Проект “Они сражались за Родину! Герои-земляки» Подготовительная группа (6-7 лет)
проект (подготовительная группа)

К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений. Очень мало осталось в живых участников ВОВ. В каждой семье есть герои войны или тыла, но дети мало знают об их подвигах, которые они совершили, наградах, которыми они были награждены. Именно поэтому я решила расширить знания детей о подвигах Героев-земляков и членов семьи в годы Великой Отечественной Войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rono_1.docx89.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Проект “Они сражались за Родину! Герои-земляки»

Подготовительная группа (6-7 лет)

Авторы проекта:

Левина Ю.А.,

воспитатель высшей категории

Шатки, 2025г.

Автор проекта

Левина Юлия Александровна

Название проекта

Проект “Они сражались за Родину! Герои-земляки»

Тип проекта

Информационно-творческий.

Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст детей

6 – 7 лет

Актуальность проекта

К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений. Очень мало осталось в живых участников ВОВ. В каждой семье есть герои войны или тыла, но дети мало знаютоб их подвигах, которые они совершили, наградах, которыми они были награждены. Именно поэтому я решила расширитьзнания детей о подвигах Героев-земляков и членов семьи в годы Великой Отечественной Войны.

Проблемный вопрос

Должны ли дети знать о героях-земляках Шатковского района, об участниках ВОВ своей семьи?

Цель проекта

 Формировать представлений у детей о Великой Отечественной войне, о о героях-земляках Шатковского района на основе уже имеющихся представлений, способствующих сохранению преемственности поколений.

Задачи проекта

Задачи:

  • Знакомить с историческими событиями Великой Отечественной войны;
  • Расширять и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне, о героях-земляках Шатковского района;
  • Развивать интерес детей к историческим событиям страны и посёлка;
  • Формировать уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла;
  • Развивать знания о Героях – земляках Советского Союза и героях своей семьи;
  • Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства.

Методы и приёмы проекта

Наглядные методы:  

показ презентаций,  демонстрация фото военных лет, рассматривание картин на военную тематику.

 Словесные методы

 беседы, рассказы, чтение художественной литературы.

Практические методы:

изготовление поделок, Книги Памяти, дидактических игр к проекту.

Ожидаемый результат:

  • Ознакомлены с историческими событиями Великой Отечественной войны;
  • Получены  и систематизированы знания детей о Великой Отечественной войне, о героях-земляках Шатковского района
  • Развит интерес детей к историческим событиям страны и посёлка
  • Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла
  • Развиты знания о Героях – земляках Советского Союза и героях своей семьи
  • Воспитаны у детей нравственно-патриотические чувства

План реализации проекта

I этап (подготовительный) с 17 марта – 18 марта

1.Выявление первоначальных знаний детей о празднике Победы.

2.Информирование родителей о предстоящем проекте.

3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.

II этап (основной) с 19 марта – 25 марта

1. Проведение занятий:

- Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Ратные                              подвиги земляков»

- Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Земляки -герои Великой Отечественной войны» .

- Лепка «Георгиевская ленточка» (пластилинография)

- Рисование «Георгиевская ленточка» (с помощью техники «пуантилизм»)

2. Беседы: «Великая отечественная война», «Музыка войны», беседа участников СВО с детьми «Символы Победы - ордена и  медали», о Героях – земляках Шатковского МО, «Георгиевская ленточка», «Праздник «День Победы»

3. Чтение худ. литературы: Георгиевская С. "Галина мама", Константин Паустовский "Стальное колечко",  Валентина Осеева "Три сына", Анатолий Митяев "Письмо с фронта", Анатолий Иванов "Как Андрейка на фронт бегал", Юрий Яковлев"Как Сережа на войну ходил", и т.д.

Прослушивание музыкальных произведений: песни "Священная война", муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача,  "В землянке", муз. К. Листова, сл. А. Суркова; "Темная ночь", муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова и т.д.

4.  Экскурсия в музей Шатковской ОШ.

5. Экскурсия на мемориальный комплекс «Никто не забыт,
ничто не забыто!»

6. Организация дидактических и подвижных игр.

- Дидактические игры: “Назови пословицу ”,“Угадай по описанию”, «Как прадеды мир отстояли”, и т.д.

 - Подвижные игры: «Догони свою пару», «Второй лишний», «Петушиный бой», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?», и т.д.

7. Встреча с юнармейским отрядом дошколят Шатковской ОШ

8. Мастер – класс с родителями «Изготовление Книги Памяти «Герой в моей семье»

8. Совместное изготовление макетов и поделок к 80-летию Великой Победы.

10. Выставка книг «Великая Отечественная Война»

11. Участие в окружном поэтическом конкурсе чтецов "История Победы в стихах"

12. Работа с родителями:

- Консультации: «Что и как рассказать детям о войне». «Знакомьте детей с героическим прошлым России». «Какие произведения читать детям о войне».

 - Круглый стол «Как в вашей семье чтят память о героях ВОВ?».

 - Акция «Чистый обелиск».

 - Конкурс чтецов «Мы помним. Мы гордимся….».

 - Рекомендации по просмотру видеофильмов, слушанию военных песен.

 - Памятка «Герои – земляки»

III этап (заключительный) с 26 марта – 28 марта

1. Акция «Помощь детям участников ВОВ и тыла».

2. Акция «Чистый обелиск» (совместно с родителями)

3. Выставка макетов и поделок к 80-летию Великой Победы.

4. Акция «Георгиевская ленточка»

5. Квест-игра  «Мы помним! Мы гордимся!»

Продукт проекта

Итоговое занятие «Мы помним! Мы гордимся!»

Сроки реализации

Краткосрочный  с 17 марта по 28 марта 2025г.

Выводы

  - приобретены детьми знания и представления о героях-земляках Шатковского района, об участниках ВОВ своей семьи;

- повысилась компетентность родителей о героях-земляках Шатковского района  процессе участия в   проекте  «Они сражались за Родину! Герои-земляки»

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Срок реализации проекта: с 17 марта по 28 марта 2025г.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Актуальность проекта: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
            В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. 

9 мая 2025 года страна будет праздновать 80-летие со дня Победы в Великой Отечественной Войне”.

К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений. Очень мало осталось в живых участников ВОВ. В каждой семье есть герои войны или тыла, но дети мало знают о них, какие подвиги они совершили, какими наградами награждены. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки.

Именно поэтому я решила расширить знания детей о подвигах Героев-земляков и членов семьи в годы Великой Отечественной Войны.

Проблема: недостаточный объём знаний у детей о героях-земляках Шатковского района, об участниках ВОВ в своей семье, которые подарили нам счастливую жизнь.

Цель Формировать представлений у детей о Великой Отечественной войне, о о героях-земляках Шатковского района на основе уже имеющихся представлений, способствующих сохранению преемственности поколений.

Задачи:

  • Знакомить с историческими событиями Великой Отечественной войны;
  • Расширять и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне, о героях-земляках Шатковского района
  • Развивать интерес детей к историческим событиям страны и посёлка
  • Формировать уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла
  • Развивать знания о Героях – земляках Советского Союза и героях своей семьи
  • Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства

Ожидаемый результат:

  • Ознакомлены с историческими событиями Великой Отечественной войны;
  • Получены  и систематизированы знания детей о Великой Отечественной войне, о героях-земляках Шатковского района
  • Развит интерес детей к историческим событиям страны и посёлка
  • Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла
  • Развиты знания о Героях – земляках Советского Союза и героях своей семьи
  • Воспитаны у детей нравственно-патриотические чувства

Этапы реализации проекта.


I этап (подготовительный)

1.Выявление первоначальных знаний детей о празднике Победы.

2.Информирование родителей о предстоящем проекте.

3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.

II этап (основной)

1. Проведение занятий:

- Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Ратные                              подвиги земляков»

- Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Земляки -герои Великой Отечественной войны» .

- Лепка «Георгиевская ленточка» (пластилинография)

- Рисование «Георгиевская ленточка» (с помощью техники «пуантилизм»)

2. Беседы: «Великая отечественная война», «Музыка войны», беседа участников СВО с детьми «Символы Победы - ордена и  медали», о Героях – земляках Шатковского МО, «Георгиевская ленточка», «Праздник «День Победы»

3. Чтение худ. литературы: Георгиевская С. "Галина мама", Константин Паустовский "Стальное колечко",  Валентина Осеева "Три сына", Анатолий Митяев "Письмо с фронта", Анатолий Иванов "Как Андрейка на фронт бегал", Юрий Яковлев"Как Сережа на войну ходил", и т.д.

Прослушивание музыкальных произведений: песни "Священная война", муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача,  "В землянке", муз. К. Листова, сл. А. Суркова; "Темная ночь", муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова и т.д.

4.  Экскурсия в музей Шатковской ОШ.

5. Экскурсия на мемориальный комплекс «Никто не забыт,
ничто не забыто!»

6. Организация дидактических и подвижных игр.

- Дидактические игры: “Назови пословицу ”,“Угадай по описанию”, «Как прадеды мир отстояли”, и т.д.

 - Подвижные игры: «Догони свою пару», «Второй лишний», «Петушиный бой», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?», и т.д.

7. Встреча с юнармейским отрядом дошколят Шатковской ОШ

8. Мастер – класс с родителями «Изготовление Книги Памяти «Герой в моей семье»

8. Совместное изготовление макетов и поделок к 80-летию Великой Победы.

10. Выставка книг «Великая Отечественная Война»

11. Участие в окружном поэтическом конкурсе чтецов "История Победы в стихах"

12. Работа с родителями:

- Консультации: «Что и как рассказать детям о войне». «Знакомьте детей с героическим прошлым России». «Какие произведения читать детям о войне».

 - Круглый стол «Как в вашей семье чтят память о героях ВОВ?».

 - Акция «Чистый обелиск».

 - Конкурс чтецов «Мы помним. Мы гордимся….».

 - Рекомендации по просмотру видеофильмов, слушанию военных песен.

 - Памятка «Герои – земляки»

III этап (заключительный)

1. Акция «Помощь детям участников ВОВ и тыла».

2. Акция «Чистый обелиск» (совместно с родителями)

3. Выставка макетов и поделок к 80-летию Великой Победы.

4. Акция «Георгиевская ленточка»

5. Квест-игра  «Мы помним! Мы гордимся!»

Приложение №1

Конспект  занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Ратные подвиги земляков»

Программное содержание:    расширить знания детей о мужестве воинов-земляков; обогащать духовный мир дошкольников через обращение к героическому прошлому и настоящему нашей страны и ее защитникам.  Развивать любознательность, воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям; расширять кругозор детей.

Продолжать воспитывать  у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, уважение к защитникам Отечества.

Материал:  ноутбук, проектор, звездочка.

Предварительная работа:  чтение стихов и рассказов о подвигах солдат; выставки, стенгазеты, посвященные подвигам солдат Шатковского района; прослушивание военных песен; рассматривание картин и репродукций на тему войны; экскурсия к мемориалу; просмотр диафильмов.

Рекомендации к проведению.

Воспитатель читает стихотворение:

Рано утром в сорок первом началась война.

Чтобы выбить супостата встала вся страна.

Кто-то бился с ним в окопах, кто-то хлеб растил,

И в далёком сорок пятом всё же победил.

И вот спустя десятки лет у деда я спросил:

"Скажи мне дед, откуда в вас нашлось так много сил?

Ведь враг был техникой силён, числом превосходил?

Но был разбит он в пух и прах, и голову сложил!"

Старик немного помолчал, слезинку обронил,

Сказал: "Вся сила в том, сынок, что РОДИНУ ЛЮБИЛ…"

Воспитатель:  Ребята, о чём это стихотворение? (ответы детей).  Что же ответил дедушка на вопрос внука? (ответы детей). А что такое Родина? (ответы детей).

Воспитатель: Когда началась война, все встали на защиту нашей Родины. В нашей стране нет ни одного дома, ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Война длилась четыре года и закончилась победой нашего народа.  Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах.

- Как понимаете слово «подвиг»? Подвиг – смелый, отважный поступок.

- А как мы называем человека, который совершил подвиг? (Герой).

- Ребята, всех героев войны невозможно назвать, но мне бы хотелось рассказать сегодня про тех, кто родился на нашей шатковской земле и стал героем, благодаря чьему подвигу над нами чистое, мирное небо.

- Ребята, как вы думаете, а каким должен быть герой?

Игра «Герой – какой он?»

(Передавайте звездочку друг другу и называйте качества характера, которые нужны воину, защитнику Отечества).

(Показ презентации)

Воспитатель:  Молодцы, назвали много важных человеческих  качеств, необходимых воину, чтобы победить врага. Именно такими качествами обладали наши земляки – Герои Великой Отечественной Войны – Борискин Федор Иванович, Долгов Семен Дмитриевич, Дружинин Николай Иванович, Захаров Митрофан Кузьмич, Комаров Григорий Васильевич, Кузнецов Виктор Павлович, Маякин Алексей Степанович, Осин Николай Архипович, Слепанов  Алексей Сергеевич. Всем им за боевые заслуги было присвоено звание Героя Советского Союза. Имена 9 героев золотыми буквами вписаны в историю Шатковского района, их имена свято помнят и чтут.

Физкультминутка

Русский смелый наш солдат (дети маршируют по кругу)

Не зная страха и преград,

Отчизну нашу защищал (отдают честь)

Окопы ночью он копал (показывают движения «едут на танке»)

На самолете он летал (руки в стороны, бег по кругу)

И наконец он победил!

Спасибо всем вам за наш мир. (показывают руками круг).

Воспитатель: И сегодня я хочу познакомить вас с ними поближе.

БОРИСКИН ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1909—1943) 

Пехотинец. Ефрейтор. Родился в селе Корино Шатковского района в семье крестьянина. Окончил четыре класса. Работал в колхозе. В 1933 году Федор Иванович со своей семьей уехал в Среднюю Азию. Работал бригадиром каменщиков и штукатуров. В 1938 году снова вернулся в родное село Корино, работал в колхозе. В 1940 году переехал в поселок Зеленый Городок Первомайского района, где работал возчиком на вывозке леса. 20 апреля 1941 года Первомайским райвоенкоматом Горьковской области был призван в армию на двухмесячные сборы. Там его и застала война. Ефрейтор Борискин защищает Ленинград, он наводчик станкового пулемета. В боях 1941—1942 годов был трижды ранен. В трудное для Родины время стал коммунистом. Героизм и отвагу проявил осенью 1943 года в бою за освобождение города Лубны на Украине. Борискин в числе первых ворвался в город, установив на центральной улице станковый пулемет. Он вел огонь по противнику. Пулеметчик уничтожил до взвода пехоты и тем самым обеспечил продвижение наших войск вперед. Ф. И. Борискин участвовал в форсировании Днепра. В течение нескольких часов с группой пулеметчиков он сдерживал натиск врага на правом берегу реки. Рубеж был удержан, но в бою пулеметчик Борискин геройски погиб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1943 года ефрейтору Федору Ивановичу Борискину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

ДОЛГОВ СЕМЕН ДМИТРИЕВИЧ (1904—1944) 

Пехотинец. Старший сержант. Родился в деревне Уланки Шатковского района. Окончил Озерскую начальную школу. Работал в строительной артели. В 1926 году был призван в Красную Армию. Служил в Москве. Добросовестно изучал военное дело, занимался спортом. Через три года вернулся из армии младшим командиром. Снова работал на стройке, а с 1933 года связал свою судьбу с колхозом в родной деревне. На третий день войны был вновь призван в армию и после подготовки в тылу был направлен командиром отделения автоматчиков в стрелковый полк на Воронежский фронт. Участвовал в наступательных и тяжелых оборонительных боях. Солдаты сразу полюбили своего командира. За личное мужество, умелое руководство подчиненными он был награжден орденом Красной Звезды. Особенно отличился старший сержант Долгов при форсировании Днепра севернее Киева. Здесь, в районе Лютежа, в ночь с 29 на 30 сентября 1943 года Долгов с двенадцатью автоматчиками под ураганным огнем первым в полку форсировал реку и захватил небольшой плацдарм. Вместе с переправившимся вслед одним из взводов десантники Долгова отбили восемь контратак противника. Многие из них погибли, почти все были ранены, но и раненные продолжали сражаться, Долгов вдохновлял бойцов своей отвагой.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1943 года Семену Дмитриевичу Долгову было присвоено звание Героя Советского Союза.   С. Д. Долгов геройски погиб в бою в Румынии 19 августа 1944 года.

(Дети исполняют танец «А закаты алые»)

Воспитатель: ДРУЖИНИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Артиллерист. Лейтенант. Родился в 1908 году в селе Архангельское Шатковского района. Задолго до войны переехал в Тынежский район Куйбышевской области. Там и застала его Великая Отечественная война. С первого месяца — в армии. Служил в стрелковом полку, затем окончил краткосрочные курсы командиров-минометчиков. Его фронтовой путь начался в   июльских боях 1943 года на Курской дуге. В ожесточенном сражении минометчики Дружинина уничтожили колонну немецкой пехоты, шедшую к переднему краю обороны. За это Дружинин был награжден медалью «За отвагу». Дружинин участвовал в форсировании Десны, Днепра, Припяти. Своим примером он увлекал бойцов, а минометный огонь его подразделения помогал десантникам отражать многочисленные вражеские контратаки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года Николаю Ивановичу Дружинину было присвоено звание Героя Советского Союза.

ЗАХАРОВ МИТРОФАН КУЗЬМИЧ (1916—1944)

Летчик. Капитан. Родился в селе Панове Шатковского района. Окончил школу крестьянской молодежи. В 1935 году приехал в город Горький. Работал грузчиком, учился в аэроклубе. Продолжал летную подготовку в Балашове. В 1937 году был зачислен курсантом в военно-авиационное училище. Незадолго до Великой Отечественной войны Захаров окончил учебу, и ему было присвоено звание лейтенанта. Служил в бомбардировочном полку. В начале войны овладел штурмовиком Ил-2. С июля 1942 года лейтенант Захаров — на Сталинградском фронте. За отвагу и образцовое выполнение заданий по уничтожению живой силы и техники врага   Захаров М.К. был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Ленина. Под Сталинградом он стал коммунистом. Сталинград,  Мариуполь, Мелитополь, Крым, Украина, Венгрия — таков победный путь нашего земляка. За два года он совершил 110 боевых вылетов, из них 99 раз ведущим. Захаров был настоящим мастером штурмовых ударов, снайпером бомбового удара и пулеметно-пушечного огня. Он первым в дивизии овладел ночными полетами на штурмовике. Особенно отличился Захаров при освобождении Крыма и разгрома крымской группировки врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года Митрофану Кузьмичу Захарову было присвоено звание Героя Советского Союза.  10 октября 1944 года при выполнении боевого задания он геройски погиб в небе Венгрии.

Воспитатель:  Ребята, это еще не все герои, с которыми я хотела вас познакомить. На следующем занятии я обязательно вам о них расскажу.

Хочется сказать, что и в наше время в мире неспокойно. Вы знаете, что сейчас идет спецоперация на Украине. И в наше время гибнут молодые парни, выполняя свой долг перед Родиной. Я уверена, что вы будете всегда помнить и чтить подвиг советских людей и с уважением относиться к защитникам Родины, ведь теперь вы точно знаете, что среди них есть наши земляки.

Все помнится, ничто не позабыто,

Все помнится, никто не позабыт.

И днем, и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит.

Пылает днем и ночью пламя

И озаряет шар земной,

Не утихает наша память

О тех, кто был убит войной.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания. Воспитатель предлагает смастерить награды для солдат.



Приложение № 2

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Герои - земляки Великой Отечественной войны» .

Программное содержание:   развитие в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный героями – земляками Шатковского МО, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Познакомить детей с героическим прошлым нашего народа; воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.

пробудить интерес дошкольников к героям и событиям ВОВ; воспитывать патриотизм, уважение и признательность героям ВОВ; повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности дошкольников;

Материал:  портреты героев - земляков; проектор, смарт доска, ноутбук; презентация; аудиозапись.

Предварительная работа:  привлечь родителей к совместной деятельности ( собрать информацию и подготовить рассказы о героях ВОВ) для выступления детей перед группой.

Рекомендации к проведению.


Воспитатель:  Ребята, каждый год 9 мая мы отмечаем очень важный и дорогой сердцу праздник! Что за праздник?
Дети:   9 мая – День Победы!
Воспитатель:    Да! Это великий праздник! А над кем была эта победа?
Дети:   9 мая 1945 года наш народ одержал великую победу над фашисткой Германией.

Показ портретов героев - земляков.

Воспитатель: В годы страшной войны на фронте воевали с врагом герои Шатковского МО, с некоторыми из них мы с вами уже знакомы..
Воспитатель:  Много подвигов совершили герои.
Воспитатель: Как вы понимаете слово герой?
Воспитатель: Много подвигов совершили герои.

Воспитатель: Что такое подвиг?
Воспитатель: Я хочу продолжить рассказ о наших Героях, которые жили в Шатковском районе.

КОМАРОВ ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1913—1976)

Связист. Старшина. Родился в селе Неледино  Шатковского района. Задолго до Великой Отечественной войны уехал на Дальний Восток. В июле 1941 года Серышевским  райвоенкоматом Амурской области был призван в армию. В ночь с 24 на 25 сентября 1943 года ефрейтор Комаров в составе десантной группы лейтенанта Захарова форсировал Днепр и установил проволочную связь переправившихся и захвативших плацдарм подразделений со штабом полка. При захвате плацдарма Комаров в числе первых ворвался в окопы противника и забросал фашистов ручными гранатами, чем вызвал среди них панику. Во время этой атаки он лично уничтожил до 20 вражеских солдат. Несколько дней длился бой за плацдарм. Через пять дней после захвата плацдарма группа гитлеровцев прорвалась на правом фланге в тыл к нашему оборонявшемуся батальону и нарушила связь. Ефрейтор Комаров вступил в неравный бой и вышел из него победителем. Связь была восстановлена, по телефону были переданы координаты прорвавшейся группы, и ее накрыли наши полковые минометы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года Григорию Васильевичу Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза.  После подвига на Днепре сержант Григорий Комаров еще долго с боями шел на запад, не раз выполнял ответственные и опасные задания. Он был удостоен еще одной правительственной награды — ордена Отечественной войны 2-й степени. Вскоре после войны старшина Комаров уволился в запас. Жил и работал в Красноярском крае.

КУЗНЕЦОВ ВИКТОР ПАВЛОВИЧ

Танкист. Младший сержант. Родился в 1923 году в деревне Ногаево Шатковского района. После окончания семи классов Лукояновской средней школы уехал в город Горький. Работал на автобазе слесарем. В 1939 году вступил в комсомол. В октябре 1942 года был призван в армию и направлен в танковый полк на курсы механиков-водителей. На фронте—с осени 1943 года. Освобождал Украину, Молдавию, Румынию. В августе 1944 года танковый экипаж в составе командира лейтенанта Кочегарова, радиста сержанта Шаталина и механика водителя младшего сержанта Кузнецова отличился во время ликвидации ясско-кишиневской группировки противника. В голове танковой роты после мощной артиллерийской подготовки их «тридцатьчетверка» на большой скорости ворвалась на передний край обороны, давя гусеницами и расстреливая, отступающего противника. В этом бою экипаж подбил семь фашистских самоходных орудий «фердинанд», но вражеский снаряд пробил боковую броню танка. Все члены экипажа были ранены, а Кузнецову оторвало кисть левой руки. В течение 40 минут он управлял танком одной рукой, оставаясь на поле боя. Несколько месяцев находился в госпитале. В 1944 году вернулся в родной колхоз имени К. Маркса, был председателем ревизионной комиссии, заведующим складом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С сентября 1946 года по август 1948 года В. П. Кузнецов учился в Горьковской юридической школе. После ее окончания был направлен на работу в Свердловск, где 16 лет проработал юрисконсультом. В 1949 году стал членом партии. В 1964 году вернулся в Горький.

МАЯКИН АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

Пехотинец. Капитан. Родился в 1919 году в деревне Силинский Майдан Шатковского района. С трех лет рос без отца, окончил начальную школу. Помогал по дому, а когда в 1934 году умерла мать, стал пасти скот. Позднее работал и ездовым в колхозе «Пролетарий», и письмоносцем, и чернорабочим на стройке в городе Душанбе. В сентябре 1939 года Шатковским райвоенкоматом был призван в Красную Армию и направлен в полковую школу. Осенью и зимой 1941 года участвовал в боевых действиях под Москвой помощником командира взвода. С мая по август 1942 года учится на курсах младших лейтенантов. Трудный боевой путь прошел лейтенант Маякин от Москвы до Эльбы, командовал взводом, а позднее ротой, форсировал Днепр, Неман, Нарев, Одер. На фронте стал коммунистом. Одиннадцать раз был ранен. В Восточной Пруссии в феврале 1945 года Маякин с группой разведчиков проник в тыл врага, внезапным ударом ошеломил фашистов и захватил их в плен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Алексею Степановичу Маякину было присвоено звание Героя Советского Союза. В мае 1946 года он был уволен в запас и поступил на завод «Красное Сормово». Работал старшим диспетчером судокорпусного цеха, позднее — газорезчиком судокорпусного цеха, а затем оператором установки непрерывной разливки стали. Он неоднократно избирался членом цехового партийного бюро и горкома КПСС.

Осин НИКОЛАЙ АРХИПОВИЧ (1902—1944)

Артиллерист. Старший сержант. Родился в селе Понетаевка  Шатковского района. После окончания начальной школы два года батрачил у  кулака. Во время гражданской войны отец воевал, а Николай, как старший сын, был хозяином в многодетной семье. После возвращения отца семья переехала в деревню Курило- во Дивеевского района, где  работает лесником. Всей семьей в 1924 году Осины вступают в только что созданный колхоз «Власть Советов». Николай принимает активное участие в борьбе с кулачеством. После окончания курсов работает участковым зоотехником в совхозе. В 1928 году вступает в Коммунистическую партию. Заведует отделениями совхоза. Был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1938 года. В начале войны уходит добровольцем в армию. В боях под местечком Судилков в Западной Украине расчет пушки, где наводчиком был сержант Осин, отбил три танковые атаки фашистов. Во время третьей атаки на позицию двигались 23 вражеских танка. Осин вел огонь до тех пор, пока орудие не было выведено из строя прямым попаданием снаряда. Был ранен. Командир батареи отдал приказ об отходе. Раненый Николай Архипович, обливаясь кровью, вытащил боек из затвора, снял панораму и только после этого разрешил отправить себя в медсанбат.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1944 года Николаю Архиповичу Осину было присвоено звание Героя Советского Союза. После излечения старший сержант Осин участвует в освобождении Польши. Здесь, в Краковском воеводстве, 3 октября 1944 года он был смертельно ранен.

СЛЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1923—1944)

Пехотинец. Младший сержант. Родился в деревне Малые Печерки Гагинского (позднее Шатковского) района в крестьянской семье. Окончил четыре класса начальной школы и с 12 лет работал в колхозе. В сентябре 1942 года Шатковским райвоенкоматом Алексей Слепанов был призван в Красную Армию и направлен в стрелковый полк. В составе этого полка рядовой взвода пешей разведки Алексей Слепанов участвовал во многих боях, неоднократно со своими боевыми товарищами выполнял ответственные задания по захвату языка. Но особенно проявились замечательные качества Слепанова-бойца, когда он в числе 15 добровольцев в марте 1944 года форсировал Южный округ. Под ураганным артиллерийско-пулеметным огнем десантники переправились, держась за бревна, на правый берег и вступили в бой с превосходящими силами противника. Группа закрепилась на захваченном плацдарме и обеспечила форсирование реки остальным подразделениям полка без больших потерь.

За этот подвиг рядовому Алексею Сергеевичу Слепанову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. С наступающими частями Алексей Слепанов вступил в Румынию. 29 сентября 1944 года он с группой разведчиков вновь отправился в тыл врага. Возвращаясь после выполнения задания, у переднего края обороны разведчики приняли бой. Слепанов прикрывал отход товарищей. В перестрелке он получил девять ранений. Врачам не удалось спасти его жизнь. Похоронили Алексея Сергеевича Слепанова на центральной площади румынского города Айуд.

Воспитатель:  Все герои были смелыми, храбрыми вот поэтому их помнят все.

Воспитатель: Маша нам тоже подготовила рассказ о своём герое. Давайте ее послушаем.

Рассказ Маши о своей прабабушке Мавриной Марии Васильевне, труженице тыла.

Чтение стихотворения:
“За страну родную люди 
Отдавали жизнь свою
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою”.
- Почти 4 года гремела грозная война. Наши воины сражались смело, решительно, не жалея своей жизни. 9 мая 1945 года день нашей Победы над фашисткой Германией.
- Ребята, как вы понимаете, что такое победа в войне?(Это значит ,что наши солдаты победили, освободили нашу Родину.) (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, что узнали нового? Что оказалось самым интересным? Как звали всех Героев-земляков?

Приложение № 3

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию «Георгиевская ленточка» (пластилинография)

 
Программное содержание: формировать навыки работы с пластилином, побуждать интерес к лепке, закрепить приемы лепки (скатывание, надавливание, размазывание) и создание с их помощью сюжетных картин, развитие мелкой моторики, воспитание патриотических чувств и чувства уважения к ветеранам ВОВ, воспитывать аккуратное выполнение работы, формировать представление детей о георгиевской ленте, о ее значимости, как о символе Победы.

Предварительная работа:  просмотр мультимедиа (видеозаписи, тема «Парад, посвященный 9 мая» )

Материал: лист бумаги А5, простой карандаш, доска для лепки, пластилин, интерактивная доска.

Рекомендации к проведению.

Воспитатель читает стихи Александра Жинова

«Георгиевская лента»

…. Майский день красив необычайно

День Победы празднует страна!

Может это вовсе не случайно –

Что весной закончилась война?

Не случайно в этот день

Чудесный в память о героях

Давних лет – распустились

Нынче повсеместно

Лепестки георгиевских лет.

 - Дорогие ребята, скоро мы будем отмечать 80 – ю годовщину  Победы  ВОВ. Наша страна выдержала и победила эту страшную войну. И в знак благодарности мы с вами приготовим подарок – открытку  «Георгиевская ленточка» нашим воинам – героям, которые ценой жизни отстояли эту Победу. Георгиевская лента носит давнюю героическую историю. Она была введена  в России царицей Екатериной 2, в 1768 г. Это дети три века назад. Век – это 100 лет. Сейчас вы можете представить как давно началась история георгиевской ленты. Название лента получила от имени Георгия Победоносца. Лента давалась для поощрения верности и храбрости и дополнялась девизом «За службу и храбрость», а так же  золотой звездой. К ленте полагалось пожизненное жалование. После смерти владельца передавалась по наследству.

- Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что черный цвет означает дым, оранжевый – пламя. Все ордена и медали «За мужество и храбрость» имеют основу Георгиевской ленты.

- В наше время Георгиевская лента, выдается всем желающим, которые прикрепляют ее к одежде в знак уважения подвигу ветеранов  ВОВ.  А  сейчас мы с вами своими руками сделаем эту ленту с помощью пластилина, подарим нашим ветеранам, в знак уважения и гордости. Наш девиз будет звучать: «Я помню, я горжусь! ».

Звучит тихая музыка. Дети выполняют работу. В ходе работы воспитатель следит за осанкой, помогает правильно выполнять работу.

- Ребята, у всех получилась Георгиевская ленточка? Кому было сложно? В чем была сложность? Вы довольны своими работами?

Итог работы: Георгиевскую ленточку дети забирают домой и дарят старшему поколению.

Приложение № 4

Экскурсия на мемориальный комплекс «Никто не забыт! Ничто не забыто!»

Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам,  героям-землякам.

Предварительная работа: беседы с детьми о ВОВ, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений и песен, творческая выставка, совместно с родителями на тему:

 «Помним, чтим, гордимся!», прослушивание музыкальных произведений военных лет, изготовление  из бумаги голубей, цветов.

Активизация словаря: Отечество, патриотизм, ветеран, сражение, освободители, защитники, мужество, героизм, память.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Ребята, когда  началась Великая  Отечественная  Война,  наш народ,  от мала до велика, поднялся  на      защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и даже дети, воевали с врагами.

Война была очень жестокой, она принесла много горя и слёз, разруху и голод.

Погибло более 20 миллионов человек. Но люди выстояли и победили.

Эта страшная война,  закончилась  9 мая.

 Этот день стал в нашей стране великим праздником. Много лет назад закончилась Великая Отечественная война, над фашисткой Германией.

И. до сих пор, Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой битве. В память о наших  защитниках,  кому мы обязаны  счастливой и мирной жизнью,

воздвигнут, этот памятник. Вечная им слава!

Воспитатель:- Ребята, а как мы можем почтить память погибших? (ответы детей)

Воспитатель:- Память о героях войны увековечена в книгах, стихах, песнях, фильмах, во многих городах поставлены памятники и горит Вечный Огонь.

Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что означает слово «памятник»? (ответы детей)

      Воспитатель: Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить».

Это -  скульптурное сооружение, обелиски. Строят их в честь какого – либо героя войны,

 или важного события, чтобы люди помнили этих героев. Люди отправляются к Вечному Огню, к подножию памятников,  чтобы поклониться, в знак благодарности, за мир на Земле. Возлагают цветы. Символом памяти, является цветок – гвоздика.

      Воспитатель: Вот сегодня мы с вами посетим это место, почтим память воинов минутой молчания, возложим к памятнику цветы.

Воспитатель:Прежде,  чем отправиться, давайте вспомним правила безопасного  передвижения по городу (ответы детей,

Правила ОБЖ:

1. Передвигаться за взрослым, по правой стороне тротуара.

2. При переходе проезжей части,

посмотреть: сначала - налево, а затем -  направо, поднять сигнальные флажки.

3. Переходить быстро и организованно дорогу.

4. Не отвлекаться, так как все дети идут строем.

5. Говорить вполголоса, не размахивать руками.

6. У Вечного огня соблюдать тишину

Беседа на мемориале.

Воспитатель: Остановимся здесь, ребята. Отгремев  взрывы военного времени, на землю пришел мир. Посмотрите, пожалуйста, на эти портреты. Вы знаете кто это? (ответы детей)

- Правильно! Это наши герои – земляки. Вы помните как их зовут и кто какой подвиг совершил? (ответы детей)

 - Молодцы!

Воспитатель: Ребята, как люди сохранили память об этом страшном времени? Что сейчас мы видим перед собой?

Воспитатель: А как вы думаете, почему огонь называется Вечным?

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю возложить цветы к Вечному огню в честь памяти о погибших воинах.  

- Памятник Тане Савичевой и детям войны посвящается, находится около Вечного огня, а чуть дальше расположена её могила.  В 1975 году была установлена стела с портретом Тани Савичевой и страницами из ее известного дневника. (Чтение и обсуждение страниц дневника).

     Воспитатель: Куда мы с вами ходили? (ответы детей).

Воспитатель: Как называется мемориальный комплекс? (ответы детей).

Воспитатель: Для чего он построен? (ответы детей).

Воспитатель: Как называлась война,  в которой наш народ, вышел победителем? (ответы детей).

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы возложили цветы к Вечному огню и почтили память воинов, завоевавшим мир

В этом году мы с вами будем праздновать 80-летие со дня Победы. Так давайте же радоваться мирному небу и нашему счастливому детству.

Приложение №5

Беседа участников СВО с детьми «Символы Победы - ордена и  медали».

Цель: знакомство детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, воспитание уважения к ратным подвигам бойцов и командиров, гордости за свой народ, любовь к Родине.

Ход беседы.

В начале беседы слушаем фрагмент песни “День Победы” (музыка Д. Тухманова).

Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)

Воспитатель:Дети, скоро наша страна будет отмечать 80-летие Великой Победы. В этот день на улицах посёлка можно встретить ветеранов.

Майский праздник — День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды.

Боевые ордена.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли в гости участники СВО и они хотят нас познакомить с наградами: орденами и медалями, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Показ фотографий с орденами на проекторе.)

Участник СВО: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война. Много бед и горя она принесла русским людям — в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.

Участник СВО: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?

В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.

Наши Герои –земляки тоже были награждены за свои подвиги. А вы знаете, какими медалями и орденами они были награждены?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги. Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? А сейчас я предлагаю подойти к столу и посмотреть какими медалями наградили Машину прабабушку Маврину Марию Васильевну работницу тыла  (рассматривание и обсуждение медалей).

Воспитатель: Мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.

Чтобы сохранить память о героях войны, что есть в нашем посёлке? (Вечный Огонь)

Воспитатель: Что узнали нового? Что оказалось самым интересным? Что запомнилось? Что понравилось?

Приложение № 6

Дидактические и подвижные игры.

Дидактическая игра “Назови пословицу ”

Цель: закрепление знаний детей пословицах о солдатах, военном долге, о Родине, воспитание интереса к русскому фольклору.

Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

“Сам погибай, а товарища выручай”,

“С родной земли — умри, не сходи”,

“За край свой насмерть стой”,

“За правое дело стой смело”,

“Жить - Родине служить”,

“Счастье Родины - дороже жизни”,

“Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет”.

Дидактическая игра “Угадай по описанию”

Цель: уточнить представления детей о памятниках «неизвестный солдат», «воину освободителю»,о монументе «вечный огонь» в шатках. Воспитатель описывает памятник, не называя его. Задача детей узнать и правильно назвать объект. Далее игра усложняется: ребенку предлагается описать какой-либо объект мемориального комплекса.

Дидактическая игра “ Как прадеды мир отстояли”

Цель: закрепить понятия: водный, наземный,воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Ход игры: ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военный транспортом «Встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия- военный моряк, транспорт – военный катер, границы – морская акватория.

Подвижные игры

«Догони свою пару»

Задачи: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.

Ход игры: дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.

 Варианты: запятнать свою пару мячом.

«Второй лишний»

Цель: учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди ребёнка. Развивать внимание, реакцию. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Ход игры: дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он вбежал в круг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

Бегать только вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.

«Петушиный бой»

Цель: развивать у детей ловкость, координацию движений.

Ход игры: частники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила

  1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
  2. Руками толкать друг друга нельзя.

Указания к проведению

Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.

Бой петухов может проходить и в другой позе, например в присяде, руки играющие держат на коленях.

«Чья команда забросит в корзину больше мячей?»

Задачи: учить детей бросать мяч в цель в горизонтальном направлении двумя руками от груди.

Ход игры: дети становятся в 2 колонны напротив баскетбольных щитов на расстоянии 1,5-2 м. (Броски мяча в корзину 2-мя руками от груди).

Эстафеты.

1-я эстафета «Боевая тревога» (бег с касками на голове).

Первый ребенок надевает каску, бежит до ориентира и возвращается назад. Следующий – папа выполняет то же самое и т. д.

2-я эстафета «Снайперы».

Нужно проползти через тоннель, взять мяч и попасть в цель, которая стоит на расстоянии 2 м. (до 6 м.),от тоннеля бегом вернуться к команде.

3-я эстафета «Перейди через минное поле»

К голеностопам пап и мальчиков привязывают по два воздушных шара. Участники должны добежать до ориентира и обратно, не наступив на шар. Задевание шара рассматривается как взрыв.

4-я эстафета «Военная техника»

Командам даются разрезные картинки с изображением военной техники (самолет, вертолет, танк, корабль, подводная лодка), и дети со взрослыми должны собрать их за 1 минуту

5-я эстафета«Сильные руки».

Детям предлагают отжаться от пола.

6-я эстафета «Строевая подготовка». (Маршировка с песней.)

Команды встают в две шеренги, напротив. Выполняются команды: «направо», «налево», «кругом», «шагом марш», «песню запевай!» Маршировка по залу под песню “Катюша”.

7-я эстафета «Донесение в штаб»

а) перепрыгнуть через ров,

б) попасть в цель,

в) пробежать до ориентира,

г) встать на стульчик, поднять пакет.

Приложение № 7

Мастер – класс с родителями «Изготовление Книги Памяти «Герой в моей семье»»

Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи:

-Познакомить родителей и детей с нетрадиционным методом рисования «Пуантилизм».

-Формировать у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста через изготовление страниц книги.

-Развивать позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

- Показать родителям   процесс создания книги.

Материал: лист формата А4, клей-карандаш, распечатанные фотографии участников ВОВ (родственников), простой карандаш и ластик, ножницы, гуашь двух цветов (оранжевая и черная), ватные палоки.

Форма организации: Мастер-класс.

Продолжительность: 30 минут.

Участники: Родители, дети группы, воспитатели.

Предварительная работа: Организация пространства для проведения «Мастер — класса» 

Итог мастер-класса: Создание Книги Памяти «Герой в моей семье»

Ход проведения мастер-класса:

Уважаемые родители, на сегодняшнем мастер – классе предлагаю вашему вниманию создание совместной с детьми Книги Памяти «Герой в моей семье»»

Она  предназначена для сохранения памяти о воинской славе защитников Отчизны и её героях.  

В неё включают рассказы о родственниках, живших в годы Великой Отечественной войны, с фотографиями. Такая книга помогает воспитывать чувство гордости за воинов-защитников, любви и уважения к ветеранам войны.

     Приступим к изготовлению, но вначале обсудим несколько моментов.

Наша книга будет изготовлена своими руками с множеством страниц и пробрушюрована.

Она простота в изготовлении.

Вообще, совместно с ребёнком, вы можете изготовить любую книжку.

Книжки бывают трех видов:

1) Из фетра, ткани (с большими и мягкими элементами, липучками, вкладышами, бусинами, пуговицами) – для самых маленьких. Такие книги-игрушки обогащают тактильные ощущения малыша, развивают мышление, мелкую моторику.

2) Из картона и бумаги (с использованием картинок из журналов, рисунков, наклеек, окошек, кармашков).

3) Семейный альбом с фотографиями мамы, папы, крохи и любимых родственников.

Способ изготовления:

1) Берём лист формата А4, с приготовленной заранее биографией участника ВОВ и его фото.

2) При помощи клея-карандаша приклеиваем фотографию.

3) Ниже, простым карандашом рисуем Георгиевскую ленточку.

4) Георгиевскую ленточку будем закрашивать в нетрадиционной технике рисования «Пуантилизм».

Пуантилизм (от французского слова «point» — «точка») — это уникальная техника в изобразительном искусстве, которая основана на использовании точечных мазков для создания изображения. Пуантилизм возник в конце XIX века во Франции.

Основной принцип пуантилизма — это создание изображения через нанесение маленьких, чётко разграниченных мазков или точек, в результате чего достигается оптическое смешение цветов. Эта техника приводит к уникальному визуальному эффекту: картины кажутся размытыми и нечёткими при близком рассмотрении, но становятся чёткими и цельными на расстоянии.

Итак, предлагаю начать работу.

Как Вы понимаете, такие книги можно сделать про что угодно. Изготавливаются они очень быстро. Таким способом можно изготовить множество книг на различные тематики.

Для того чтобы создать маленький шедевр не нужно обладать особенными талантами, достаточно быть внимательным и наблюдательным. Ведь нужно сделать такую вещь, которая будет интересовать, и увлекать ребенка. Ну и, конечно же, не забудьте включить фантазию.

Как вы видите, наша книга представляет собой скрепленные между собой листы, на которых краткая биография участника ВОВ, его фото и Георгиевская ленточка – символ памяти о Победе страны в войне над фашизмом, знак благодарности и уважения к ветеранам.   

Итог мастер - класса :

Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Я вижу замечательную Книгу Памяти «Герой в моей семье».

Надеюсь этот мастер класс вдохновит вас на  развитие кругозора детей о великих событиях страны, научит чтить память героев, поддерживать семейные традиции, понимать значимый подвиг людей в Великой Отечественной войне.

Спасибо всем за внимание!

Приложение № 8

Квест–игра «Мы помним, мы гордимся».

Цель: формирование у детей патриотических чувств и желания быть достойными защитниками Родины.

Задачи:

- Сформировать у детей представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество, справедливости и правды на Земле.

- Закреплять знания о Героях – земляках Советского Союза и героях своей семьи. 

- Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, к памяти павших бойцов.

Ход квест–игры «Мы помним, мы гордимся».

Дошкольники входят в зал, проходят круг торжественным маршем «Прощание славянки».

Воспитатель: 9 Мая наша страна будет отмечать День Победы – светлый и радостный праздник.

«День Победы 9 Мая – праздник мира в стране и весны,

В этот день мы солдат вспоминаем,

Невернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защищавших родную страну.

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!»

(Н. Томилина)

Воспитатель: 80 лет назад в этот день закончилась долгая война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым и счастливым небом. Вечная память и слава героям Великой Отечественной войны!

Воспитатель:Война длилась очень долго – четыре года. Сколько горя и слёз, она принесла. Унесла миллионы жизней. Остались разрушенными тысячи городов и деревень и городов. С болью в душе мы скорбим о тех, кто не вернулся с поля боя.

Минутой молчания почтим их память.

Минута молчания

Воспитатель:Сегодня мы с вами проведем квест-игру, посвященную празднику «День Великой Победы». Для проведения игры у нас есть карта для путешествия (на интерактивной доске появляется изображение карты.). На ней указаны станции, на которых нам с вами предстоит побывать и выполнить задания.

После каждого выполненного задания, мы будем получать букву. Наша задача заключается в том, чтобы из букв в конце игры сложить слово. (В конце игры дети сложат слово «ПОБЕДА»).

Воспитатель: итак, мы начинаем. Отправляемся по станциям.

1 станция "Этих дней не смолкнет слава»

(На интерактивной доске появляется фотографии о начале войны).

Воспитатель: Именно этот голос, голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из этого сообщения все узнали, что началась война. Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу.

Воспитатель:Первый конкурс. Нужно ответить на вопросы.

1. Как называется войнапобеду в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)

2. Когда началась война? В каком месяце, какого числа? (Война началась летом 22 июня.)

3. Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

4. Как можно узнать ветерана? (Это пожилой человек, может быть в форме, с наградами.)

5. Как называется шествие с портретами участников ВОВ, традиционно проводимое 9 мая? (Бессмертный полк).

6. Назовите города – герои. (Москва, Ленинград, Волгоград, Смоленск)

Воспитатель: Молодцы! С первым конкурсом вы справились, за это получаете первую букву (буква «П»).

2 станция «Военные загадки»

(На интерактивной доске появляется карта игры с выделением станции «Военные загадки». Появляется фотографии военных лет с изображением солдат, моряков, летчиков, артиллеристов, танкистов. Слайд №4)

Воспитатель: На столах лежат конверты с цифрами, конверты нужно разложить по порядку от 1 до 6. Их будем открывать по порядку.

1. Выполняет он приказ, защищая с неба нас (летчик).

2. Гусеницы две ползут, башню с пушкою везут (танк).

3. Он готов в огонь и бой, защищая нас с тобой.

Он в дозор идет и в град, не покинет пост (солдат)

4. На тропе, на берегу, преграждает путь врагу (пограничник).

5. Самолёт парит, как птица, там воздушная граница.

На посту и днем, и ночью, наш солдат – военный. (летчик).

6. В этом конверте ребята находят букву «О».

Воспитатель: Молодцы! Все военные загадки отгадали, и у вас появилась ещё одна буква (буква «О»)

3 станция «Песня тоже воевала!»

(На интерактивной доске появляется карта игры с выделением станции «Песня тоже воевала!»Появляются фотографии военных лет с изображением минут отдыха солдат и концертов артистов.).

Воспитатель: Сейчас мы немного отдохнем (дети садятся на стулья). Во время отдыха мы с вами будем отгадывать песни военных лет. От самых первых залпов и выстрелов и до победного салюта, через всю войну прошагали военные песни. Для вас будут звучать отрывки из песен военной поры, а вы должны назвать песню и по возможности исполнить один куплет или припев. Смотрим на экран и слушаем. («Тёмная ночь»«Прощание славянки»«Три танкиста»«Катюша»«День Победы»«Синий платочек»).

Воспитатель: Много вы знаете хороших военных песен! За песни вы получаете третью букву (буква «Б»)

4 станция «Вместе мы – сила»

(На интерактивной доске появляется карта игры с выделением станции «Вместе мы – сила»).

Воспитатель: Самые отважные, смелые и храбрые бойцы шли на фронт. Бойцам требовалась физическая подготовка. Сейчас мы с вами пройдем полосу препятствий (бег с препятствиями, ведение мяча, метание в цель).

(ребята проходят полосу препятствий)

Воспитатель: Все молодцы – вы успешно справились с заданием, получаете четвертую букву (буква «Е»)

5станция «Наши Герои-земляки»

(На интерактивной доске появляется карта игры с выделением станции «Наши Герои-земляки». Появляются фотографии с изображением Героев - земляков).

Воспитатель: Ребята, на этой станции мы вспомним Героев - земляков Шатковского района.

Каких героев Шатковского района вы знаете?

О ком можете рассказать?

Какие подвиги совершили наши Герои?

Какими медалями  и орденами были они награждены?

Воспитатель: Какие вы молодцы! Запомнили Героев – земляков. За это вы получаете пятую букву (буква «Д»)

6 станция «День Победы»

(На интерактивной доске появляются фотографии с изображением современного парада на Красной площади, с разными видами войск )

Воспитатель: И теперь последнее задание! Вся страна поднялась на защиту Отечества. Мы сейчас соберем из нескольких фрагментов картинку

Воспитатель: Вы все молодцы, собрали все фрагменты, но, только объединившись, вы смогли сложить картинку. Именно благодаря дружбе, мужеству и храбрости люди победили в той страшной и тяжелой войне! Есть даже такие поговорки: «Один в поле не воин», «Пока мы едины - Мы непобедимы!».

Вместе мы всегда добиваемся большего, чем в одиночку! Молодцы, выполучаете последнюю букву (букву «А»)

А теперь ваша последняя задача сложить все собранные буквы и расшифровать слово. (ПОБЕДА)

Ведущий: Что такое День Победы?

Дети (хором) : Это значит – нет войны!

Воспитатель: Закончилось наше путешествие, ребята! Для нашего поколения – это история близкая, сопереживаемая. Мы должны помнить героические страницы истории нашего Отечества. Мы обязаны знать, чтобы помнить!

Воспитатель: Вот уже 80 лет прошло с той поры, как наши доблестные воины разгромили врага и каждый год в этот день – 9 Мая, мы вспоминаем всех погибших в боях за Родину, низко кланяемся тем, кто отстоял для нас мирную жизнь и свободу.

Пусть не будет войны никогда,

Не коснется нас больше беда!

В День Победы все песни поют,

В честь Победы сверкает салют!

(На интерактивной доске появляются фотографии изображением Салюта Победы и Вечного огня у памятника Неизвестному солдату у Кремлевской стены) Звучит песня «День Победы».

Приложение № 9

Советы родителям

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ”.

  • Первый способ — говорите об этом с ребенком! 
  • Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми.

Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, несущие в себе доброту, свет, веру в Победу. Это “В бой идут одни старики”, “Максим Перепелица”, “Офицеры”, “А зори здесь тихие”, “Журавли”. Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен. 

  • Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом. 
  • Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках. 
  • Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами. 

Шестой способ — посещение памятных мест, поздравление ветеранов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Они сражались за Родину"

В преддверии празднования 70-летия  Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал,...

проект Они сражались за Родину

данный проект знакомит воспитанников  с историей Победы в ВОВ...

проект "Они сражались за Родину"

Краткосрочный творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию  в средней группе детского сада.Участники проекта: дети, родители, воспитатель....

Проект "Они сражались за Родину"

Проект "Они сражались за Родину"...

Фотоотчет о проекте ко дню освобождения Ольховатки «Герои-земляки»

Цель проекта: углубить и расширить  знания детей о Великой Отечественной войне, формирование морально-нравственных ценностей патриотизма и гражданской культуры подрастающего поколения...

Проект «Они сражались за Родину. Средняя группа»

1.Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь героев которой слагают стихи и песни, воздвигают памятники.2.Вызыва...

Краткосрочный творческий проект «Они сражались за Родину» (старшая группа)

        Гражданско - патриотическое воспитание детей - дошкольников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и...