Самообразование подготовительная группа 2024-2025г
материал (подготовительная группа)

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

План реализации темы по   самообразованию

Направление

Форма работы

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении⎫ рассказыванию детей дошкольного возраста»;  

Сентябрь-май

Изучение литературы,

повышение компетентности

Методическая работа

(самореализация)

Консультация для воспитателей «мнемотехника  в детском саду»

Январь

Обмен опытом с коллегами

Работа с детьми.

Занятие по развитию речи с использованием мнемотехники

«Моя любимая сказка.»

Март

Открытый просмотр

Работа с родителями

Консультация для родителей«Развитие речи детей средствами мнемотехник».

Апрель

Консультация для родителей

              

                  2024-2025 учебный год

           

  Цель: Развитие памяти, мышления, внимания, связной речи детей с помощью схем-описаний и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.

 

    Задачи:

• Развитие связной монологической речи дошкольников. Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, различные виды памяти.


.
Методы работы. Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.

Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь,  она нужна везде, и особенно, на этапе обучения.                   От качества речи зависит  успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

            Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

              В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

            Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.  Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

           

            Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; использование обобщений позволяет ребенку  систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.     Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих  успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе

 «Как хорошо мы знаем сказки!»

Воспитатель Шеретлокова Ж.В.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Моя любимая сказка!»

Тема: «Моя любимая сказка!»

Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев.

Задачи:

- закреплять представления детей о книгах;

- систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов;

- развивать память, мышление, наблюдательность, внимание;

- развивать связанную речь, за счет описания сказки, ответов на вопросы;

- развивать умение давать описательную характеристику героям;

- развивать умение слушать друг друга;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;

- развивать коммуникативные навыки;

- способствовать развитию образного мышления, художественных образов;

- воспитывать интерес к художественной литературе.

Демонстрационный материал: книги различных размеров и разного содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона, мнемотаблица.

Раздаточный материал: разрезанные картинки с изображением сказок, сказочных персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

Ребята мы долго с вами говорили про книги, о том какие они бывают? Про что рассказывают? о бережном отношении с книгами. Делали очень интересные книги дома с родителями и рассказывали про них друг другу и в группе сделали свою собственную книгу. Интересные у нас были задания?

Ребята, а почему говорят: "Книга – источник знаний". (Дети отвечают)

Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают об интересном. О чем может рассказывать книга? (Дети отвечают)

Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей: толстые, тонкие, большие маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками)

Эта книга- сложное слово!

В ней много интересного и нового.

Она расскажет обо всем на свете,

Будут умнее с нею дети! (Энциклопедия, учебник)

Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)

Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)

А кто запомнил, как называются картины в книжке? (иллюстрации)

Воспитатель: с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать:

Будешь книжки читать – будешь все знать.

Береги книгу – она поможет тебе жить.

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.

Золото добывает из земли, а знания - из книги.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Хорошая книга – лучший друг.

Сюрпризный момент: под музыку выходит Баба яга. Говорит: «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете! Точно не знаете! Это я самая самая-я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И книжечки тут понаделали! Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, сделанные детьми и убегает, оставляет цветик семицветик).

Воспитатель: ну вот прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем, книжки наши забрала, а мы так старались! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла. Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев, а цветик семицветик нам поможет!

Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с первым заданием!

Физ.минутка:

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (наклоны)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились со вторым заданием!

Воспитатель: Смотрите, у меня есть таблица с картинками из очень известной сказки. Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.

Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу («Гуси-лебеди»).

Воспитатель: Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили! А третье?

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с третьим заданием!

Воспитатель: А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?

1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)

2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)

3. Осталась у разбитого корыта. Не ждите. (Старуха из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.)

4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)

5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)

6. Не люблю грязь, не мытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)

7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)

8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)

9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)

Воспитатель: Какие вы молодцы сказочных героев знаете!

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!

Воспитатель:

А какие герои бывают? (добрые и злые)

Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)

Девочки, а вы опишите мне золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)

Воспитатель: А в пятом задании нам придется подвигаться.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по - нашему вели!

Вели чтобы мы справились с пятым заданием!

Воспитатель: смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям, давайте определим, что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки!

Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскочил и прямо в рот, крылья которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок по которой Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки, пенек на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).

Воспитатель: Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!

Воспитатель: давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!

Дети дорисовывают.

Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!

Садимся на коврик читаем письмо:

«Дорогие дети группы РОМАШКИ, я была не права! Оказывается вы всё знаете: сказки, книжки, героев сказочных! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!

Я к вам обращусь товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ваша любимая бабушка Яга!

И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями!»

Итог занятия:

Ребята что мы сегодня вспоминали?

А какие задания вам понравились больше всего?

А для чего все-таки нужны книжки?

А что больше всего любят читать дети?

А из какой сказки приходила Баба Яга?

Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки Бабушки –Яги!

Консультация

Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей  дошкольного возраста.

             «Если ребенок молчит,

                                                                 покажите ему картинку,

             и он заговорит».

                                                                                                    Ушинский К. Д.

        Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и

мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего  связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М.Леушина, Л. В. Эльконин и др.

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники.  Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. 

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Чем же отличается мнемотехника от других технологий?

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
  • Экономичностью - используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующих финансовых затрат.
  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.
  • Здоровьесбережением  реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
  • Универсальностью -  может использоваться любым педагогом и родителями.

Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Использование мнемотаблиц очень эффективно в разучивании стихов.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а затем дети сами создают свою схему.  

        Мнемотаблицы являются отличными помощниками при обучении детей пересказу. Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая и используя принципы построения сюжета. Также их использование очень эффективно при отгадывании загадок. 

Использование мнемотехники открывает для педагогов и родителей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.  Не только педагоги, но и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотаблицы являются эффективным дидактическим материалом по развитию речи. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

     3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

     4. Развитие мелкой моторики

 Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в

играх:

     1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

     2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

     3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.

     4. Найти лишнюю картинку.

     5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

     6.«Распутать» два события (предъявляются в перемешку две разрезанные мнемотаблицы).

     7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

Помимо менемотаблиц   можно  использовать  наглядные модели -условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогут формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе.

Еще один прием мнемотехники, который можно использовать для заучивания стихотворений – пиктограмма, то есть рисунчатое письмо.  Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.

    Стоит отметить, что с использованием методов мнемотехники, связная речь детей  значительно улучшается. Дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотаблицы. Мнемотехника помогает детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для взрослого. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.

Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план подготовительной группы 2024-2025г

Перспективное планирование на 2024-2025г....

ФОП младшая группа 2024-2025г.

ФОП младшая группа 2024-2025 г....

Самообразование музыкального руководителя. 2024 – 2025г.Тема самообразования: «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста на основе различного песенного репертуара (классика, современность, фольклор)».

Актуальность:Понимание проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе, предполагает их процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Детское исполнительство...

Программа по здоровье сбережению для детей подготовительной группы 2024-2025г

Программа по здоровье сбережению для детей подготовительной группы 2024-2025г...

Родительское собрание. Подготовительная группа 2024-2025г.

Родительское собрание. Подготовительная группа 2024-2025г....