Проект «Моя семья – мое богатство!»
проект (подготовительная группа)

Джумаш Айжан Акымгалиевна

Воспитание любви к Родине начинается в семье. Членов семьи объединяют кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Теоретическое обоснование проблемы (идеи), выдвинутой в работе заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya_moe_bogatstvo.docx69.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413112, г. Энгельс, ул. Камская  д. 4/а, телефон  95 – 98 - 02

Проект

«Моя семья – мое богатство!»

Подготовили:

Передреева Д. С.

Джумаш Ж. А.

Энгельс, 2024г.

Название проекта: «Моя семья – мое богатство!»

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: Краткосрочный (октябрь – ноябрь)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители воспитанников.

Воспитание любви к Родине начинается в семье. Членов семьи объединяют кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Теоретическое обоснование проблемы (идеи), выдвинутой в работе заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Цель: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи:

1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.

4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Гипотезы исследования: я предполагаю, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:

- Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в детском саду.

- Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

- Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

Новизна:

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию. А так же мы стали работать в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Актуальность выбранной темы:

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Поэтому задача образовательного учреждения - актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья – мое богатство!» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Этапы реализации:

1 этап - организационно - диагностический (октябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Анкета для родителей, тест для детей «Рисунок семьи» - Тейлор К. «Психологические тесты и упражнения для детей» - книга для родителей и воспитателей.

На первом этапе будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками должны быть воспитанники подготовительной к школе группы, родители и воспитатель. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и воспитателем.

2 этап - формирующий (октябрь, ноябрь).

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа воспитателя с детьми, работа детей и родителей, работа воспитателя и родителей. С детьми проведутся занятия по проекту, будет организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в школе, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

3 этап - обобщающий (ноябрь).

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности знаний у детей, сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Перспективный план  краткосрочного группового проекта

«Моя семья – мое богатство!» в подготовительной к школе группе №4

Сроки реализации проекта

Организованная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность педагога и родителей

Совместная деятельность родителей и детей

1 этап

2 неделя октября

Диагностика детей

Анкетирование родителей

2 этап

3 неделя октября, ноябрь.

Беседа на тему: «Род и родословие»

Оформление семейного альбома

Чтение художественной литературы «загадки, пословицы и поговорки о семье», сказки

Рисование на тему: «Образ моей семьи», выставка рисунков

Беседа на тему: «Дружная семья»

Открытое занятие посвященное «Дню пожилого человека»

Сюжетно-ролевые игры «Дом, семья», «Магазин», «Больница»

Утренник, посвященный «Дню мамы»

Консультация для родителей на тему: «Как создать родословную своей семьи»

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании дошкольника»

Составление генеалогического древа

Подборка фотографий для альбома «Семья и семейные традиции»

3этап

Ноябрь

4 неделя

Диагностика детей

Анализ работы реализации проекта

Оценка результатов внедрения и апробации: Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. У многих возникло желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий). По результатам диагностики у детей появились макеты своего генеалогического древа, над которыми они работали всей семьей, в группе появился семейный альбом, в который дети совместно с родителями отобрали свои лучшие фотографии. От бабушек и дедушек остались великолепные подарки (кружевные салфетки, вазы рисунки, скворечники и кормушки для птиц), которые они предоставили на выставку ко «Дню пожилого человека», так же дети были награждены за участие в конкурсах в рамках проекта грамотами и дипломами.

Рекомендации к внедрению. Опыт внедрения этого проекта может быть интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста. Проект может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.








Приложение 1

Вопросы для индивидуальных бесед с детьми

Первая часть:

  • Как ты понимаешь, что такое семья?
  • У тебя большая семья?
  • Есть ли у тебя бабушки, дедушки?
  • Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?
  • Есть ли у тебя брат или сестра?
  • На кого ты похож?
  • Знаешь ли ты имя и отчество своих бабушек?
  • Помогаешь ли взрослым выполнять домашние обязанности?

Вторая часть:

  • Часто ли ваша семья собирается вместе?
  • Чем любит заниматься твоя семья по вечерам?
  • Как вы проводите воскресные дни?
  • Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?
  • Какие семейные праздники бывают у вас дома?
  • Какой семейный праздник ты любишь больше всего?
  • Почему ты любишь именно этот праздник?
  • Есть ли в вашей семье какие-либо традиции и национальные обычаи?

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим ответить вас на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет нам в организации работы по приобщению детей к семейной традиционной культуре.

  1. Какие семейные праздники проводятся у вас дома?_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие семейные традиции и национальные обычаи есть в вашей семье?______________________________________________________________________________________________________________________
  2. Знают ли ваши дети, где они родились?_____________________________________________________
  3. Знают ли ваши дети, где родились их родители?_____________________________________________________
  4. Часто ли вы берете своих детей к себе на место своей работы?_______________________________________________________
  5. Имеется ли в вашей семье фотоальбом, где последовательно отражается история вашей семьи?___________________________________________
  6. Имеется ли в вашей семье переданный вам по наследству предмет, который вы бы хотели, чтобы хранили ваши дети?_______________________________________________________________________________________________________________________
  7. Рассказываете ли вы о трудовых достижениях членов семьи?________________________________________________________
  8. Рассказываете ли вы своим детям интересные случаи из жизни своих родственников?_______________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 3

Конспект беседы на тему: «Род и родословие»

Цель: Закреплять представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Материалы и оборудование: Аудиозапись песни «Семейный альбом», фотографии членов семьи и детей.

Планируемые результаты: имеет представление о родственных отношениях и взаимосвязях, знает понятие «родословная», «генеалогическое древо»; умеет составлять родословное древо; составляет небольшой рассказ на тему: «моя родословная».

Воспитатель:

- Сегодня мы поговорим о семье. Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей). Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки, сестра, братья – это ваша семья. Что такое родословная? У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. А что было до того как вы родились? Почему ваша жизнь складывается именно так, а не иначе? Это все можно узнать из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история, по другому, родословная. Родословная, слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Ваши, прабабушки, прапрабабушки, прадедушки и прапрадедушки – ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живет внук.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «Генеалогическая таблица», или «Генеалогическое древо». Генеалогия – наука о родословной человека. А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А может быть, вы узнаете что то такое, что поможет возгордиться вашей семьей. В середине века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьез заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия. Каждая семья имеет свою историю. История вашей семьи связана с многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых имеет свою историю. Значит, история семьи является частью истории страны. Легко ли составить родословную своей семьи? Это очень трудно! Но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа. Начнем с себя. Как твое фамилия, имя, отчество. (дети называют). Дальше древо пускает веточки вверх, там будет информация о твоих родителях, т.е фамилия, имя, отчество мамы и папы. (Дети называют) У родителей есть свои родители. Дальше составить свою родословную продолжите составлять дома с родителями.

Домашнее задание: Составить родословную своей семьи.

Приложение 4

Консультация для родителей "Как создать родословную своей семьи".

Немного истории.

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями.

Термин "родословие" использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом "генеалогия". В педагогике наиболее часто встречается термин "родословная". Поэтому мы также будем использовать этот термин.

В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А.Н.Афанасьев.

Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.

Правила составления родословной. Терминология.

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.

Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий "род" и "фамилия".

Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии.

При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица.

Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо.

Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

  • родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;
  • род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;
  • предки  люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;
  • поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;
  • обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;
  • традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.

Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?".

Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ.

В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например на игрушку. Всё зависит от вашего творчества. Творите и получайте удовольствие от результата.











Приложение 5

Пословицы и поговорки о семье.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Густая каша семьи не разгонит.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Доброе братство лучше богатства.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

Жизнь родителей в детях.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Куда мать, туда и дитя.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

На что и клад, когда в семье лад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Согласье в семье — богатство.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.          

Стихи

Как появилось слово семья?

 Когда-то о нем не слыхала земля.

 Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 «Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

 кто деток родит мне, богиня моя?»

 И Ева тихонько ответила: «Я».

 «Кто платье сошьет, постирает белье,

 Меня приласкает, украсит жилье?

 Ответь на вопрос мой, подруга моя...»

 «Я, я, я», - Ева молвила: «Я».

 Сказала она знаменитых семь «Я»,

 И так на земле появилась семья».

***

Семья - это мы. Семья - это я.

Семья - это папа и мама моя.

Семья - это Владик, братишка родной,

Семья - это котик пушистенький мой.

Семья - это бабушки две дорогие,

Семья - и сестрёнки мои озорные.

Семья - это крёстная, тёти и дяди,

Семья - это ёлка в красивом наряде.

Семья - это праздник за круглым столом,

Семья - это счастье, семья - это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом.

   

                    ***

В семейном кругу мы с вами растем.

 Основа основ - родительский дом.

 В семейном кругу все корни твои,

 И в жизни ты входишь из семьи.

 В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ - родительский дом».

                    ***

«Жизнь человека - только миг

 В безбрежном времени вселенной,

 И только в памяти живых

 Она становится нетленной».

 «И дух наш, продолжая жить,

 Во внуков, правнуков вольется.

 И никогда не оборвется

 Веков связующая нить».

                      ***

Л. Суслова.

 А дом, заставленный добром, еще не дом.

 И даже люстра над столом,- еще не дом.

 И на окне с живым цветком - еще не дом.

 И даже с чайника бочком - еще не дом.

 Когда вечерняя сгустится темнота,

 Тогда эта истина понятна и проста-

 Что от ладоней до окна наполнен дом

 Твоим теплом.

                     ***

Семья – это громкое слово!

 Семья – это звонкое слово!

 Семья – это слово важное,

 Об этом вам скажет каждый.

 Семья – это солнце светит,

 Семья – это звезды на небе,

 Семья – это всё любовь.

 Любовь сыновей и отцов,

Любовь дочерей и мам.

 Любовь свою дарим вам!...  

                ***

Семья – защита от обид,

 Для малышей она как щит.

 Как прочная она броня

 От холода и от огня.

 Случилась с малышом беда,

 Семья поймёт его всегда;

 Порой за шалость побранит

 Но все равно потом простит.

 Семья – любви волшебный край,

 Она как драгоценный рай,

 В котором вера и мечта

 Ее иссякает никогда.

 Всем детям на земле нужна

 Семьи волшебная страна,

 Чтобы любить и жалеть,

 Чтобы они могли взлететь.

                ***

          «Моя родня»

Мама с папой – моя родня.

 Нет роднее родни у меня.

 И сестренка – родня, и братишка,

 И щенок лопоухий – Тишка.

 Я родных своих очень люблю.

 Скоро всем им подарки куплю

 Папе будет моторная лодка,

 Маме в кухню – удобная щенка,

 Молоток настоящий – братишке,

 Мяч – сестренке, игрушку – Тишке.

 А еще есть друг у меня,

 Друг Сережа мне тоже родня.

 Я к нему прибегаю с утра,

 Без него мне игра не игра.

 Все секреты ему расскажу,

 Все на свете ему подарю!  Я.Аким

              ***

Самый лучший!

Может он в футбол играть,

Может книжку мне читать,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой –

Самый лучший папа мой!

Загадки

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?   (6 человек)

Мы - большущая семья,

Самый младший - это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем -

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей? (8)

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И в лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...       (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?    (Семья)

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя...  (мама)     

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты...            (маму)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...   (сестренка)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Приложение 6

НОД рисование на тему: «Образ моей семьи»

Цель: Формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи. Развивать изобразительное творчество. Воспитывать любовь к своей семье.

Виды детской деятельности: Решение творческой задачи по созданию в рисунке образа своей семьи, самостоятельный замысел и построение композиции рисунка, обсуждение вопросов, связанных с изображаемым.

Материалы и оборудование: Бумага бела размером А4, простой или цветные карандаши; иллюстрации из детских книг с изображениями взрослых и детей.

Планируемые результаты: Выполняет рисунок всей семьи, соблюдая пропорции.

Приложение 7

Конспект беседы на тему: «Дружная семья»

Цель: Учить составлять рассказ по опорным вопросам на тему: «Моя семья», восстанавливать деформированный текст повествовательного характера, придумывать предложения по схеме, типу высказывания, с определенным словом, расширять и систематизировать знания о предложениях. Развивать навыки правильного грамматического строя речи.

Планируемые результаты: Имеет представление о семье, родственниках отношениях, семейных традициях; может составить небольшой рассказ о своей семье.

Материалы и оборудование: Плакат с нарисованным большим сердцем, клей, маленькие сердечки.

Дети сидят полукругом, у каждого в руках по маленькому сердечку.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, братья которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.)

- Рассмотрите плакат «Родословное дерево». Какая часть у дерева считается главной? (Корень) А в семье кто самый главный? (Тот кто старше). Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом. У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете, кого? (бабушки, дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей. Давайте вспомним, кто есть в вашем семейном альбоме. Расскажите о своей семье. Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете слово клад? Как вы понимаете слово лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с людьми – это самое ценное качество в человеке.)

- Сейчас я вам расскажу одну историю, вы будьте внимательны, чтобы смогли ответить, почему эту семью считают дружной.

В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья – 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда ,то спросил главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово – «понимание».

- Так почему мы эту семью называем дружной? Рассмотрите сердце, которое символизирует дружную семью. Вот это большое сердце, наша дружная семья, и состоит оно из маленьких сердец, в которых должны царить: дружба, доверие, счастье, уважение. Возьмите маленькие сердечки и прикрепите их вокруг большого сердца.

Приложение 8

Консультация для родителей

"Роль семьи в воспитании дошкольника"

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

В.А. Сухомлинский

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.

Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Народная мудрость:

- Где любовь и совет, там и горя нет

- Добрая семья прибавит разума-ума

- Дерево держится корнями, а человек семьей

- Дом согревает не печь, а любовь и согласие

- Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность

- Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка

- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы

- Счастье родителей — честность и трудолюбие детей

- У милого дитяти много ласковых имен

- Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло

Приложение 9


Чтение, пересказ нанайской народной сказки «Айога»

Цель: Учить образное содержание сказки, понимать и оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Рассмотреть ситуацию в семье.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по сказке. Послушайте нанайскую народную сказку «Айога».

Нанайская народная сказка.
Айога.

В роду Самар жил один нанаец - Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет - ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит - и не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

- Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

- Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвется, - говорит Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

- Рукавицы надень.

- Изорвутся, - говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится - какая она красивая!

- Так зашей рукавицы иголкой.

- Иголка сломается.

- Возьми толстую иголку, - говорит отец.

- Палец уколю, - отвечает дочка.

- Наперсток возьми…

- Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

- Дай мне лепешку, мать!

- Горячая она, руки обожжешь, - отвечает мать.

- А я рукавицы надену, - говорит Айога.

- Рукавицы мокрые…

- Я их на солнце высушу…

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

- Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красива...

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

- Айога-га-га! Айо-га-га-га!

Вопросы

- Как называется сказка? (Айога – нанайская сказка).

- Почему она так называется? (Сказка про девочку, которую звали –Айога. Девочка была очень красивая, но ленивая и гордая; про нее можно сказать – злая и невоспитанная. Она от злости обратилась в гуся. Айога разучилась разговаривать)

- Только имя свое не забыла, что бы с кем ни будь ее красавицу, не спутали, только людей завидит и кричит: Айо га-га-га!)

- Как это случилось? (Когда мама отдала лепешку соседской девочке, Айога разозлилась, побелела, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила – руки в крылья превратились, бултыхнулась в воду и обратилась в гуся.)

- Давайте изобразим, как выглядела Айога в эти минуты. (Дети повторяют последовательность превращения девочки в гуся.)

- Часто говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Как вы думаете, чему учит эта сказка? Какова мораль этой сказки. (Нужно быть не только красивой лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться, заботиться о других. Слушаться своих родителей.)

-Вы знаете много пословиц и поговорок по этой теме. Какая подошла бы к этой сказке? («Жизнь дана на добрые дела»; «не одежда красит человека, а добрые дела»; «человек от лени болеет, а от труда здоровеет»; «труд кормит, а лень портит»; «Живи для людей, поживут и люди для тебя».

Итог занятия:

- Дети, что же дороже всего для людей: родных и близких, чужих и малознакомых? (Любовь, уважение, забота друг о друге.) Каждому человеку жизнь дана на добрые дела.

Приложение 10

Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка, тети и дяди.
Игровые действияИгровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

Приложение 11

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки,
сумки, кошельки, ценники, товары по отделам,
машина для перевозки товаров, оборудование для
уборки.



Приложение 12

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.
Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы и, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет ножницы,
губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Приложение 13

Результаты диагностики к проекту «Моя семья – мое богатство!»

Вопросы для индивидуальных бесед с детьми

Первая часть:

вопросы

Ответы на начало проекта

Ответы на конец проекта

Как ты понимаешь, что такое семья?

У тебя большая семья?

Сколько человек в твоей семье?

Как зовут маму, папу?

Есть ли у тебя брат или сестра? Кто самый младший?

На кого ты похож?

Есть ли у тебя бабушки, дедушки?

Знаешь ли ты имя и отчество своих бабушек?

Помогаешь ли взрослым выполнять домашние обязанности? Какие?

Приложение 14

Результаты диагностики к проекту «Моя семья – мое богатство!»

Вопросы для индивидуальных бесед с детьми

Вторая часть:

вопросы

Ответы на начало проекта

Ответы на конец проекта

Часто ли ваша семья собирается вместе?

Чем любит заниматься твоя семья по вечерам?

Как вы проводите воскресные дни?

Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?

Какие семейные

праздники бывают у

вас дома?

Какой семейный праздник ты любишь больше всего?

Почему ты любишь именно этот праздник?

Есть ли в вашей семье какие-либо традиции и национальные обычаи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Моя семья - мое богатство"

проект для детей старшего возраста . работа расчитана на 2 месяца совместная с родителями....

Проект «Моя семья – мое богатство»

Углубить знания детей о составе  своей семьи, родословной и семейных традициях....

Педагогический проект «Моя семья – мое богатство».

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.В «Концепции модерни...

Презентация проекта "Моя семья - мое богатство" старшая группа

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Презентация проекта "Моя семья-моё богатство".

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного проекта. ...

Педагогический проект "Моя семья-моё богатство".

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье ...

Проект "Моя семья - мое богатство"

Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.Задачи:1. Дать представление о понятиях «род», «родители», «родо...