План самообразования воспитателя на тему: "Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования"
рабочая программа (старшая группа)

Баринова Любовь Владимировна

Данный материал будет полезен воспитателям в работе с детьми для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024-2025_barinova_l.v.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Сортавальского муниципального округа Республики Карелия

Детский сад № 23 «Ладушки», корпус № 1

План самообразования воспитателя

на тему «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

на 2024-2025 гг.

Воспитатель:  

 Баринова Л.В.

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Рука - это инструмент всех инструментов»

Аристотель

«Рука - это своего рода внешний мозг»

Кант.

Актуальность: с каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Все игры, используемые в данной работе, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В данной работе представлены игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Предложенные игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладевать навыками письма.

      Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Цель: Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через нетрадиционное использование различных предметов.

Срок работы над темой: 2024 - 2025уч. г.

Задачи: 

  1. Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.
  2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  3. Развивать тактильную чувствительность рук.
  4. Развивать речемыслительную деятельность.
  5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
  6. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Прогнозируемый результат: у детей повышается работоспособность головного мозга, появляется мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивается внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими. Стимулируется умственная деятельность, расширяется словарный запас.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно – аналитический (сбор научной и учебно – методической литературы).

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год.

3 этап – практический.

4 этап – подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Начинаем говорить». – СПб.: Паритет, 2004.
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь». – СПб.: Каро, 2003ю
  3. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь. Младшая группа детского сада». – СПб.: Литера, 2009.
  4. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детского сада». – СПб.: Литера, 2009.
  5. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского сада». – СПб.: Литера, 2009.
  6. Нищева Н.В. «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  7. Парамонова Л.Г. «Упражнения для развития речи». – СПб.: Дельта, 2001.
  8. Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: младшая и средняя группы». – Волгоград: Корифей, 2009.
  9. Савушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: старшая группа». – Волгоград: Корифей, 2009.

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

составление перспективного плана работы на учебный год.

-консультации для родителей;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Формы работы с детьми:

 

- совместная работа с детьми;

 

- индивидуальная работа.

 

Методы и приёмы работы:

 

• Самомассаж кистей рук;

 

• Пальчиковая гимнастика  (выполнение движений с предметами: массажные мячики, платочки, крупные бигуди, прищепки, счетные палочки, эспандеры, длинные бигуди, решетки, зубные щетки, бусы, резиночки для волос, щетки, шестигранные карандаши);

• Игры без стихотворного сопровождения с предметами: цветные нити, разноцветная мозаика, решетки, фасоль, катушка из-под ниток, веревочка, коктейльные палочки, веревочка.

 Важно соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка. Длительность игр с двухлетними малышами – 5 – 10 минут, занятия с детьми 3 – 4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5 – 6 лет – 25 минут. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. Сложность предлагаемых ребенку игр должна возрастать постепенно.

Работа с детьми

Октябрь

Игры с массажными мячиками.

1. «Бежит ежик по дорожке».

2.  «Снежок».

3. «Птичка».

4. «Зайка и ёжик».

Игры с платочками.

1. «Стираем вместе с мамой».

2. «Кошки – мышки».

3. «Рыбки».

4. «Помощница»

Ноябрь

Игры с крупными бигуди.

1. «Самокат»

2. «Паровозик»

3. «Пароходик - Пых»

Игры с длинными бигуди.

1. «Игрушки».

2. «Десять птичек».  

3. «Какие бывают слова»

Декабрь

Игры с прищепками.

1. «Гусенок».

2. «Кыш!».

3. «Клюква».

Игры со счетными палочками.

1.  «Апельсин».

2. «У Лариски – две редиски».

3. «Журавль»

Январь

Игры с эспандерами

1. «Зарядка».

2. «Дружба».

3. «Силач».

Игры с решетками.

1. «Считалка для мышки».

2. «Прятки».

3. «В школу».

Февраль

Игры с зубными щетками.

1. «Кто живет в моей квартире?».

2.  «За ягодами».

3. «Подарки Деда Мороза».

Игры с бусами.

1. «Бусы».

2. «Веселый счет».

3. «Бусы для Маруси».

Март.

Игры с резиночками для волос.

1. «Пальчиковая гимнастика №1»

2. «Пальчиковая гимнастика №2»

3. «Прогулка».

Игры со щетками.

1.  «Щетка это или еж?».

2. «Горка».

3. «Мышиная семья».

Апрель.

Игры с шестигранными карандашами.

1. «Круги на ладошке».

2. «Веселый карандаш».

3. «Волшебный карандашик».

4. «Карусели». 

Игры без стихотворного сопровождения.

1. «Разноцветные дорожки».

2. «Фасолинки».

3. «Ловкие ручки».

4. «Бусы».

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

-В течении года я сделала консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики»;

- Составила картотеку пальчиковой гимнастики с использованием предметов (см. Приложение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

В матенриале описаны особенности развития мелкой моторики у детей, влияние развития мелкой моторики на развитие речи. Представлены игры с использованием нестандартного оборудования, способствующие раз...

Игры на развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования.

В картотеке представлены игры с нестандартным оборудованием, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снимают психоэмоциональное напряжение....

Презентация "Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования"

Презентация  Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного  оборудования...

Картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования (колпачка)

Предлагаю вашему мниманию картотеку игры для пальчиковой гимнастики с использованием вязанных колпачков....

Для воспитателей. Консультация "Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования"

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим о...