Рабочая программа проект по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в подготовительной группе «Гномики» на 2024-2025 учебный год
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Саратовского муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка муниципального образования «Город Саратов»

410520 Саратов, село Рыбушка ул. Парковая 4 А тел. 97-98-65, rubdou@mail.ru

ПРИНЯТА на

Педагогическом совете

Протокол № 1

________2024 года

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель

МАДОУ Светлячок» с. Рыбушка____________Моисейкина О.В.

_____________________ 2024 года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ

«Светлячок» с. Рыбушка_____________ Краснова И.В.

         ___________ 2024 года

Приказ № ____

Рабочая программа проект

по нетрадиционной

технике рисования

 «Волшебные краски»

в подготовительной группе «Гномики»

на 2024-2025 учебный год

Разработчик:

воспитатель

Сивашова .А.Н  

2024 г.

Содержание

Наименование раздела

  1. Целевой раздел

1.Пояснительная записка................................................................................3

2.Актуальность................................................................................................ 5

3Практическая значимость программы...................................................... 5

  1. Содержательный раздел

4.Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе………………………………………………………………………………8

  1. Организационный раздел

5. Перспективный план занятий кружка «Волшебные краски» …………….11

6. Список  литературы……………….…………………………………………16

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

          Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные краски» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность.

Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

         Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”

Педагогическая целесообразность

       Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

         Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

-Развивает уверенность в своих силах

- Способствует снятию детских страхов.

-Учит детей свободно выражать свой замысел.

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.

-Развивает мелкую моторику рук.

-Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

  1. Содержательный раздел

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: — рисование пальчиками; — оттиск печатками из картофеля; — тычок жесткой полусухой кистью.

Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: — оттиск поролоном;

 — оттиск печатками из ластика;

— восковые мелки + акварель;

— свеча + акварель; — отпечатки листьев;

— рисунки из ладошки; — волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

 — кляксография с трубочкой;

— монотипия пейзажная;

 — печать по трафарету;

— монотипия предметная;

 — кляксография обычная.

Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.

Режим занятий:

 Подготовительная группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 3 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в подготовительной  группе 1 -30  мин.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

  1. Организационный раздел

Перспективный план занятий кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе

Тема

                (техника)

Программное

содержание

Материалы

1

«Окраска воды»

(Освоение цветовой гаммы)

     Развивать воображение, наблюдательность, цветовосприятие.                                                                                  

    Учить получать различные оттенки красного цвета, называть предметы, имеющие такой же цвет.

    Воспитывать активность, инициативность

2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь, кисти, листы белой бумаги А 4, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

2

«Красивый букет»

(Печатание растений)

   Развивать интерес к  нетрадиционным  техникам рисования, воображение.                                                                                  

    Учить детей работать с хрупким материалом – засушенными листьями.

     Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краски- гуашь, кисти, листы бумаги А 4, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

3

«Загадки»

(Ниткография)

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

    Учить получать изображения с помощью нитей и красок.

   Воспитывать аккуратность.

Нитки №10, цветная тушь или гуашь, листы белой бумаги А 4, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

4

«Синий вечер»

(Линогравюра)

Развивать художественное восприятие, воображение, координацию

движений рук.

  Учить получать изображения, используя силуэты предметов.

  Воспитывать любознательность, инициативность.

По 2 листа белой бумаги  на каждого

ребёнка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка.

ОКТЯБРЬ

Тема

                (техника)

Программное

содержание

Материалы

1

«Осень»

(Мягкая роспись

по ткани)

     Развивать художественное восприятие.                                                                

   Обогатить изобразительный опыт ребёнка. Способствовать развитию стойкого интереса к изо деятельности.

    Воспитывать аккуратность.

Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеёнка.

2

«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись))

 Развивать ритмичность движений.                                                                

  Продолжать учить детей рисовать пальчиками.

Воспитывать чувство сопереживания.

 

Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

3

«Портрет зайчонка» (Силуэтное рисование)

   Развивать наглядно-образное мышление, воображение.

   Продолжать учить получать оттенки краски.

Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость

Контурное изображение зайчонка, чёрная и белая бумага, чёрная и белая гуашь, настольная лампа, кисти,  банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

4

«Домик» (Печатание)

  Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

  Продолжать учить получать изображение печатанием.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь, кусочки поролона.

банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)

НОЯБРЬ

Тема

                (техника)

Программное

содержание

Материалы

1

«Ёжик»

(Метод тычка)

   Развивать эмоционально-чувственное восприятие, моторику рук.

   Закреплять умение применять в изо деятельности метод «тычка».

   Воспитывать отзывчивость, самостоятельность.

Бумага, гуашь, жесткие кисти, подставки для кистей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

2

«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками)

   Развивать координацию движения рук, цвета- и форма восприятие.

  Учить самостоятельно использовать знакомые техники в изо деятельности.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность.

Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печать-клише, поршни от одноразовых шприцов, кисти, подставки для кистей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

3

«Пейзаж» (Натюрморт)

  Развивать интерес к рисованию, положительные эмоции, цвета- и форм восприятие, чувство композиции.

  Расширять представления о разных техниках рисования.

  Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ткань, силуэты: дом, дерево, звёзды; зубная щетка, расчёска, гуашь разного цвета,  салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

4

«Берёза в снегу»

(Метод тычка)

Развивать эмоционально- чувственное восприятие.

 Совершенствовать умение пользоваться методом тычка.

 Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность.

Тонированная бумага А4, белая  гуашь, кисть мягкая, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

                                                                ДЕКАБРЬ

Тема

                (техника)

Программное

содержание

Материалы

1

«Узоры на окнах» (Раздувание капли)

   Развивать ассоциативное мышление, воображение, желание создавать интересные оригинальные рисунки.

   Познакомить детей с техникой «Раздувание капли», учить ею активно пользоваться.

   Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

2

«Звёздное небо» (Фотокопия)

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка. Развивать воображение, художественное восприятие, стойкий интерес к процессу рисования.

 Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватные тампоны, клеенка или газета, свеча, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

3

«Невидимки» (Линия, как средство выразительности)

  Упражнять детей в различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. Учить детей видеть в линиях различные предметы.

   Листы бумаги А 4, по 2 платочка (один тёплого тона, другой- холодного тона), карандаши.

4

«Нарисуй, что хочешь»

(Работа со знакомыми техниками)

   Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность, интерес к использованию разных техник рисования.

   Воспитывать эстетический вкус.

Ящик с 2 отделениями:

1. материал (на чём)

2. инструмент (чем)

салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

ЯНВАРЬ

Тема

                (техника)

Программное

содержание

Материалы

1

«Загадки» (Рисование над пламенем свечи)

Развивать наблюдательность, ас-социативное мышление,  координацию движений рук,

цвета- и форм восприятие.

  Познакомить с техникой рисования над свечой.

  Воспитывать эстетический вкус, смелость в овладении новой техникой. 

Плотная бумага, свеча, спички, таз с водой.

2

«Новые игрушки» (Кубизм)

   Развивать творческое воображение.

   Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму.

   Воспитывать инициативность, эстетический вкус.

Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки.

3

 «Мой сон» (Работа со

знакомыми техниками)

  Развивать творческие способности, воображение.

 Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения, используя знакомые техники.

  Воспитывать инициативность.

Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

4

«На что похоже?»

(Аппликация с дорисовываем)

   Развивать наблюдательность, цвета- и форм восприятие, художественный вкус.

 Учить детей создавать интересные образы, используя технику –аппликация с дорисовываем.

 Воспитывать инициативность.

Карандаши, краски, кисти листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги

салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

ФЕВРАЛЬ

Тема

                (техника)

Программное

содержание

Материалы

1

«Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+ силуэтное рисование)

   Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

   Учить детей создавать интересные образы, используя знакомые техники

 Воспитывать инициативность.

   Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания; манка, ватные палочки, мятая бумага, клей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

2

«На что похоже?» (Техника монотипии)

  Развивать воображение, образное мышление, интерес к рисованию.

  Знакомить детей с симметрией.

  Воспитывать активность, аккуратность,

самостоятельность.

  Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

3

 «Музыка»

(Пальцевая живопись)

 

  Продолжать развивать интерес к рисованию,  художественное восприятие.

 Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка.

  Закреплять умение рисовать, используя технику пальцевой живописи.

  Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.

Бумага, гуашь, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

4

«Придумай и дорисуй»

   Развивать творческое воображение,  интерес к рисованию,  форма - и цвет восприятие.

   Учить детей создавать новые образы.

   Воспитывать активность, аккуратность,

самостоятельность.

Листы бумаги с незаконченным рисунком; гуашь, карандаши, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

МАРТ

Тема

                (техника)

Программное

содержание

Материалы

1

«Открытка» (техника теснения)

   Развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движений, интерес к рисованию, форма- и цвет восприятие.

   Активизировать мыслительную деятельность. Показать зеркальное отражение рисунка.

   Воспитывать эстетический вкус.

 

  Плотная бумага, пенопласт, иглы от одноразовых шприцев, рисунки-трафареты, копировальная бумага, скрепки.

2

«Облака» (Рисование по сырому фону)

   Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность движений, форма- и цвет восприятие.

 Помочь детям в создании выразительного образа. Закрепить умение  рисовать в технике по сырому.

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

3

 «Ледоход» (Метод старения) 

 Развивать творческое воображение,  интерес к рисованию, форма- и цвет восприятие.

   Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.

   Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

4

«По замыслу» (Совместное рисование)

 

 Развивать творческие способности.

 Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Карандаши, листы бумаги.

АПРЕЛЬ

Тема

                (техника)

Программное

содержание

Материалы

1

«Оранжевая песенка» (Линогравюра)

  Развивать воображение,  художественное восприятие, координацию рук.

  Учить использовать разнообразные техники рисования.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей, деревьев, кусочек поролона, листы бумаги, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

2

«Цветик-семи цветик» (Освоение цветовой гаммы

   Развивать чувствительность к цвету,  художественное восприятие.

Использовать цвет для передачи чувств. Учить рисовать, используя краски всей цветовой гаммы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки

матерчатые и бумажные, банки с водой.

3

 «Езда на автомобиле» (Линия, как средство выразительности)

 

  Развивать чувствительность к характеру линий, глазомер.

  Учить рисовать разнообразные

линии. Тренировать движения руки.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Листы бумаги с изображением

извилистой дороги, карандаши.

4

«Грибная полянка» (Техника Аква туши)

Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки.

 Закрепление умения рисовать разными техниками.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

Гуашь, чёрная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой,

МАЙ

Тема

                (техника)

Программное

содержание

Материалы

1

«Сирень»

(Совмещение техник)

   Способствовать созданию выразительного образа путём совмещения техник. Развивать художественное восприятие.

   Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

  Тонированная бумага,

гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев), ватные палочки.

2

«Нарисуй, что хочешь»

   Развивать воображение, художественное восприятие.

 Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин.

  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

  Картон, листы бумаги, пластилин,  краски, ватные палочки и др. изо. материалы.

3

 «Цветочная поляна»

(Рисование металлическими крышками от бутылок).

   Развивать наглядно-образное мышление, художественное восприятие.

   Познакомить с техникой рисования металлическими крышками от бутылок.

   Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Бумага зелёного цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

4

«Одуванчики»

(Рисование

 мыльными пузырями)

   Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук.

  Познакомить детей с новым способом получения изображения-рисование мыльными пузырями.

  Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки, аккуратность.

  Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведённая шам-пунем, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.

Список используемой литературы.

1.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

2.Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

3.Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

4. Лыкова А. И. «Цветные ладошки» авторская программа.

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

6. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

7. Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.

8. Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.

9.  Лыкова И.А., Глушина А.И. «Пир на весь мир из солёного теста». – М.  Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» №5, 2008.

10.И. Михайлова «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.

11. Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год

Цель: Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе

Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани  «Волшебные краски в старшей группе...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Капитошка»

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски"...

Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год

Программадополнительного образованияпо нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики»для детей старшей группына 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования«Волшебные краски» в старшей группе (Срок реализации 1 год) Возраст детей 5-6 лет

Цель программы:Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения....

Рабочая программа проект по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Гномики» на 2023-2024 учебный год

Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способны...