Статья "Активные методы взаимодействия педагога и родителей на родительских собраниях"
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Корабельникова Нелли

В настоящее время важно сделать родителей активными, полноправными участниками образовательного процесса. В статье рассматриваются активные, интерактивные формы работв с родителями на родительских соброниях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru

Статья «Активные методы взаимодействия

педагога и родителя на родительских собраниях»

 

Подготовила:

воспитатель

Корабельникова Нелли Александровна

г. Мичуринск, 2025

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Семью и детский сад объединяют общие задачи в воспитании ребенка, поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов – семьи и дошкольного образовательного учреждения.

В детском саду довольно часто используется групповая форма при работе с родителями. Групповая форма работы с родителями входит составной частью в методики социально-психологического тренинга, коллективных методов принятия решений и генерирования идей. Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия. Одна из самых распространенных форм групповой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание – это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации и обучения, развития и воспитания своих детей. Родительское собрание – это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций; решение наиболее важны насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т.д. Среди многих форм работы с родителями (организация «дней открытых дверей», различные формы участия в делах ДОУ и т.д.) ведущей стороной во всех формах сотрудничества с родителями остается родительское собрание.

Как правило, родительское собрание состоит из двух частей:

  • общей части (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.);
  • индивидуальной части, растянутой по времени (индивидуальная консультация нескольких родителей по интересующим их вопросам).

Многие привыкли думать, что человек ходит на родительское собрание, чтобы уставать, терпеть, преодолевать трудности, мучиться от неорганизованности и возвращаться домой как «выжатый лимон». Чтобы изменить подобный стереотип, нужно создать другие условия.

Родительское собрание не должно только контролировать успехи детей. Необходимо пытаться превратить родительское собрание из скучного мероприятия в хорошую традицию, в занятие по «реализации потребностей» родителей в доверии и понимании, принятии и уважении.

Итак, как повысить эффективность родительского собрания? Необходимо ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные. Организуя родительское собрание воспитателю важно учитывать следующие принципам:

  • активности *следовать желаниям родителей);
  • оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);
  • значимости (выбранные для обсуждения темы, проблемы должны быть актуальны и принимаемы изнутри);
  • результативности;
  • сотрудничества (помощь  друг другу в решении проблем детей, объединение усилий семьи и образовательного учреждения).

Важно проводить собрания, тема которых актуальна в определенный возрастной период. Воспитатель заранее сообщает тему родителям, проводит всю техническую подготовительную работу.  Необходимо вовремя начинать родительское собрание.

Для того, чтобы преодолеть индифферентное отношение родителей к образовательному процессу в детском саду («Мы привели ребенка, внесли плату за сад, а вы учите и воспитывайте») важно использовать интерактивные формы родительских собраний. К таким формам относится «мозговой штурм» («брейнстроминг»), который заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный промежуток времени. «Мозговой штурм» состоит из следующих этапов:

  1. Генерация идей .На этом этапе создается атмосфера свободного высказывания различных идей и мнений:
  • исключается критика, можно высказывать любую идею;
  • поощряется фантазирование – чем неожиданней звучит идея, тем она может быть интересней;
  • количество предлагаемых идей должно как можно большим;
  • предложенные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их;
  • каждый участник может комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.
  1. Критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов. Оценка может быть организована следующими способами:
  • педагог благодарит родителей за проделанную работу и потом анализирует, какие идеи возможно применить на практике;
  • родители разрабатывают критерии оценки идей, и все идеи записываются ;
  • родители выбирают наиболее ценные идеи, располагают их по степени важности и обосновывают их реализацию;
  • идеи тестируются методом «от противного»: почему данная идея, если ее реализовать провалится;
  • группа родителей выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и обосновывает важность реализации;
  • родители вместе с педагогом обсуждают итоги работы, включающие в себя оценку эффективности, рефлексию

Таким образом, брейнсторминг способствует тому, что обсуждаемая проблема становится значимой не только для педагогов, но и для родителей. Они почувствовали свою причастность к образовательному процессу, с большим интересом принимают участие в реализации мероприятий. Тем самым удается достичь цели создания партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников

Еще одна из форм интерактивного общения воспитателя и родителя является дискуссия. Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.

Приемы организации дискуссий

  1. «Круглый стол» - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом).
  2. «Форум» - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями.
  3. «Симпозиум» - более формализованное, по сравнению с предыдущими, обсуждение, в ходе которого родители, педагог, приглашенные (психолог, логопед, старший воспитатель) выступают с сообщениями, представляющие свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.
  4. «Дебаты» - обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент».

Приемы активизации творческого потенциала

родителей в условиях группового взаимодействия

  1. «Мозговая атака» Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
  2. «Список  прилагательных и определений». Список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.
  3. «Ассоциации». На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее существующий момент , затем по ассоциации другой символ, пока не придет подходящая идея решения.
  4. «Коллективная запись». Каждый из участников получает «записную книжку», где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации для ее решения( например, как заинтересовать ребенка чтением, как повысить интерес к спорту и т.д.). Участники независимо друг от друга заносят в «блокнот» свои мысли, соображения, определяют наиболее важные из них. Затем записи передаются педагогу, приглашенным специалистам, и группа проводит дискуссию, при этом можно использовать «Мозговой штурм».
  5.  «Запись на листе» Сущность приема состоит в том, что при обсуждении какой-либо проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Вводится запрет на критику. Проблему необходимо формулировать как можно более конкретно.
  6. «Большая мечта». Предлагается свободно помечтать, затем думать, читать, изучать, все, что имеет отношение к этой мечте или к какому-нибудь ее элементу. Наконец, можно попытаться осуществить мечту. (Например, семья будущего, идеальный отдых с ребенком).

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанников.

Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанниковПамятки для воспитателей. Методы работы с родителями...

Выступление на педсовете по теме: "Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей"

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детского сада о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детско...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей»

Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей....

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей» 2017 год

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Консультация для педагогов «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ».

     Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотруднич...

Консультация для педагогов на тему" Методы взаимодействия педагога с родителями"

взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.К традиционным методам относятся: анкетирование,  родительские...

Мастер-класс "Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива"

Работа с родителями одно из самых сложных, но интересных направлений. В сплоченном коллективе быстрее будут решаться любые задачи. Это возможно, если между людьми есть доверие, взаимопонимание и подде...