоломкам.
Использование карточек с незаконченным образом позволит ребенку сделать первые шаги в разгадывании головоломок, поможет создать мотивационную среду и приблизить ситуацию успеха.
Игра-головоломка «Складушки» (автор В.И.Красноухов)
Знакомство с головоломкой можно начать с 5 лет.
«Складушки»-представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесёнными на них рисунками в виде ¼ круга, расположенных по углам, окрашенных в три цвета.
Суть игры - расположить фишки, соединяя их так, чтобы в углах составлялись круги в заданном цвете. Игра имеет 3 уровня сложности, отмеченных на карточках звёздочками. В эту игру можно играть одновременно несколькими наборами.
Данный набор позволяет вводить в игры соревновательный элемент. Можно соревноваться в скорости выполнения задания, играть в парах или командами.
Игра-головоломка «Слагалица» (автор В.И.Красноухов)
Знакомство с головоломкой можно начать с 5 лет.
Головоломка «Слагалица» состоит из 7 геометрических фигур, уложенных в коробочку. Площадь каждой фигуры составляет 1, 2, 3, 4, 5,6 и 8 условных квадратных единиц (квадратиков). Общая площадь всех элементов – 28 квадратиков. В некоторых заданиях коробочка может использоваться как элемент игры.
Суть игры – составление жанровых картинок, фигур по заданным силуэтам или составление фигур с заданными свойствами.
В комплект входят карточки трех видов и трех уровней сложности. В некоторых случаях игроку необходимо из предложенных 7 геометрических фигур выбрать необходимые (при создании образа могут быть задействованы не все детали головоломки) и сложить из них предложенный образ.
Карточки можно использовать во время проведения игр-соревнований (индивидуальных, командных), например: «Кто быстрее соберет?», «Кто больше придумает картинок?»
Игра-головоломка «Осенний куб» (автор В.И.Красноухов)
Рекомендуемый возраст 5 лет
Головоломка «Осенний кубик» представляет собой набор из 6 деревянных игровых элементов. Суть игры – составление конструкций в 2 D и 3 D моделировании. Головоломка имеет три уровня сложности, отмеченные звездочками. Конструкции 2D моделирования, отмеченные на карточках одной или двумя звездочками, доступны детям с 5 лет. Конструкции 3D моделирования предполагают объемные постройки, отмечены на карточках тремя звездочками, их следует предлагать детям с 6 лет.
Прежде всего, необходимо познакомить ребенка с головоломкой, рассказать о ней, рассмотреть детали и показать, какие образы можно из них собрать. Предложить поупражняться в соединении деталей конструкции.
Игра-головоломка «Гала-куб»(автор И.Новичкова)
Рекомендуемый возраст 5 лет.
Головоломка представляет собой набор из 8 деревянных деталей. Суть игры – выполнить различные постройки из элементов набора, познакомиться с симметрией. Головоломка имеет три уровня сложности, отмеченные на карточках звездочками.
Инструкция по работе с карточками:
- Выберете карточку
- 2 рассмотрите постройку на карточке
- Спросите у ребенка, какой образ он видит в данной постройке
- Определите, какие детали необходимы для данной постройки
- Постройте выбранный образ
- Итог – можно обыграть постройку вместе с ребенком, можно предложить ребенку придумать свой вариант увиденного на карточке образа.
Игра-головоломка «Репка» (автор В.И.Красноухов)
Знакомство с данной головоломкой можно начать с 5 лет.
Головоломка представляет собой набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку. Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов, а также решение головоломки – составление образа по сплошной заливке.
Для работы с детьми 5-7 летнего возраста рекомендуется использовать серию карточек с заданиями разного уровня сложности, которые обозначены звездочками.
Применение игрового набора «Мир головоломок» даёт возможность:
- познакомить детей с видами головоломок;
- овладеть способами и правилами решения головоломок;
- развивать наглядно-образное, логическое мышление, целостность восприятия,
- произвольное внимание и воображение;
- проявлять познавательный интерес, инициативность, целеустремлённость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок
Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок:«ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «КОЛУМБОВО ЯЙЦО», «ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА», «ПЕНТАМИНО»Игры-головоломки развивают:*...

Консультация для воспитателей «Использование головоломок в работе с детьми».
Консультация для воспитателей «Использование головоломок в работе с детьми»....

Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...

Консультация. Виды игр головоломок, как метод технологии "Смарт-тренинг для дошкольников".
Важно при выборе игр-головоломок учитывать возраст ребёнка!...
Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов с помощью игр-головоломок»
Добрый день уважаемые родители! Чтобы научить детей анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контакт за ними и соотнос...


