Мастер-класс Организация дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста
материал (младшая группа)

Сценарий мастер-класса по организации кружковой работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Организация дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (кружковая работа)»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Рассмотреть актуальность работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Раскрыть возможность развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством организации дополнительного образования.
  3. Продемонстрировать применение игр, упражнений, массажа для развития мелкой моторики рук.
  4. Формировать практические умения педагогов через использование разных технологий и элементов диагностики уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников.
  5. Развивать способность к активизации самооценки и самоанализа участников мастер – класса.

Предварительная подготовка:

• Оформление практических рекомендаций для педагогов

• Подбор и изготовление пособий и игр по теме

Оборудование и материалы:

пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, игры-шнуровки, игры на застѐгивание и расстѐгивание, различные виды бус, «сухие бассейны» - ѐмкости, наполненные горохом или фасолью, карандаши, подносы с манкой, красная и белая фасоль, макароны разных фракций с отверстиями, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, «сухой бассейн» с фасолью и мелкими игрушками.

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе «Организация дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (кружковая работа).

Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в народе так много пословиц и поговорок, связанных с руками. Предлагаем вам вспомнить их.

Игра «Назови пословицу или поговорку».

- Я спрашиваю, вы отвечаете.

- Как говорят о человеке все умеющем? «Мастер на все руки»

- Как говорят об умелых руках? «Золотые руки»

- Как говорят, когда просят сказать что-то честно? «Положа руку на сердце»

- Как говорят, когда хотят поддержать кого-либо? «Обеими руками «за».

- Как говорят, когда человек делает все по-своему? «Своя рука – владыка».

- Как говорят, когда хотят подчеркнуть, что кто-то пользуется в своих корыстных целях результатами чужого труда? «Чужими руками жар загребать».

- Как говорят о человеке, который не может что-то сделать? «Руки растут не оттуда»

- Как говорят, когда быстро проходит недуг? «Как рукой сняло»

- Как говорят, когда объект находится близко? «До дома рукой подать»

- Как говорят о человеке, который любит словами решать чужие проблемы, давать советы? «Чужую беду руками разведу»

- Мы не случайно завели разговор о руках. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Доказано, что полноценное развитие личности невозможно без комплексного подхода к организации всестороннего развития младшего дошкольника. Так при стимулировании артикуляционных движений необходимо уделить внимание мелкой моторике рук, так как центры, ответственные за движения руки и артикуляционные зоны губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба находятся в коре головного мозга вблизи друг от друга. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстаёт, задерживается и развитие речи, хотя общая моторика при этом остаётся в норме или может быть выше возрастной нормы. Поэтому есть все основания рассматривать кисть как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проективную область руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Наблюдения показывают, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собирать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за другими ребятами в группе детского сада на занятиях. Недоразвитие мелкой моторики руки отражается на владении навыками трудовой деятельности. Эти дети часто испытывают неуверенность при работе с ножницами, неправильно держат карандаш в руке и плохо регулируют нажим на него.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. И каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, старается максимально широко использовать различные игры и упражнения, мини-массажи в своей деятельности.

Мелкую моторику рук развивает многое:

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

В течение дня всегда можно найти время для проведения для таких игр: утренний прием, время между занятиями, как часть любого вида занятия, на прогулке, после сна, в вечернее время. Можно использовать разные формы организации детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые. Можно использовать такие упражнения стихийно, чтобы занять ребенка в данный момент, а можно планомерно.

Одним из видов планомерной работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста является организация дополнительного образования через проведение кружковой работы, обычно она проводится во второй половине дня.

Чтобы понять, нужна ли кружковая работа в данном направлении для ваших детей необходимо провести диагностическое обследование детей с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук. Если в ходе обследования большинство детей проявляют недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук во время разжимания кулаков, демонстрируют недостаточную точность выполнения движений пальцами при соединении пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур, то можно говорить о необходимости проведения дополнительной работы по развитию мелкой моторики.

- Коллеги, давайте выполним вместе несколько упражнений – тестов на определение ведущей руки.

- Упражнение замок. Переплетите пальцы руки, большой палец ведущей руки окажется сверху.

- Упражнение «Наполеон». Скрестите руки на груди в позе наполеона, какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та является ведущей. Если поменяем позицию рук, то будем испытывать неудобство.

- Упражнение «Аплодисменты». Посмотрите, какая рука сверху, когда вы хлопаете.

Такие простые упражнения можно использовать и в работе с детьми. Обратите внимание! Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья, неврозоподобным расстройствам: повышенная утомляемость, нервные тики, заикание, энурез, а также могут возникнуть проблемы при обучении в школе.

Следующим этапом необходимо разработать программу, направленную на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа должна содержать примерный перечень практических игр, упражнений, заданий.

Структура программы может быть такой:

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

  • формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности;
  • формировать практические умения и навыки;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, красками, карандашами.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • совершенствовать движения рук;
  • развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развивать речь детей.
  • развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Сроки реализации и сведения о затратах учебного времени предметных программ в соответствии с учебным планом.

При реализации образовательной программы «Умные пальчики» количество занятий в неделю составляет 2, в месяц – 8 занятий. В год проводится 64 занятия.

Форма и режим проведения учебных аудиторных занятий. Возраст учащихся, количество человек в группе.

Предлагаемая программа рассчитана на восьмимесячный срок обучения младших дошкольников 3-4 лет.

Общая трудоемкость образовательной программы «Умные пальчики» при восьми месячном сроке обучения составляет 64 занятия. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: 2 занятия по 20 минут.

Учебные занятия проводятся в подгрупповой форме занятий численностью от 12 до 15 человек. Подгрупповая форма занятий позволяет педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода. Возраст обучающихся 3 – 4 года.

Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и задач используются следующие методы обучения:

- игровой метод;

- словесный метод;

- наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);

- практический – показ способов действия с предметами.

Описание материально-технических условий реализации образовательной программы.

Образовательный процесс Программы по развитию мелкой моторики

«Умные пальчики» обеспечен:

- групповая комната с соответствующей мебелью;

- расходные материалы: счетные палочки; прищепки; шнурки; кусочки тканей; бусинки; семена фруктов; восковые мелки; красная и белая фасоль; манка; мешочки с крупой; решетки для мойки; трафареты платьев с деталями; трафареты ежиков, тучек, солнышек из картона; пуговицы разные; лабиринты; сухой бассейн из круп; шишки разные; скорлупа грецких орехов; макароны разные; трафареты из бумаги для сминания по темам и др

Планируемые результаты обучения.

По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:

Дети должны знать:

-правила техники безопасности;

-основные формы штриховки;

-основные правила склеивания;

-некоторые приёмы лепки.

Должны уметь:

-работать с различными предметами;

-правильно держать кисть, карандаш;

-пользоваться клеем, салфеткой;

-заштриховывать изображение;

-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;

-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;

-выполнять несложные техники рисования.

Отслеживание результативности освоения программы.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).

Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.

Для выявления у детей младшего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук использованы критерии, разработанные А.С. Галановым:

- объем движений пальцев рук;

- переключаемость движений пальцев рук;

- точность выполнения движений пальцами руки.

Освоение обучающимися программы проверяется педагогом в процессе наблюдения за коллективной и индивидуальной деятельностью детей на занятиях, анализа продуктов изобразительной и конструктивной деятельностью детей.

Методическое обеспечение учебного процесса.

  1. Методические рекомендации воспитателям.

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • лепка
  • аппликация
  • нетрадиционные техники рисования
  • штриховка
  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Нетрадиционные техники рисования” - у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.

В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Приложения.

- Распределение содержания деятельности по месяцам

- График образовательного процесса.

- Список детей по подгруппам

- Диагностический материал.

-Картотека пальчиковых игр.

Данная программа должна интегрироваться с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие», ФОП ДО.

Подробнее хочется остановиться на распределении содержания деятельности по месяцам, темы занятий могут соответствовать тематическим неделям.

Для осуществления цели и задач программы по развитию мелкой моторики рук необходимо образовательный процесс обеспечить предметным содержанием. И чем разнообразнее будет предложенный материал, тем интереснее будут занятия, как воспитанникам, так и педагогам.

Вот примерно такое оборудование поможет для организации дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Основные направления работы с детьми в ходе организованной деятельности

- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики,ѐжики, скалочки, семена).

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

- Завязывание бантиков, шнуровка, застѐгивание пуговиц, замков.

- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

- Игры в сухом бассейне, наполненном различными крупами нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Практическая часть.

-Уважаемые коллеги! Давайте с вами попробуем смоделировать одно из занятий по определенной теме. Например, тема «Животные», какие же задания можно предложить детям, чтобы они не только поупражнялись в развитии мелкой моторики рук, но и закрепили знания по данной теме.

Упражнение «Коготки и лапки».

Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

Рисование «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

Дидактическая игра «Животные и их детеныши».

Упражнение «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.

Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

Пальчиковая гимнастика «На лужок».

Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

Подвижная игра «Зайка»

Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

Упражнение «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).

Рефлексия «Светофор»

- Уважаемые коллеги! Заканчивая наш мастер-класс «Организация дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (кружковая работа)» хочется поблагодарить зал за внимание, а участников за работу и подарить им небольшие буклеты, игры из которых лягут в основу картотеки по развитию мелкой моторики руки ваших воспитанников. Мы надеемся, что сегодня каждый увидел что-то для себя интересное и полезное, и наш опыт работы вы с удовольствием используете в своей деятельности.

Предлагаем участникам мастер – класса оформить дерево цветными ладошками:

зеленый – было интересно, мне понравилось,

желтый – не очень интересно,

красный – зря потрачено время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей ДОУ «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Познакомить родителей ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей ДОУ «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания на практике...

Мастер-класс по изготовлению игры-тренажера для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Игра изготовлена своими руками с использованием крышек от коробок из-под сока....

Мастер-класс по изготовлению игры-тренажера для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Мастер-класс по изготовлению игры-тренажера для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Мастер-класс для родителей ДОУ «Говорящие пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Познакомить родителей ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»....