Основы нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
Основы нравственно-патриотического воспитания детей
младшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Основы нравственно-патриотического воспитания детей
младшего дошкольного возраста»
Авторы: Назарова Ольга Юрьевна, Трудова Ирина Анатольевна, воспитатели МДОУ ДС «Ёлочка» г. Краснослободска Волгоградской обл., Среднеахтубинского района.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.
Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям, к своей семье. Родной дом, двор и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Таким образом патриотическое воспитание ребенка младшего дошкольного возраста включает следующие понятия:
- Семья. Нравственно – патриотическое воспитание предполагает становление его отношения к родителям. Мир ребёнка начинается с его семьи. В семье происходит воспитание гуманного отношения к своим близким, формируются представления о семейных традициях. Ребёнок должен понимать, что семья – это мама, папа, брат, сестра… В семье все друг друга любят, уважают. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
- Детство – это близкие люди, окружающая природа, удивительные приключения и запоминающиеся события. С рождения ребёнок слышит родную речь, мамины колыбельные, сказки, рассказанные бабушкой. Всё это открывает ему окно в мир, вселяет доброту, веру и надежду. Всё, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Русская народная сказка – уникальное явление в мировой культуре. В течение столетий сказка учила любви, доброте, героизму, давала знания об окружающем нас мире. Сказка заставляет ребёнка переживать, смеяться и плакать, показывает, что дружба и взаимопомощь имеют для человека огромное значение. Загадки, пословицы и поговорки - в них таится глубокая любовь к Родине, к своему народу. Воспитание патриотических чувств происходит в определённой последовательности: сначала воспитание любви к своим родителям, родному дому, детскому саду, а затем - к городу, стране.
- Родной город. В младшем дошкольном возрасте трудно представить себе город, т.к. их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому знакомство с городом лучше всего начинать с близлежащих улиц. Необходимо обратить внимание на то, что улиц много, каждая из них имеет своё название, у каждого дома есть свой номер. Особое внимание следует обратить на труд взрослых людей: дворников, садоводов. Постепенно дети начнут понимать, что они тоже являются жителями города. Они могут принять участие в благоустройстве и радоваться окружающей их красоте. Основная задача взрослых – показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Можно совершить пешую экскурсию по городу, полюбоваться его достопримечательностями.
- Родная природа. Любовь к родной природе является неотъемлемой составляющей нравственно - патриотического воспитания. Сначала дети получают элементарные сведения об окружающем мире, затем узнают много нового и интересного, что способствует развитию краеведческих сведений о природе.
- Родная страна. Основная задача в работе по знакомству детей с родной страной – это вызвать у них чувство восторга и восхищения своей Родиной. Знакомим детей с государственными символами: гербом, флагом, гимном. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая, что наша страна большая и красивая.
- Родная культура. Очень важно прививать детям любовь к культурным ценностям и традициям своего народа. Большая роль отводится ознакомлению детей с устным народным творчеством. Детям необходимо давать общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте. Проблема современного общества – приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде, больше сохранились черты русского характера, представления о дружбе, красоте, храбрости, трудолюбии. Именно сказки помогают в обучении детей развитию речи. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов сказок. Именно в этом возрасте ребёнок тянется ко всему сказочному, волшебному. Если она рассказана с выражением, она найдёт в детях чутких и отзывчивых слушателей. И это, непременно, будет способствовать развитию патриотических чувств, а также вызывать гордость за свой край, свою страну.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Используемая литература
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников //М.: ЦГЛ,2005,205стр.
- Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.
- Василенко М. А. «Народное искусство».-М.,1999
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. — 304 с.: ил.
- Лангер М. «Семья – это счастье, любовь и удача».
- Тихонова М.В. Смирнова Н. С. «Красна изба». СПб,2000.-208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....

