Рекомендации для родителей «Обогащаем словарь дошкольника»
статья

Речь – это способность говорить. С помощью речи мы учимся, общаемся, думаем, воспитываем, пишем и читаем. Речь играет важную роль в жизни любого человека. И поэтому очень важно научить ребенка говорить понятно для окружающих.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obogashchaem_slovar.docx941.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Обогащаем словарь дошкольника»

Речь – это способность говорить. С помощью речи мы учимся, общаемся, думаем, воспитываем, пишем и читаем. Речь играет важную роль в жизни любого человека. И поэтому очень важно научить ребенка говорить понятно для окружающих.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятным новые для них слова, благодаря сочетанию слуховых и зрительных восприятий. Активизации словаря, особенно образного, содействуют показ кукольного и настольного театра, участие в праздничных утренниках, детских концертах, номерах художественной самодеятельности.

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи и пр.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Особенностью словаря дошкольника является то, что словарь детей дошкольного возраста значительно меньше по своему объёму по сравнению со словарём взрослых, так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста так же происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы.

Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, частушки, рассказы, сказки, повести, баллады дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки. Обогащение пассивного и активного словаря происходит в процессе наблюдения, бесед с взрослыми и сверстниками.

Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

1. Обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

2. Уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);

3. Активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

1. Наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);

2. Рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;

3. Показа фильмов и последующего обсуждения;

4. Чтения художественных произведений;

5. Дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Словесные игры

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

Ребёнок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребёнку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

Взрослый. При обследовании некоторые дети ответили: “Из досок”.

Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети. Деревянный.

Взрослый. Стакан из стекла?

Дети. Стеклянный.

Взрослый. Ключи из стали?

Дети. Стальные и т. д.

Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на “скорой помощи” и т. д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребёнка, а затем поправьте его.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребёнку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, заяц.

Ребёнок исправляет ошибки.

Придумай предложения

Взрослый называет предложение, а ребёнок должен придумать ещё несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый.” Солнце греет”.

Ребёнок.” Солнце греет, птички поют”. “Солнце греет, снег тает”.

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребёнок повторяет её, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом.

Ребёнок. Я вижу низкий дом.

Мама. У меня тупой нож.

Ребёнок. У меня острый нож.

Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Упражнения с существительными.

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

Упражнение с глаголами.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.).

Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.).

Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Упражнения с наречиями.

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

#1050;ак мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

#1050;ак передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Обогащаем словарный запас детей дома»

Рекомендации для родителей: "обогащаем словарный запас дома"....

Консультация для родителей "Обогащаем словарь дошкольника"

Цель - познакомить родителей с приемами обогащения словарного запаса дошкольника....

Мастер-класс с родителями "Обогащаем словарь дошкольника"

Мастер- класс с родителями «Обогащаем словарь дошкольника» Подготовили: Недикова Т.А., воспитатель комбинированной группы, учитель-логопед  Цель: познакомить родителей с пр...

Консультация для родителей "Обогащаем словарь дошкольника"

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явления­ми. Перед ним открывается много интересного, нового, при­влекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как назы­вается? И...

Консультация для родителей «Обогащаем словарь дошкольника»

Консультация для родителей на тему:«Обогащаем словарь дошкольника» Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников....

Информация для родителей «Обогащаем музыкальный словарь ребенка. Гармония, импровизация, музыкальный ключ»

Ознакомить родителей с понятиями: гармония, импровизация, музыкальный ключ; для обогащения музыкального словаря ребенка...