Конкурс «ДЕВИЦА-КРАСА, РУСАЯ КОСА»
методическая разработка (подготовительная группа)

Менщикова Нина Владимировна

Цель: Приобщение ребят к традиционной русской культуре.

Задачи:

- постижение глубинного смысла русских народных обрядов через такие жанры устного народного творчества как сказка, заплачка, загадка;

- продолжать знакомить воспитанников с жанрами устного народного творчества,

показывать единство картины мира народной культуры;

- развивать представления о красоте человека;

- развиваем мелкую моторику;

- воспитываем уважение и рыцарское отношение к девочке, женщине.

- знакомство с литературой и фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devitsa.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕВИЦА-КРАСА, РУСАЯ КОСА»

Цель: Приобщение ребят к традиционной русской культуре.

Задачи:

- постижение глубинного смысла русских народных обрядов через такие жанры устного народного творчества как сказка, заплачка, загадка;

- продолжать знакомить воспитанников с жанрами устного народного творчества,

показывать единство картины мира народной культуры;

- развивать представления о красоте человека;

- развиваем мелкую моторику;

- воспитываем уважение и рыцарское отношение к девочке, женщине.

- знакомство с литературой и фольклором.

Ход занятия:

Дети рассаживаются по своим местам, Воспитатель: встречает и загадывает загадку

«Сидит девица в темнице, коса на улице» - что это?

Дети: отвечают — морковка. Проходят на приготовленные места.

Ведущая: Ребята, мы сегодня говорим о косе, а какие бывают волосы?

Дети: отвечают — длинные, короткие.

Ведущая: да, это длина. А по цвету?

Дети: отвечают светлые, темные.

Ведущая: А как называют человека со светлыми волосами? Правильно, блондин. Найдем среди нас блондинов?

Далее дети называют шатен, брюнет — ищем кто среди присутствующих имеет такой цвет волос. Потом вспоминаем о прямых и вьющихся волосах.

Ведущая: Ребята, а почему девица с косой-краса?

Дети отвечают, что здоровые и красивые волосы украшают человека. И красивая прическа тоже.

В старину когда причесывали волосы то говорили:

Расти, коса, до посяса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчёсываю косоньку,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся

Ребята, какие вы народные поговорки знаете о косе – девичьей красе?

1-я дев: Чем больше коса, тем краше девица.

2-я дев: Коса – девичья краса.

3-я дев: Хорош соловей голосом, а девица волосом.

4-я дев: Расти коса до пояса ,не вырони ни волоса.

4-я дев: Коса до пояса – язык до колен.

Наши бабушки для того, чтобы волосы были здоровые, блестящие, использовали сыворотку, простоквашу, отвары и настои из трав. Мыли волосы хлебом и яйцом. О шампунях в то время и понятия не имели. Для мытья брали 2-3 яйца, растирали хорошенько в чашке и равномерно наносили на волосы. Затем массировали голову лёгкими движениями, втирая смесь. Смывали тёплой водой. Волосы становились шелковистыми и блестящими. И никакого шампуня не надо! Волосы прекрасно промывались.

Хлеб для мытья волос использовали только чёрный. Куски хлеба замачивали, а потом клали на голову. Укутывали хорошенько полотенцем и полчаса ждали. Потом смывали тёплой водой. Споласкивали отваром из трав: крапивы, лопуха, берёзовых веточек. Кстати, не забывайте, что волосы нельзя заплетать в косички очень туго. Нельзя сильно стягивать их резинками и бантами! Волосы от этого портятся, начинают сечься, выпадать. Но если вдруг беда такая приключилась, волосы можно подлечить репейным маслом, укрепить их кислым молоком.

Ведущая: в старину на Руси незамужние девушки носили 1 косу, а выходя замуж, должны были укладывать уже 2 косы,с этим связаны свадебные заплачки, как матушка «разрубает» косу надвое, с этим и заканчивается пора девичества, игр и беззаботного веселья. Девушка становится невестой – созидательницей мира.

А еще был запрет ходить с непокрытой головой, обязательно должен быть головной убор. А иначе считался человек простоволосым — отсюда выражение ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ, что значит в том числе «попасть в неприятное положение». Еще строже был запрет женщинам ходить в церковь с непокрытой головой. Спросите у ваших мам и бабушек — почему?

Ребята, а ведь в сказках тоже рассказывается о волшебной силе волос, в каких?

Дети отвечают — Златовласка, Рапунцель.

Ведущая: Правильно! Девушка сидит в башне и задает ему задачи. А в какой русской народной сказке девица в башне так испытывала героя, мы недавно читали на занятии?

Ответы детей — Сивка-Бурка, Конек Горбунок.

Ведущая: Молодцы! Ну, а теперь я предлагаю вам попробовать свои силы в плетении волшебных кос! - Приглашаются ребята парами, девочка на стульчике с расческой в руках, мальчик стоит сзади и сначала по указанию воспитателя причесывает, делит на три пряди волосы девочки и пробует заплести косу.

 Я приглашаю 4 девочек побыть ее моделями.

 Теперь мальчикам хочу заданье дать.

На косу надо быстро бантик завязать.

Ну – ка, мальчики,  идите,

В руки ленточки берите,

По сигналу раз, два, три! –

Не зевай, вперёд беги!

Игра: «Кто быстрее и лучше завяжет бантик».

А теперь важный момент  мы должны измерить косичку каждой девочки метром и найти победительницу.

Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами вспомнили русские народные (и не только) сказки, подумали что значит Девица-краса в представлении наших предков и в современности, плели косы нашим девочкам. У вас хорошо получилось!

Ведущая всех благодарит, и предлагает потренироваться дома на куклах, сестрах и мамах! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса "Коса - девичья краса" (для родителей с детьми)

В этом материале вы найдёте  названия  номинаций  конкурса, текст со словами ведущего и сюрпризные моменты.......

Коса - русая краса!

коса - русая краса!...

Участие во Всероссийском фестивале-конкурсе "Святые заступники Руси"

Название работы: "Александр Невский"Автор работы: Сухочев А., 6 летРуководитель: воспитатель Пыльнова Д.К....

"Заплету я косу русую". праздник Троицы для старших дошкольников

Знакомить детей с народными праздниками, играми.Способствовать всестороннему развитию творческих способностей воспитанников средствами русского фольклора.Формировать у дошкольников чувство патриотизма...

Сценарий конкурса –развлечения для детей и родителей «ДЕВИЦА-КРАСА, ДЛИННАЯ КОСА»

Цель и задачи:Расширить знание воспитанников об истории возникновения прически.Формировать положительное отношение к различным видам деятельности и ее результатам.Обратить внимание детей на свой внешн...

Хоровод "Распустила косы русые берёза"

Авторская хореография для парного хоровода (взрослый и ребёнок)...