Для Педагогов количество и счет
презентация

развитие количественных представлений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kolichestvo_i_schet.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика развития количественных представлений у дошкольников

Слайд 2

ПЛАН -Этапы формирования и содержание количественных представлений -Анализ программных задач. Методика решения каждой задачи: а) предварительная работа; б) особенности наглядного материала; в) методика обучения; г)этапы усложнения; д) дидактические игры и упражнения.

Слайд 3

Этапы формирования количественных представлений («Этапы счетной деятельности» по А.М . Леушиной )

Слайд 4

Дочисловая деятельность Счетная деятельность Вычислительная деятельность Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности необходимо прежде всего научить детей работать с множествами: видеть и называть существенные признаки предметов; видеть множество целиком; выделять элементы множества; называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указывая характеристическое свойство множества и перечисляя все элементы множества); составлять множество из отдельных элементов и из подмножеств; делить множество на классы; упорядочивать элементы множества; сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соответствия); создавать равночисленные множества; объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»). Владение счетом включает в себя: знание слов-числительных и называние их по порядку; умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда); выделение итогового числа. Владение понятием числа включает в себя: понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.); понимание количественного и порядкового значения числа; Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя: знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа); знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы); знание связей между соседними числами (больше, меньше). Вычислительная деятельность включает в себя: знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»); знание образования соседних чисел (п ± 1); знание состава чисел из единиц; знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания); знание цифр и знаков +, —, =, <, >; умение составлять и решать арифметические задачи. ДЛЯ подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо: владение устной и письменной нумерацией (называние и запись); владение арифметическими действиями сложения и вычитания (называние, вычисление и запись); владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками и др.). Замечание. Данными знаниями и умениями дошкольнику необходимо качественно овладеть в пределах первого десятка. Только при полном усвоении этого материала можно начинать работать со вторым десятком (лучше это делать в школе). Этапы формирования количественных представлений («Этапы счетной деятельности» по А.М . Леушиной )

Слайд 5

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 3 - 4 ГОДА) Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» Методика обучения Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения. Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос). Особенности наглядного материала Демонстрационный материал является раздаточным Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др.

Слайд 6

Фрагмент игры «Мячики» ммнойзадачи его делать? Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие красные мячи, корзина, коробка. Организация детей: подгруппа детей, или один ребенок. Воспитатель сидит на ковре, вокруг много мячей. Речь воспитателя Речь детей — Возьми один мяч — Какой он? Погладь — Что с ним можно делать? — Покатай, поиграй — Возьми еще один мяч — Расскажи о нем — Дай мне один мяч — Сколько у тебя мячей? — А у меня сколько? — По скольку у нас мячей? — Собери все красные мячи в корзину -Сколько мячей в корзине? — А у тебя в руках сколько мячей? -Собери все синие мячи в коробку — Сколько мячей в корзине? — А в коробке? — По скольку синих и красных мячей? -Дай мне несколько мячей из корзины — Сколько красных мячей осталось в корзине? — Где больше мячей: в коробке или в корзине? — Маленький, красный, гладкий — Покатать, поиграть — Большой, синий, гладкий — Один мяч — Один мяч — По одному мячу — Один мяч, один мяч,... — Много мячей -Ни одного мяча — Много мячей — Много мячей — Синих и красных мячей по многу — Мало мячей. Немного мячей — В корзине мячей больше, чем в коробке

Слайд 7

Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения Наглядный материал Игрушки, строительный материал; Конструкторы, объемные геометрические формы; Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.). Наборы картинок и геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные). Однополосные (для наложения) и двухполосные (для приложения) карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные). Методика обучения Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения , затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.

Слайд 8

Последовательность обучения терминам Фрагменты занятий Дидактические игры: «Бабочки-цветочки», «Белки-шишки», «Зайцы в огороде», «Угостим кукол чаем», «Что изменилось» и др.

Слайд 9

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ) 1. Методика обучения счету предметов Методика обучения Счетная деятельность — это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа. Цель счетной деятельности — найти итоговое число, ответить на вопрос «сколько?». Обучаем ребенка приемам счета предметов по образцу («делай, как я»), сначала отрабатывая выполнение правил , а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведется на большом разнообразии наглядного материала. Вне занятий закрепляются и применяются счетные навыки. Правила счета (выучить!) Ошибки детей 1. Называть числительные по порядку, начиная со слова «один»!! Называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз» 2. Дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой (обычно правой) слева направо (ведущее направление в нашем обществе) Пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды, справа налево и др. 3. Одному предмету соотносить только одно число Считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением 4. В конце сделать обобщающий жест и еще раз назвать последнее число («всего пять предметов») Не выделяют итогового числа («безытоговый счет»),, не могут ответить на вопрос «сколько?»

Слайд 10

Этапы усложнения По мере усвоения ребенком счетной деятельности надо счетные движения «сворачивать». Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу): -счет без обобщающего жеста; -дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет; -счет на расстоянии (движение глаз); -счет про себя. -После усвоения счета предметов переходим к счету других объектов (изображений, символов, движений, звуков, явлений и др.). Активизация словаря: «считай» — назови числительные по порядку; «посчитай» — ответь на вопрос «сколько всего?»; «отсчитай» — выдели часть; «пересчитай» — проверь; «сосчитай» — вычисли.

Слайд 11

2. Методика обучения счету с помощью различных анализаторов Анализаторы Зрительный Тактильный Слуховой Двигательный 2а) Счет по образцу Наглядный материал Наборы одинаковых предметов. Демонстрационный материал для фланелеграфа, наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фигуры). Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры). Наборы «Учись считать». Усложнения 1. Увеличиваем количество от 1 до 10. От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным). 2.Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично) 3.Даем задания на развитие памяти: образец постоянно перед глазами образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки) 4. Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов (выложи столько же, но в ряд; покажи числовой карточкой, сколько у меня предметов) 5. Даем задания для повторения отношений соседних чисел: отложи на 1 больше. Дидактические игры -«Остановись стрелка». (На часах с числовыми фигурами вращается стрелка. По сигналу она останавливается. Дети должны выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например принести столько мячей.); -«Магазин»(числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет)

Слайд 12

2б) Счет по названному числу Счет по названному числу дается только после усвоения приемов счета и выработки навыков счета по образцу. Проводится большая индивидуальная работа с целью помочь тем, кто не справился с заданием, проверить и проговорить результат с каждым ребенком. Применяется в различных видах заданий: — Отложи пять кругов. (Применение навыков отсчитывания.) — Отложи пять кругов и еще один. Сколько получилось? (Знакомство с образованием соседних чисел.) — Отложи кругов на один больше, чем число, которое я назову. (Повторение отношений между числами, понятий «больше на...».) После выполнения задания обязательно его проанализировать: — Сколько отложил? — Почему столько? — Проверь, пересчитай. 2в) Счет по цифровому изображению Счет по цифровому изображению начинается после знакомства детей с цифрами и используется в различных видах заданий: — Отложи столько [7] квадратов. — Покажи цифрой, сколько у меня грибов. -Покажи цифрой, на сколько пять меньше шести. — Подпрыгни столько раз

Слайд 13

2 г) Счет на слух (счет звуков) Особенности наглядного материала Рекомендуемые музыкальные инструменты: барабан, металлофон, свисток, пианино, камертон, дудка. Можно использовать стук, хлопки, топот. Замечание : не дают четкого одинокого звука: бубен, погремушка, колокольчик, гармошка Методика обучения Подготовительный этап : Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и воспроизведение звука. Одному звуку соотносится действие (например, появление игрушки). Фрагмент: Воспитатель ударяет в барабан один раз и ставит на стол одну игрушку. Один звук — одна игрушка, так несколько раз. — Сколько звуков услышали? — Сколько игрушек появилось?... Затем вызванный ребенок ударяет в барабан, сколько хочет раз. Воспитатель убирает соответствующее количество игрушек (одну или много). — Сколько звуков услышали? — Сколько игрушек убрали? I этап Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят воспроизведение звука. Задания даются поэтапно по мере выполнения. Схема: — Посчитай, сколько звуков. — Отсчитай столько же предметов. — Сколько отложил? — Почему столько? — Проверь, пересчитай.

Слайд 14

2 этап : Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, используем ширму). Инструкция дается целиком, но в последовательности выполнения заданий, с напоминанием действий. Схема: Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов. Посчитали? А теперь откладывайте. Сколько отложили? Почему столько? 3 этап Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свободной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анализируют сами. Схема: Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите. Расскажите, что и как вы сделали. Усложнения Увеличиваем количество звуков от 1 до 10. Уменьшаем интервалы между звуками. Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов. Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с закрытыми глазами, или используем магнитофонную запись). Даем задания, связанные со знанием отношений между числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков услышишь». Дидактические игры «Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не может попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, лягушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картинках.) и др.

Слайд 15

2 д) Счет на ощупь Особенности наглядного материала Объемные предметы, знакомые детям (например, кубики, пуговицы, камешки, желуди). Счетные карточки, с пуговицами или дырочками в чехлах из плотной ткани, которые снимаются Методика обучения I этап Детям четырех-пяти лет сначала предлагаем считать крупные объемные предметы под салфеткой или в мешочке (до пяти). Фрагмент: — Посчитай, сколько кубиков под салфеткой, не подсматривая, и поставь на стол столько же пирамидок. — Сколько поставил? Почему столько? — Открой салфетку, проверь. // этап Знакомим со счетными карточками. Пуговицы или дырочки на карточке диаметром 3—4 см расположены в один ряд до пяти штук. Последовательность обучения: показываем способ действия: ведущей рукой вести по карточке слева направо или сверху вниз, другой рукой придерживать карточку; предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно с последующей проверкой; предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и проверить себя, сняв чехол. /// этап Дети пяти-шести лет считают мелкие предметы (орехи, желуди, камешки, пуговицы), перекладывая их из руки в руку за спиной. Используем счетные карточки с пуговицами или дырочками диаметром около 1 см, расположенными в два ряда (до 10 штук), с чехлами из более плотной ткани. Дидактические игры «Передай и посчитай» (Дети становятся в круг и за спинами передают счетные карточки без чехлов. По сигналу каждый считает пуговицы на своей карточке. Выигрывает тот, у кого больше число.) и др.

Слайд 16

2 е) Счет движений Методика обучения Примерные задания: — Посчитай, сколько раз Маша присела. — Посчитай, сколько раз я махну флажком. Счет движений используется обычно в комбинированном счете, сочетаясь с другими видами счетной деятельности Примеры заданий Виды примененного счета «Прыгни пять раз» Счет движений, счет по названному числу «Отложи столько кругов, сколько раз я махну рукой» Счет движений, счет по образцу «Присядь столько ( 4 ) раз» Счет движений, счет по цифровому изображению «Подпрыгни столько раз, сколько раз я под* кину Счет движений, счет движений «Сделай на один наклон больше, чем звуков Счет звуков, счет движений услышишь» Дидактические игры «Найди звездочку». (Дети делятся на две команды и дают друг другу задания на комбинированный счет. Контроль над правильностью выполнения осуществляется по звездочке, спрятанной под лепестком с соответствующей цифрой.); «Угадай, какие часы идут правильно» (Дети — часы. Хлопают глазками столько раз, какое число показывают контрольные цифровые часы.) и др.

Слайд 17

3. Методика ознакомления с принципами построения натурального ряда Предварительная работа После обучения детей счету объектом изучения становятся числа. Дети знакомятся с образованием соседних чисел и их отношениями. Это дает представление о некоторых принципах построения числового ряда. Наглядный материал Множества из одинаковых элементов, различающихся одним признаком (например, цветом или формой). Счетная лесенка. Цветные палочки Дж. Кюизенра Методика обучения С детьми четырех-пяти лет работаем с числами в пределах первого пятка, а с детьми пяти-шести лет работаем с числами второго пятка.

Слайд 18

3 а) Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задана : показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга. Наглядный материал : три круга одного цвета, один — другого. Работа с демонстрационным материалом — Что это? Сколько? — Поставим еще один. -Сколько было? -Сколько добавили? -Сколько стало? - Сколько стало всего? -Как из трех получилось четыре? - Чтобы получить четыре, надо к трем добавить один. -А как можно из четырех получить три? — Чтобы получить три, надо от четырех убрать один. II. Работа с раздаточным материалом Аналогичная работа на другом наглядном материале. Делаем выводы: Чтобы получить последующее число, надо прибавить единицу. Чтобы получить предыдущее число , надо отнять единицу. Замечание: Если дети знают цифры, можно познакомить их со знаками: «плюс» и «минус»: Чтобы не писать слова, люди придумали знаки: + «плюс» –значит прибавить «минус»- значит отнять - 1 3 + 4 - 1

Слайд 19

3б) Сравнение соседних чисел Фрагмент: Программная задача : показать отношение между числами 3 и 4. Наглядный материал: четыре круга, три квадрата расположены так, чтобы прослеживалось приложение. Ход : I. Работа с демонстрационным материалом — Что это? — Что это? — Чего больше? — Чего меньше? — Почему? — Сколько кругов? — Сколько квадратов? — Кругов больше — их 4, квадратов меньше — их 3. Значит, какое число больше? Какое число меньше? II. Работа с раздаточным материалом Аналогичная работа на другом наглядном материале. Делаем выводы: Всегда четыре больше трех, а три меньше четырех. Замечание: Можно дополнить работу заданиями на повторение понятия «поровну» и образования соседних чисел. Если дети уже знакомы с цифрами, то можно познакомить их и со знаками: <, >, =. Для этого используем карточки и объясняем: — Чтобы не писать слова, люди придумали знаки: « больше» (птичка открывает клювик в сторону большего числа) « Меньше» «Ровно»

Слайд 20

4. Методика обучения сравнению множеств на основе счета Предварительная работа После изучения способов образования чисел и видов отношений между числами показываем возможности использования счета для сравнения множеств . Методика обучения «Люди придумали счет и числа для своего удобства. Числа мы сравниваем в уме, это быстрее, чем раскладывать предметы парами». Фрагмент: Программная задача: научить сравнивать множества по количеству на основе счета. Наглядный материал : четыре круга, три квадрата расположены так, чтобы не прослеживалось приложение. Ход: Работа с демонстрационным материалом — Что это? О О О О — Что это? □ □ □ — Что нужно сделать, чтобы узнать, чего больше, чего меньше? — Посчитайте. — Сколько кругов? — Сколько квадратов? Какое число больше? Какое число меньше? Значит, чего больше? Чего меньше? А как, не считая, проверить? (Способом приложения.) //. Работа с раздаточным материалом Аналогичная работа на другом наглядном материале. Делаем; вывод: Чтобы сравнить, чего больше, а чего меньше, надо посчитать и сравнить числа!

Слайд 21

5. Методика формирования понимания абстрактности числа Независимость числа от размера предметов Наглядный материал Одинаковые предметы двух контрастных размеров, расположенные так, чтобы не прослеживалось приложение и действительно казалось, что одних предметов больше, чем других. Независимость числа от расстояния между предметами Наглядный материал Две группы предметов одинаковых по величине, расположенных на разном расстоянии («далеко — близко») Независимость числа от формы расположения предметов Наглядный материал Две группы предметов, одинаковых по величине, расположенных по разному (в ряд, по кругу и др.). Например, можно выбрать две группы геометрических фигур.

Слайд 22

6. Методика ознакомления с порядковым счетом Предварительная работа После выработки счетных навыков, умения отвечать на вопрос «сколько?» знакомим детей с порядковым счетом, учим отвечать на вопрос «который?». Методика обучения В средней группе : Понимание значения порядковых числительных (мотивация использования порядкового счета). Правильное называние и использование порядковых числительных (первый, второй, третий,...). Различение вопросов: «сколько?» и «который?». Понимание различных формулировок вопросов: «который?», «какой по порядку?», «на котором месте?», «какой по счету?». В старшей группе : Понимание словосочетаний: «количественный счет», «порядковый счет». В подготовительной группе: Понимание того, что порядок зависит от направления счета, а количество нет. Особенности наглядного материала Множества, состоящие из разных предметов, называемых одним словом (овощи, фрукты, фигуры и т. п.).

Слайд 23

Фрагмент 1: Программная задача : познакомить с порядковым счетом. Наглядный материал : картинки с овощами. Ход: — Что это? Что это?... — Как их можно назвать одним словом? — Как мы считаем, чтобы ответить на вопрос «сколько?»? — Посчитайте! Сколько овощей? — Чтобы ответить на вопрос «сколько?», мы считаем так: «Один, два, три, четыре, пять». А чтобы ответить на вопрос «который?», надо считать так: «Первый, второй, третий, четвертый, пятый». — Давайте посчитаем вместе! Замечание: воспитатель, называя числительные, показывает на каждую картинку и считает быстро, чтобы счет прозвучал слитно. Называть предметы и согласовывать окончания здесь не надо. Эта работа начнется после выучивания слов-числительных по порядку. Здесь идет хоровое и индивидуальное проговаривание порядкового счета. Затем ответы на различные формулировки вопросов. — Который огурец? — Какой по порядку помидор? - На котором месте лук? — Что на пятом месте? — Поменяй местами огурец и лук! — Который был лук? Который стал? — Поставь помидор вторым! — Что изменилось? Фрагмент 2. Программная задача : научить различать и понимать словосочетания «количественный счет» и «порядковый счет». Наглядный материал : геометрические фигуры (рис.). Ход: — Что это? Что это?... — Как их можно назвать одним словом? — Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько фигур? — Посчитайте! Сколько? — Когда мы хотим узнать, сколько предметов, то есть их количество, мы считаем так: «Один, два, три...». Это количественный счет, он показывает количество предметов. — Повторите хором: «Количественный счет». Индивидуальные вопросы: — Посчитай количественным счетом! — - Каким счетом посчитал Миша? А как надо посчитать, чтобы узнать, на каком по порядку месте стоит каждая фигура? Который треугольник? Между которыми по порядку фигурами стоит квадрат? Когда мы хотим узнать, какой по порядку предмет, мы считаем так: «Первый, второй, третий...». Это порядковый счет, он показывает порядок расположения предметов. — Повторите хором: «Порядковый счет». Индивидуальные вопросы : — Посчитай порядковым счетом! — Каким счетом посчитала Маша?

Слайд 24

Вопросы на закрепление — Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «сколько?»? — Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «который?»? — Как называется счет, которым я считаю? — На какой вопрос я отвечаю? Задания на усложнение — Отсчитай семь треугольников. — Между первым и вторым поставь круг. — На котором месте круг? — Поставь круг четвертым. — Между которыми по порядку треугольниками стоит круг? Дидактические игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» (Дети рассматривают ряд предметов и обсуждают их количество и порядок. Дается установка запомнить данную последовательность. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами или убирает один предмет. Затем обсуждаются вопросы: «Который был? Который стал?». В подготовительной группе можно менять местами или убирать сразу до трех предметов); «Угадай вопрос». (Одному ребенку на ушко задается вопрос или задание, он его выполняет, дети угадывают, о чем его спросили.); «Колобок», «Теремок», «Репка», «На водопой», «12 месяцев». (Обсуждается прочитанная сказка, количество героев, порядок их появления и пр.); «Рассчитайся по порядку». (Подвижная игра, можно проводить на занятиях по физкультуре.); «Магазин». (Сюжетная игра, в процессе которой обсуждается количество товара, порядок в очереди и пр.).

Слайд 25

7. Методика ознакомления с обратным счетом Предварительная работа В подготовительной группе после выработки навыка называть количественные числительные в прямом порядке формируем у детей умение считать обратным счетом. Это позволяет лучше понять устройство натурального ряда (порядок чисел, отношения соседних чисел, понятия «предыдущее» и «последующее» число) Особенности наглядного материала Любые множества с «исчезающим» элементом, числовые и цифровые карточки, палочки X. Кюизенера Методика обучения Сначала рассматриваем множества из пяти элементов. Просим назвать количество, убирая один элемент. Обратный счет в пределах десяти даем с использованием счетной лесенки. Затем учим называть числительные в прямом и обратном порядке без наглядности. Фрагмент: Программная задача : познакомить с обратным счетом в пределах пяти. Наглядный материал : пять желтых кленовых листьев. Ход: Что это? Это листья какого дерева? Какого они цвета? Почему они желтые? Что еще происходит с листьями осенью? — -Сколько листьев? — Наши листья будут падать, а вы говорите хором, сколько осталось. Замечание : необходимо это делать быстро, чтобы счет прозвучал слитно. В начале необходимо задать вопрос «сколько?», чтобы прозвучало число «пять», а затем убирать предметы. Последний предмет не убирать. Аналогичная работа проводится на разном материале до выработки навыка называния числительных в обратном порядке. — Пять, четыре, три, два, один. — Попробуйте по памяти повторить. — Этот счет называется «обратным». Повторите хором: «обратный счет». — Как вы думаете, почему он так называется? — Петя, посчитай обратным счетом! — Каким счетом посчитал Петя?

Слайд 26

Варианты вопросов и заданий на закрепление и усложнение — Посчитай от одного до десяти! — Посчитай от десяти до одного! — Посчитай прямым счетом! — Посчитай обратным счетом! — Что мы делаем, считая от одного до десяти? (Прибавляем по единице.) — Что мы делаем, считая от десяти до одного? (Отнимаем по единице.) — Назови последующее число! — Назови предыдущее число! — Назови соседей числа 7. Дидактические игры «Разложи по порядку», «Найди ошибку». (Дети раскладывав ют числовые и цифровые карточки в нужной последовательности или исправляют неправильный ряд.); «Считай дальше», «Считай обратно», «Назови соседей». (Поймав мяч, надо правильно выполнить задания с числами.) и др.

Слайд 27

8. Методика ознакомления с цифрами Предварительная работа После выработки счетной деятельности можно учить соотносить множеству не только число, но и цифру. Иногда это делают раньше, предлагая запомнить визуально числовую фигуру и соответствующую ей цифру, но лучше не спешить, учитывая абстрактность математических понятий. Особенности наглядного материала Любые множества, числовые и цифровые карточки Методика обучения Необходимо научить детей различать понятия: количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов); число (абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств); цифра (знак для записи чисел). На одном занятии знакомим с одной цифрой, рассматривая множества с соответствующим количеством элементов. Предварительно закрепляем знание предыдущих цифр. Необходимо создать поисковую ситуацию, чтобы дети поняли смысл обозначения числа цифрой. Начинаем знакомство с цифры 1, затем по порядку до 9, потом с нулем и записью числа 10. Дети часто путают цифры 4 и 7, 5 и 2, 6 и 9. Эта проблема решается в процессе многократных упражнений. Схема работы с каждой цифрой Повторение предыдущей цифры. Рассматривание множества с нужным количеством элементов. Рассматривание цифры. Обсуждение на что похожа цифра. Рисование цифры пальцем в воздухе. Поиск карточки с нужной цифрой. Использование цифровых карточек для ответов на вопросы. Возможна запись цифр.

Слайд 28

Фрагмент 1: Программная задача : познакомить с цифрой 1. Наглядный материал : коробка с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана одна игрушка. Ход: Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я? Что это? Сколько? Как вы думаете, как я догадалась? Здесь написана цифра. Что она обозначает? Люди придумали цифры, чтобы записывать числа. Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в коробке только один предмет. На что похожа цифра 1? — Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я. — Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1. — Ответьте на вопрос молча, показав карточку. — Сколько у человека носов? — На сколько шесть больше пяти? Фрагмент 2: Программная задана : познакомить с цифрой 0 и записью числа 10. Наглядный материал : материал, используемый для обратного счета (10 предметов). Ход: Воспитатель убирает предметы, а дети называют, сколько осталось. Звучит обратный счет. Затем убирается последний предмет. — Сколько? — Ни одного обозначает число ноль, которое записывается цифрой ноль. — Нарисуйте пальцем в воздухе. На что похож? — Число десять записывают с помощью двух цифр 1 и 0. Цифра 1 пишется слева, а ноль справа . Варианты заданий Покажите цифрой, сколько предметов на столе. Покажите цифру, которая обозначает число 7. Отсчитайте столько предметов: [ 5 ] Покажите цифрой, на сколько четыре меньше пяти. Я назову число, а вы отсчитайте на столько [ 1 ] кругов больше. Семь. Присядьте столько [ 3 ] раз. Дидактические игры «Молчанка». (Воспитатель задает вопросы, а дети показывают ответы с помощью цифровых карточек); «Веселый счет». (Инсценировка стихотворения Маршака) и др.

Слайд 29

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с 6-го года жизни) 1. Методика ознакомления с составом числа из единиц Предварительная работа Когда сформирована счетная деятельность и у детей развиваются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах десяти из единиц. Особенности наглядного материала Множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др. Карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис. Методика обучения Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество. Например: «Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник — всего 5 геометрических фигур». «Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар — всего 3 фигуры». В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной — в пределах второго пятка.

Слайд 30

Примерные задания: Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал. Расскажи по карточке, как составлено число. Составь число 5 из названий цветов. (Задание по представлению.) Усложнения Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности. В конце работаем с карточками (демонстрационными и раздаточными). Дидактические игры «Я знаю пять имен девочек...» (игра с мячом) и др.

Слайд 31

2. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел Предварительная работа После ознакомления детей с составом чисел из единиц формируем умение составлять числа из двух меньших чисел. Особенности наглядного материала Два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки . Методика обучения В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач. Фрагмент: Программная задача : познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел. Наглядный материал : круги голубые и красные, цифровые карточки Ход: — Что это? — Какие? — Сколько? — Какой цифрой можно обозначить? — А теперь сколько всего? — Сколько каких? — Обозначьте цифрами. — Как мы составили число 4? — Как можно по-другому? Вывод: — Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1и3 4 3 1 2 2 1 3

Слайд 32

Ознакомление с составом числа из двух меньших чисел 4 синих. 3 синих и 1 красный. Вывод: 4 это 3 и 1. 2 синих и 2 красных. Вывод: 4 это 2 и 2. 1 синий и 3 красных. Вывод: 4 это 1 и 3.

Слайд 33

3. Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи Т ермины : Арифметические задачи (решаются арифметическим действием). Текстовые задачи (сформулированы на естественном языке). Простые задачи (в одно действие). Составные задачи (в несколько действий). Прямые задачи (вопрос подсказывает действие). Обратные (косвенные) задачи (вопрос не отражает явно ситуацию). Предварительная работа Практическая работа с множествами и числами является осевой для обучения детей умению решать и составлять арифметические задачи. Особенности наглядного материала В процессе обучения дошкольников умению решать и составлять арифметические задачи применяем различные модели: вещественные (предметы и их заменители), графические (рисунки, схемы), словесные и математические (числовые выражения). Задачи-драматизации Задачи-иллюстрации Устные задачи сюжет и действия разыгрывают сами «Петя, поставь 3 флажка в вазу. Маша, поставь 2 флажка в вазу. Дети, про это можно придумать задачу условие изображается на картинках): а) картинки, обеспечивающие предметную наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 3 яблока, девочка кладет еще 2 яблока); б) парные картинки (на левой — 3 лягушки на кочке, на правой - 2 лягушки на кочке, а 1 лягушка плавает); в) картинки, обеспечивающие частичную наглядность (3 снежные бабы и 2 лужи); г) картинки, отражающие только жизненную ситуацию (на верхней полке 4 книги, а на нижней — 3 книги). без наглядности

Слайд 34

Методика обучения При обучении дошкольников часто используются различные задачи, отражающие знакомые детям ситуации, но специальная работа ведется в подготовительной группе. В начале используем простые прямые задачи, где в решении второе слагаемое и вычитаемое равны единице. При прочном знании состава числа из двух меньших используем любые числа в пределах десятка. Затем при хорошем усвоении можно предложить косвенные задачи. Этапы обучения: Подготовительный этап: Работа с множествами, их объединение и разъединение, знакомство с понятиями «часть и целое». 1 этап: Ознакомление с понятием «арифметическая задача»: а) формирование представления об арифметической задаче; б)усвоение структуры задачи и выделение ее частей; в) практическое составление задач; г) полная формулировка ответа. II этап: Запись и формулировка решения задачи: а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием; б)поиск нужного арифметического действия и его формулировка; в)выкладывание решения задачи с помощью карточек; г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку. /// этап: Выработка вычислительных навыков и логических рассуждений: а) присчитывание и отсчитывание по единице; б) применение знания состава числа из двух меньших чисел; в) использование моделей арифметических действий; г) решение косвенных задач, логических задач и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Очень интересное и увлекательно езанятие по математике детям от 6 лет.Им придется решать и преодолевать задачи и примеры, закрепить внимание и зрительную память. Т.е. выручать Буратино из беды....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать ф...

Консультация для педагогов ДОУ «Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»

Консультация для педагогов ДОУ «Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»...

Тема:Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.

Количество и счет: числа и цифры 1, 2, З; соотнесение количества предметов с цифрой.Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.Величина: большо...