Самообразование подготовительная группа 2024-2025г
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
План реализации темы по самообразованию
Направление | Форма работы | Сроки | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении⎫ рассказыванию детей дошкольного возраста»; | Сентябрь-май | Изучение литературы, повышение компетентности |
Методическая работа (самореализация) | Консультация для воспитателей «мнемотехника в детском саду» | Январь | Обмен опытом с коллегами |
Работа с детьми. | Занятие по развитию речи с использованием мнемотехники «Моя любимая сказка.» | Март | Открытый просмотр |
Работа с родителями | Консультация для родителей«Развитие речи детей средствами мнемотехник». | Апрель | Консультация для родителей |
2024-2025 учебный год
Цель: Развитие памяти, мышления, внимания, связной речи детей с помощью схем-описаний и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.
Задачи:
• Развитие связной монологической речи дошкольников. Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, различные виды памяти.
.Методы работы. Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе
«Как хорошо мы знаем сказки!»
Воспитатель Шеретлокова Ж.В.
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Моя любимая сказка!»
Тема: «Моя любимая сказка!»
Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев.
Задачи:
- закреплять представления детей о книгах;
- систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов;
- развивать память, мышление, наблюдательность, внимание;
- развивать связанную речь, за счет описания сказки, ответов на вопросы;
- развивать умение давать описательную характеристику героям;
- развивать умение слушать друг друга;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;
- развивать коммуникативные навыки;
- способствовать развитию образного мышления, художественных образов;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Демонстрационный материал: книги различных размеров и разного содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона, мнемотаблица.
Раздаточный материал: разрезанные картинки с изображением сказок, сказочных персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
Ребята мы долго с вами говорили про книги, о том какие они бывают? Про что рассказывают? о бережном отношении с книгами. Делали очень интересные книги дома с родителями и рассказывали про них друг другу и в группе сделали свою собственную книгу. Интересные у нас были задания?
Ребята, а почему говорят: "Книга – источник знаний". (Дети отвечают)
Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают об интересном. О чем может рассказывать книга? (Дети отвечают)
Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей: толстые, тонкие, большие маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками)
Эта книга- сложное слово!
В ней много интересного и нового.
Она расскажет обо всем на свете,
Будут умнее с нею дети! (Энциклопедия, учебник)
Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)
Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)
А кто запомнил, как называются картины в книжке? (иллюстрации)
Воспитатель: с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать:
Будешь книжки читать – будешь все знать.
Береги книгу – она поможет тебе жить.
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.
Золото добывает из земли, а знания - из книги.
Книга твой друг, без неё как без рук.
Хорошая книга – лучший друг.
Сюрпризный момент: под музыку выходит Баба яга. Говорит: «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете! Точно не знаете! Это я самая самая-я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И книжечки тут понаделали! Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, сделанные детьми и убегает, оставляет цветик семицветик).
Воспитатель: ну вот прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем, книжки наши забрала, а мы так старались! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла. Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев, а цветик семицветик нам поможет!
Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с первым заданием!
Физ.минутка:
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (наклоны)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились со вторым заданием!
Воспитатель: Смотрите, у меня есть таблица с картинками из очень известной сказки. Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.
Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу («Гуси-лебеди»).
Воспитатель: Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили! А третье?
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с третьим заданием!
Воспитатель: А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?
1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)
2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)
3. Осталась у разбитого корыта. Не ждите. (Старуха из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.)
4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)
5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)
6. Не люблю грязь, не мытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)
7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)
8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)
9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)
Воспитатель: Какие вы молодцы сказочных героев знаете!
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!
Воспитатель:
А какие герои бывают? (добрые и злые)
Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)
Девочки, а вы опишите мне золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)
Воспитатель: А в пятом задании нам придется подвигаться.
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!
Вели чтобы мы справились с пятым заданием!
Воспитатель: смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям, давайте определим, что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки!
Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскочил и прямо в рот, крылья которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок по которой Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки, пенек на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).
Воспитатель: Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!
Воспитатель: давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!
Дети дорисовывают.
Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!
Садимся на коврик читаем письмо:
«Дорогие дети группы РОМАШКИ, я была не права! Оказывается вы всё знаете: сказки, книжки, героев сказочных! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!
Я к вам обращусь товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ваша любимая бабушка Яга!
И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями!»
Итог занятия:
Ребята что мы сегодня вспоминали?
А какие задания вам понравились больше всего?
А для чего все-таки нужны книжки?
А что больше всего любят читать дети?
А из какой сказки приходила Баба Яга?
Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки Бабушки –Яги!
Консультация
Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
«Если ребенок молчит,
покажите ему картинку,
и он заговорит».
Ушинский К. Д.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и
мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М.Леушина, Л. В. Эльконин и др.
Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Чем же отличается мнемотехника от других технологий?
- Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
- Экономичностью - используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующих финансовых затрат.
- Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.
- Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
- Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.
Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Использование мнемотаблиц очень эффективно в разучивании стихов.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а затем дети сами создают свою схему.
Мнемотаблицы являются отличными помощниками при обучении детей пересказу. Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая и используя принципы построения сюжета. Также их использование очень эффективно при отгадывании загадок.
Использование мнемотехники открывает для педагогов и родителей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Не только педагоги, но и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотаблицы являются эффективным дидактическим материалом по развитию речи. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики
Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в
играх:
1. Восстанови последовательность картинок по памяти.
2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.
4. Найти лишнюю картинку.
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6.«Распутать» два события (предъявляются в перемешку две разрезанные мнемотаблицы).
7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».
Помимо менемотаблиц можно использовать наглядные модели -условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогут формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе.
Еще один прием мнемотехники, который можно использовать для заучивания стихотворений – пиктограмма, то есть рисунчатое письмо. Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.
Стоит отметить, что с использованием методов мнемотехники, связная речь детей значительно улучшается. Дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотаблицы. Мнемотехника помогает детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для взрослого. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.
Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план подготовительной группы 2024-2025г
Перспективное планирование на 2024-2025г....

Самообразование музыкального руководителя. 2024 – 2025г.Тема самообразования: «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста на основе различного песенного репертуара (классика, современность, фольклор)».
Актуальность:Понимание проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе, предполагает их процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Детское исполнительство...

Программа по здоровье сбережению для детей подготовительной группы 2024-2025г
Программа по здоровье сбережению для детей подготовительной группы 2024-2025г...

Родительское собрание. Подготовительная группа 2024-2025г.
Родительское собрание. Подготовительная группа 2024-2025г....
Справка по мониторингу на коней года в подготовительной группе 2024-2025г
Аналитическая справка...
