Описание интерактивной игры "Семейный калейдоскоп"
статья (старшая группа)

Пасаман Галина Фёдоровна

Игра – одна из форм практического мышления дошкольников. Именно в игре дети активно пользуются своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме способов игровых действий и знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Дети могут наделять нейтральный объект игровым значением в процессе игры. Именно данная способность    является главной для введения в игру – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности с использованием компьютерных средств, у дошкольника развиваются теоретическое мышление, воображение, мышление и прочие, которые ведут к повышению творческих способностей. Преимущества применения ИКТ: предоставляет возможность индивидуализации обучения; звуковые эффекты, движения, анимация надолго привлекают внимание дошкольников; несет в себе, понятный дошкольникам, образный тип информации; информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_igra_semeynyy_kaleydoskop.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара

Электронная образовательная игра

для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с ТНР

«Семейный калейдоскоп»

Выполнил:

Пасаман Галина Фёдоровна, воспитатель

г. Самара

Введение

Актуальность: игра – одна из форм практического мышления дошкольников. Именно в игре дети активно пользуются своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме способов игровых действий и знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Дети могут наделять нейтральный объект игровым значением в процессе игры. Именно данная способность является главной для введения в игру – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности с использованием компьютерных средств, у дошкольника развиваются теоретическое мышление, воображение, мышление и прочие, которые ведут к повышению творческих способностей. Преимущества применения ИКТ: предоставляет возможность индивидуализации обучения; звуковые эффекты, движения, анимация надолго привлекают внимание дошкольников; несет в себе, понятный дошкольникам, образный тип информации; информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Можно с уверенностью сказать, что электронные образовательные игры являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в дошкольном учреждении. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными обучающими технологиями, создают необходимый уровень качества, вариативности, индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания дошкольников.

Целью интерактивной игры является развитие познавательной активность детей.

Задачи: развитие логики, воображения, образного мышления; знакомство детей с возможностями компьютерных технологий; овладение навыками работы с компьютером; развитие раскрепощенной личности ребенка.

Дидактические игры делают образовательный процесс, живым и ненавязчивым, повышается мотивация детей к обучению.

С помощью графического редактора PowerPoint мы создали игру «Семейный калейдоскоп». Игра предназначена для использования в рамках образовательной деятельности.

Возраст и категория детей: 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

Основная часть

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым и др. Теоретическая основа использования новых информационных технологий в коррекционно – развивающем обучении базируется на положениях Л. В. Выготского об уровне актуального развития ребенка и зоне его развития. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения вследствие поражения нервной системы, проводится с учетом их психофизических особенностей.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспринимать информацию на новом уровне, что значительно повышает познавательную активность дошкольника. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Цель применения компьютерных технологий – развитие познавательных способностей детей с ТНР через использование ИКТ.

Применение компьютерных технологий в работе с детьми ТНР дает целый ряд преимуществ:

  • повышает уровень мотивационного компонента, познавательной,

речевой и учебной деятельности ребенка во время индивидуальных занятий;

  • компьютер обеспечивает интерактивное воздействие на ребенка;
  • решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий).

Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и образовательных технологий. Необходимо отметить, что использование ИКТ при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Так же развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников: умение подчинить свою деятельность заданным требованиям и правилам, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий.

В настоящее время существует целый ряд способов повышения заинтересованности воспитанников в освоении программы. Весьма эффективным является дидактическая игра.

Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:

- обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.);

- развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса);

- воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре);

- мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Интерактивная дидактическая игра – это современный метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат. Он является финалом игры, придает игре законченность. Он представляется в форме решения поставленной учебной задачи и дает дошкольникам моральное и интеллектуальное удовлетворение. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений дошкольников, усвоения ими знаний, их применения.

Электронная образовательная игра является мультимедийным продуктом и обладает свойствами, обеспечивающими обратную связь с пользователем, т.е. обеспечивает взаимодействие контента с пользователем. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, триггеров, анимации, макросов, всплывающих рисунков и пояснительных записей, звукового или видео сопровождения и прочее. Игра способствует развитию речи, мышления, памяти и внимания.

Цель игры: формирование у детей понятий о семье.

Задачи игры: воспитывать доброжелательные отношения в семье, развивать умения детей анализировать, расширять словарный запас.

Описание игры: для начала игры достаточно навести курсор мыши на значок игры. Переход на следующий или предыдущий слайд можно совершить с помощью стрелок в левом и правом углах.

На каждом слайде размещены задания.

Слайд №3. При правильном выборе изображение увеличится, в случае ошибки - исчезнет.

Слайд №4. При правильном выборе изображение вращается, в случае ошибки - падает.

Слайд №5. При правильном выборе изображение пульсирует, в случае ошибки - свёртывается.

Слайд №6. При правильном выборе изображение качается, в случае ошибки – срабатывает центрифуга.

Слайд № 7. Необходимо провести линию к правильному ответу.

Количество игроков: игра индивидуальная или подгрупповая, можно допускать смену игрока, например, если ответ был неверным.

Заключение

Вывод: Игра является игровой формой обучения, позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Хочется отметить, что прочные знания, умения и навыки дети с ТНР приобретают в процессе активной, познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. А, как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Использование интерактивных игр позволяет активизировать познавательную деятельность дошкольников, сенсорное развитие детей, реализовать творческий потенциал ребенка, формировать духовный мир, повышать интерес детей к получению знаний.

В сравнении с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, дошкольники могут познакомиться с реалистичными изображениями и действиями объектов, которые не всегда доступны в реальной жизни.

Литература

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада». - М., 2001. - 129 с.
  2. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. Психологии». – 1966, - № 6.
  3. Карабанова О.А. «Игра в коррекции психического развития ребенка». – М.: Педагогика, 1994. -246с.
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008.
  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  6. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г.
  7. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников "Калейдоскоп эмоций"

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия:   - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру...

Интерактивная игра "Калейдоскоп эмоций"

Интерактивная игра "Калейдоскоп эмоций"...

Интерактивный тест«Калейдоскоп»

Уважаемые родители и педагоги, я хочу предложить Вам поиграть в мою игру с Вашим ребенком или воспитанникам....

Конспект познавательной деятельности с использованием интерактивной технологии «калейдоскоп подсказок» с детьми подготовительной к школе группы на тему «Книга – источник знаний»

Цель: Расширять представления детей о книгах, используя интерактивную технологию «Калейдоскоп подсказок». Уточнять знания о том, что такое «библиотека» и кто  в ней работа...

Интерактивная игра "Калейдоскоп профессий"

Интерактивная игра "Калейдоскоп профессий"...