ПРОЕКТ Народные промыслы России
проект (подготовительная группа)

Щербинина Роза Васильевна

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративно  - прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно - прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly.doc87.5 КБ
Office presentation icon narodnye_promysly_rossii.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №185»

ПРОЕКТ

Народные  промыслы  России

Разработали:

Воспитатели :Щербинина Р.В.

Шарыкина С.С.

г.Воронеж

Содержание

Актуальность, цели и задачи проекта .......................................................................3

Этапы работы над проектом ......................................................................................5

Подготовительный этап .......................................................................................... .4

Основной этап (практический)................................................................................ .6

Предполагаемые результаты......................................................................................9

Заключительный этап.................................................................................................9

Заключение...................................................................................................................10

Используемая  литература...........................................................................................11

Проект

Народные  промыслы  России

Актуальность :

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративно  - прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно - прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Проблема: 

Недостаточно сформированы представления детей старшего дошкольного возраста о декоративно - прикладном искусстве.

Вид  проекта:долгосрочный, познавательно - информационный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: сентябрь  - май.

Форма представления: презентация.

Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о культуре и творчестве русского народа и изучения традиционных народных промыслов России.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Познакомить детей с различными народными промыслами;

- Учить детей подбирать необходимый цвет при рисовании и его использовать.

Развивающие:

- Развивать  у дошкольников творческие способности через знакомство с декоративно - прикладным искусством.

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

- Воспитывать нравственное и эстетическое развитие личности ребенка

- Воспитывать с детьми любовь к изобразительной деятельности

- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

Дата проведения

Совместная деятельность педагога и родителя

Работа с родителями

13.01 - 17.01

Определение цели и задач проекта.

Разработка плана реализации проекта «Народные промыслы России».

Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала (тематические картинки с элементами художественной росписи).

Подготовка материалов для организации творческой деятельности.

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.

Просмотр тематических иллюстраций по данной теме.

Прослушивание русских народных песен.

Чтение русских народных произведений.

Отгадывание загадок.

Изготовление демонстрационного материала по темам:

«Дымковские игрушки»,

«Золотая хохлома»,

«Голубая Гжель»,

«Весёлые матрёшки»,

«Городецкая роспись»,

«Жостовская роспись».

Ссылки на Интернет-ресурсы для чтения потешек, загадок

https://dob.1sept.ru/view_article

.php?ID=201000307

http://29sp.detkin-club.ru/groups/188774

II этап - практический

Дата проведения

Совместная деятельность педагога и родителя

Работа с родителями

18.01 -26.01

Беседа: «Что такое народное декоративно-прикладное искусство».

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Чтение стихотворений:

А. Дьякова «Весёлая дымка»,

В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»,

Л. Гулыга «Пёстрый хоровод».

П/И «Воротца».

Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.

Рисование: «Роспись Дымковских игрушек».

Беседа: «Русская матрёшка – душа России».

Физ. минутка «Мы – матрёшки».

Рисование: «Веселые Матрёшки».

Отгадывание загадок.

Беседа: «Голубая Гжель».

Чтение стихотворений:

Е. А. Никонова «Узоры гжели»,

П. Синявский «Гжель».

Рисование: «Роспись - Морозные узоры Гжели».

Познавательная сказка «Путешествие Василисы в города народных промыслов».

Беседа: «Золотая хохлома».

П. Синявский «Хохломская роспись».

Отгадывание загадок.

Рисование: «Золотая хохлома»

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Чтение стихотворений: В. Набоков «Хохлома», М. Г. Смирнова «Красная девица»,

Д/И: «Продолжи роспись», «Русские узоры», «Составь узор». Цель: Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей.

Беседа: «Городецкая роспись».

Прослушивание песни: «Ложки деревенские» З. Я. Роот.

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Цель: Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях.

Рисование: «Роспись досок. Городецкая роспись».

Д/И:«Узнай узор», «Назови правильно», «Чей сувенир?». Цель: Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

Беседа: «Жостовская роспись».

П/И «Горелки».

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома».

Индивидуальные беседы по темам: «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись».

Ожидаемый результат:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - Прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной  живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

 Дети:

-Сформируются и разовьются новые совместно творческие работы

-Воспитание доброжилательности , любви к родному краю, к  своей стране в целом

- Развитие умения детьми составлять узоры по мотивам народных росписей

Родители:

-Повысится педагогическая культура родителей;

-Повысится степень участия в воспитании детей в эстетической, творческой деятельности;

-Укрепит семейные  и внутренние связи;

-Повысится активность участия родителей жизнедеятельности группы

Воспитатели:

- Научиться организовывать деятельность детей при  знакомстве с различными   видами декоративно - прикладного  искусства и с народными традициями

- Повысится творческий, эстетический потенциал

- Повышена педагогическая компетентность в вопросах использования дистанционных форм обучения дошкольников

III этап - заключительный

Дата проведения

Совместная деятельность педагога и родителя

Работа с родителями

27.01 -31.01

 Подведение итогов проекта

Оформление выставки «Веселые  матрёшки».

 Фотоотчет о проведенном  проекте

Заключение

Реализация данного проекта оказала благоприятная, благотворное влияние на всех её участников. Дети не только познакомились с разными видами росписи и историей возникновения , но и приобрели навыки росписи и научились различать одну роспись от другой. Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей, их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству.

Используемая литература

ФОП - федерально образовательная программа

Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности».

О.П. Князева  « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Н. К.. Гаранина  «Приобщение к народной культуре»

Л.Д. Яконов «Дымковская глиняная роспись»

Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр»

Куцакова Л.В. «Эциклопедия творческого развития с детьми 3-7 лет. Изд..Эксмо 2013

Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»  М. Педагогическое общество России, 2005

Интернет рисурсы

Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности».

М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные промыслы России Разработали: Воспитатели :Щербинина Р.В. Шарыкина С.С.

Слайд 2

Актуальность : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративно - прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно - прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Слайд 3

Проблема: Недостаточно сформированы представления детей старшего дошкольного возраста о декоративно - прикладном искусстве. Вид проекта:долгосрочный, познавательно - информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители. Срок реализации: сентябрь - май. Форма представления: презентация. Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о культуре и творчестве русского народа и изучения традиционных народных промыслов России.

Слайд 4

I этап - подготовительный Какие виды промыслов существуют? Гжель Хохлома Городецкая роспись Жостовская роспись Палехская миниатюра Филимоновская игрушка Дымковская игрушка

Слайд 5

II этап - практический

Слайд 11

Гжель Появилась: 1944 год Где делают: Московская область Это голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в селе и деревнях. Все изделия и посуда расписываются вручную

Слайд 12

Хохлома Появилась: 17 век Где делают: Нижегородская область Это яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Характерные цвета – красный, чёрный и золотой

Слайд 13

Примеры

Слайд 14

Городецкая роспись Появилась: 1850 -е года Где делают: Нижегородская область, город Городец Это вид русского народного художественного промысла по дереву Отличительная черта – изображаются люди, животные, избы, колодцы и другое.

Слайд 15

Примеры

Слайд 16

Жостовская роспись Появилась: начало 19 века Где делают: Московская область, деревня Жостово На изделиях преобладают реалистичные цветочные композиции Чаще всего изготавливают подносы.

Слайд 17

Примеры

Слайд 18

Палехская миниатюра Появилась: 1924 год Где делают: Ивановская область Это вид лаковой росписи, где вместо масляных красок используются водяные краски (темпера) Изначально такой росписью создавались иконы, но затем они сменились сказками.

Слайд 19

Примеры

Слайд 20

Филимоновская игрушка Появилась: 9 - 10 век Где делают: Тульская область Это один из древнейших русских промыслов, в основе которого лежит лепка фигурок Отличительные черты – яркая раскраска (красный, жёлтый и зелёный)

Слайд 21

Примеры

Слайд 22

Дымковская игрушка Появилась: 15 - 16 век Где делают: город Киров Это традиционный женский промысел, который передавался от мамы к дочке. Игрушки никогда не повторяются, яркие узоры дополняются золотой фольгой.

Слайд 23

Примеры

Слайд 24

Заключение Реализация данного проекта оказала благоприятная,благотворное влияние на всех её участников. Дети не только познакомились с разными видами росписи и историей возникновения , но и приобрели навыки росписи и научились различать одну роспись от другой. Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей, их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству.