Проектная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников с ТНР
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Вопрос нравственно-патриотического воспитания в современном обществе остается крайне значимым и нуждается в пристальном внимании. В соответствии с Федеральными образовательными стандартами (ФГОС), одной из приоритетных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является воспитание у детей нравственно-патриотических чувств. Цель работы учителя-логопеда в рамках нравственно-патриотического воспитания заключается не только в преодолении речевых нарушений, но и воспитании у ребенка уважения и любви к своей семье и Родине, интереса к народной культуре и осознания своей этнической идентичности. Одним из наиболее эффективных подходов для реализации задач нравственно-патриотического воспитания является применение проектной деятельности. В процессе работы над проектами происходит тесное взаимодействие между детьми, педагогами и родителями. Благодаря такому подходу проектная деятельность становится эффективным инструментом нравственно-патриотического воспитания, который органично вписывается в образовательную систему дошкольных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство формирования
нравственно-патриотических чувств у дошкольников с ТНР
«Детство – каждодневное открытие мира
и, поэтому надо делать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия…»
В.А. Сухомлинский
Вопрос нравственно-патриотического воспитания в современном обществе остается крайне значимым и нуждается в пристальном внимании. Формирование у ребенка гражданской позиции, любви и уважения к своей Родине, к семье, а также уважительного отношения к истории, традициям и культурному наследию своего народа следует начинать с самого раннего возраста. Именно дошкольный период играет ключевую роль в становлении личности ребенка, поскольку в это время закладываются основы гражданских качеств, происходит формирование первых представлений о человеке, обществе, культуре, что впоследствии станет базой для комплексного духовного развития.
В соответствии с Федеральными образовательными стандартами (ФГОС), одной из приоритетных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является воспитание у детей нравственно-патриотических чувств. Это включает формирование глубокого эмоционального отношения к истории, традициям своей семьи, а также культуры и наследия родного края и страны в целом. Подобное воспитание, базируясь на раннем возрасте детей, создает прочный фундамент для их дальнейшего понимания значимости принадлежности к своему народу.
Цель работы учителя-логопеда в рамках нравственно-патриотического воспитания заключается не только в преодолении речевых нарушений. Логопедическая деятельность становится инструментом для воспитания у ребенка уважения и любви к своей семье и Родине, интереса к народной культуре и осознания своей этнической идентичности. Используемый в работе материал по лексическим темам способствует не только речевому развитию детей – таких как развитие связной речи, формирование правильных лексико-грамматических конструкций, фонематического восприятия и корректного звукопроизношения. Он также открывает возможности для внедрения патриотического воспитания у детей с нарушениями речи, помогая им воспринимать традиции и ценности своей страны.
Одним из наиболее эффективных подходов для реализации задач нравственно-патриотического воспитания является применение проектной деятельности. Этот метод представляет собой организованный процесс, направленный на исследование, поиск и коллективное решение определенных задач или проблем. Задачи проектной работы основываются на личностно-ориентированном подходе: она не только развивает познавательный интерес дошкольников к различным сферам знаний, но и стимулирует их навыки сотрудничества. Кроме того, реализация проектов обеспечивает возможность активного взаимодействия между детьми, педагогами и родителями через совместную поисковую деятельность. В рамках проектной деятельности дети под руководством взрослых могут решать задачи нравственно-патриотического характера через разные формы взаимодействия: задавать вопросы наставникам, искать нужную информацию, читать военную и патриотическую художественную литературу, обсуждать важные темы с членами семьи.
Среди осознанно спланированных этапов проектной работы можно выделить несколько ключевых шагов: определение цели проекта, выбор формы его реализации, разработка учебно-воспитательной программы на основе темы проекта, создание развивающей предметно-пространственной среды, организация поисковой и практической деятельности на базе выбранной тематики. Также крайне значимым пунктом является сотрудничество всех участников процесса – педагогов, родителей и детей – в рамках творческой и образовательной составляющей проекта.
Проектная деятельность позволяет не только углубить знания детей о героическом прошлом своей страны, о символах государства, традициях и национальной культуре, но и развивает их личностные качества. В процессе такого обучения формируются коммуникативные навыки, развивается творческое мышление, укрепляется самостоятельность и умение работать в коллективе. Дети учатся осознавать свою принадлежность к обществу и начинают понимать свою потенциальную роль в сохранении культурного наследия своей страны.
Проекты, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях, могут принимать самые разнообразные формы и направления. Среди них особенно выделяются организация познавательных экскурсий в места, имеющие глубокую историческую или культурную значимость, проведение увлекательных тематических мероприятий, создание коллективных произведений искусства, литературы или декоративно-прикладного творчества, а также множество других вариантов активности. Основным требованием к таким проектам является их доступность для детей, а также способность увлечь их, стимулируя желание активно участвовать в каждом этапе реализации.
В процессе работы над проектами происходит тесное взаимодействие между детьми, педагогами и родителями, что позволяет совместными усилиями исследовать историю, изучать факты и события прошлого, формируя у детей осознанное отношение к материалу. Благодаря такому подходу проектная деятельность становится эффективным инструментом нравственно-патриотического воспитания, который органично вписывается в образовательную систему дошкольных учреждений.
Например, в ходе реализации проекта по нравственно- патриотическому воспитанию «Нам завещаны память и слава», посвященному празднованию 80 – летия со Дня Победы, педагоги и родители группы рассказывали детям о суровых годах войны, о тех, кто воевал на фронте, ковал Победу в тылу, пережил тяготы войны, будучи совсем ребенком.
В память о героях войны и СВО дети сделали плакат «Вечный огонь» и «Гвоздики памяти», нарисовали рисунки и открытки к Дню защитника Отечества, написали письма для героев в прошлое. К Дню Победы педагоги и дети вместе родителями оформили в группе Стену Памяти, а затем Книгу памяти с портретами и рассказами о членах семьи, принимавших участие в боевых действиях во время ВОВ и тружениках тыла. Родители, вместе с детьми, отбирали дома необходимые фотографии родственников, служивших в рядах Российской Армии. При оформлении Стены ребята рассказывали о людях, изображенных на фотографиях, о которых узнали от родителей. Взаимодействие с родителями по данному вопросу, способствовало развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей. В преддверии 9 мая в группе прошла музыкально-литературная гостиная. Ребята слушали и пели песни военных лет, читали стихи о Победе. А вечером вместе с родителями и педагогами возложили цветы к мемориальному комплексу «Вечный огонь» и почтили память погибших минутой молчания. Дети поняли, насколько важно жить в мире и согласии, и как страшна война.
Во время организованной образовательной деятельности педагоги применяли следующие формы: беседы, рассказы, ситуативные разговоры; тематические презентации; дидактические игры и упражнения; просмотр (слушание) и обсуждение видеофильмов (стихотворений, песен) На этих занятиях воспитывались чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополнялся новыми словами-синонимами – Отечество – Отчизна - Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учились образовывать существительные, обозначающие воинов - защитников различных военных профессий – море - моряк, граница - пограничник, артиллерия – артиллерист и др.
Дидактические игры, специально подобранные упражнения, опирающиеся на материал таких занятий, важны для детей. А вовлечение ребят в продуктивную деятельность по определенной теме (лепка, рисование, ручной труд и др.) позволило закрепить знания, полученные во время проекта, а также обогащать словарный запас, корригировать звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи и связную речь.
В ходе реализации проекта наблюдалось возрастание познавательного и творческого интереса детей к данной теме. Мотивация «мы хотим знать» на начальном этапе проекта сменилась на мотивацию «мы хотим рассказать другим». Дети с удовольствием рассказывали о своих родных, воевавших на войне, и делились впечатлениями от услышанного.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности позволило создать условия для формирования у детей любви к родине, понимания ее истории и культуры, а также развития их нравственных и гражданских качеств. Этот подход помог детям стать активными участниками общественной жизни и гордиться своей страной.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября.
ФГОС ДО: комментарии и рекомендации //Дошкольное воспитание. 2017. № 6.
Программа воспитания (ФОП ДО, пункт 29)
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М., 2010. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
В данной статье представлен один из подходов к работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у д...

Статья на тему: «Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
Статья на тему :"Патриотическое воспитание"...
Проектная деятельность как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Связь поколений через музыку Великой Победы»...
«Проектная деятельность как способ формирования нравственно –патриотических чувств дошкольников»
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможно...
Привлечение семьи в работу по формированию нравственно- патриотических у чувств старших дошкольников
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей, стоящей перед системой дошкольного образования....