Статья "Активные методы взаимодействия педагога и родителей на родительских собраниях"
статья (младшая, средняя, старшая группа)
В настоящее время важно сделать родителей активными, полноправными участниками образовательного процесса. В статье рассматриваются активные, интерактивные формы работв с родителями на родительских соброниях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru
Статья «Активные методы взаимодействия
педагога и родителя на родительских собраниях»
Подготовила:
воспитатель
Корабельникова Нелли Александровна
г. Мичуринск, 2025
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Семью и детский сад объединяют общие задачи в воспитании ребенка, поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов – семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В детском саду довольно часто используется групповая форма при работе с родителями. Групповая форма работы с родителями входит составной частью в методики социально-психологического тренинга, коллективных методов принятия решений и генерирования идей. Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия. Одна из самых распространенных форм групповой работы с родителями является родительское собрание.
Родительское собрание – это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации и обучения, развития и воспитания своих детей. Родительское собрание – это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций; решение наиболее важны насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т.д. Среди многих форм работы с родителями (организация «дней открытых дверей», различные формы участия в делах ДОУ и т.д.) ведущей стороной во всех формах сотрудничества с родителями остается родительское собрание.
Как правило, родительское собрание состоит из двух частей:
- общей части (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.);
- индивидуальной части, растянутой по времени (индивидуальная консультация нескольких родителей по интересующим их вопросам).
Многие привыкли думать, что человек ходит на родительское собрание, чтобы уставать, терпеть, преодолевать трудности, мучиться от неорганизованности и возвращаться домой как «выжатый лимон». Чтобы изменить подобный стереотип, нужно создать другие условия.
Родительское собрание не должно только контролировать успехи детей. Необходимо пытаться превратить родительское собрание из скучного мероприятия в хорошую традицию, в занятие по «реализации потребностей» родителей в доверии и понимании, принятии и уважении.
Итак, как повысить эффективность родительского собрания? Необходимо ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные. Организуя родительское собрание воспитателю важно учитывать следующие принципам:
- активности *следовать желаниям родителей);
- оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);
- значимости (выбранные для обсуждения темы, проблемы должны быть актуальны и принимаемы изнутри);
- результативности;
- сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий семьи и образовательного учреждения).
Важно проводить собрания, тема которых актуальна в определенный возрастной период. Воспитатель заранее сообщает тему родителям, проводит всю техническую подготовительную работу. Необходимо вовремя начинать родительское собрание.
Для того, чтобы преодолеть индифферентное отношение родителей к образовательному процессу в детском саду («Мы привели ребенка, внесли плату за сад, а вы учите и воспитывайте») важно использовать интерактивные формы родительских собраний. К таким формам относится «мозговой штурм» («брейнстроминг»), который заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный промежуток времени. «Мозговой штурм» состоит из следующих этапов:
- Генерация идей .На этом этапе создается атмосфера свободного высказывания различных идей и мнений:
- исключается критика, можно высказывать любую идею;
- поощряется фантазирование – чем неожиданней звучит идея, тем она может быть интересней;
- количество предлагаемых идей должно как можно большим;
- предложенные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их;
- каждый участник может комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.
- Критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов. Оценка может быть организована следующими способами:
- педагог благодарит родителей за проделанную работу и потом анализирует, какие идеи возможно применить на практике;
- родители разрабатывают критерии оценки идей, и все идеи записываются ;
- родители выбирают наиболее ценные идеи, располагают их по степени важности и обосновывают их реализацию;
- идеи тестируются методом «от противного»: почему данная идея, если ее реализовать провалится;
- группа родителей выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и обосновывает важность реализации;
- родители вместе с педагогом обсуждают итоги работы, включающие в себя оценку эффективности, рефлексию
Таким образом, брейнсторминг способствует тому, что обсуждаемая проблема становится значимой не только для педагогов, но и для родителей. Они почувствовали свою причастность к образовательному процессу, с большим интересом принимают участие в реализации мероприятий. Тем самым удается достичь цели создания партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников
Еще одна из форм интерактивного общения воспитателя и родителя является дискуссия. Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.
Приемы организации дискуссий
- «Круглый стол» - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом).
- «Форум» - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями.
- «Симпозиум» - более формализованное, по сравнению с предыдущими, обсуждение, в ходе которого родители, педагог, приглашенные (психолог, логопед, старший воспитатель) выступают с сообщениями, представляющие свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.
- «Дебаты» - обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент».
Приемы активизации творческого потенциала
родителей в условиях группового взаимодействия
- «Мозговая атака» Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
- «Список прилагательных и определений». Список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.
- «Ассоциации». На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее существующий момент , затем по ассоциации другой символ, пока не придет подходящая идея решения.
- «Коллективная запись». Каждый из участников получает «записную книжку», где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации для ее решения( например, как заинтересовать ребенка чтением, как повысить интерес к спорту и т.д.). Участники независимо друг от друга заносят в «блокнот» свои мысли, соображения, определяют наиболее важные из них. Затем записи передаются педагогу, приглашенным специалистам, и группа проводит дискуссию, при этом можно использовать «Мозговой штурм».
- «Запись на листе» Сущность приема состоит в том, что при обсуждении какой-либо проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Вводится запрет на критику. Проблему необходимо формулировать как можно более конкретно.
- «Большая мечта». Предлагается свободно помечтать, затем думать, читать, изучать, все, что имеет отношение к этой мечте или к какому-нибудь ее элементу. Наконец, можно попытаться осуществить мечту. (Например, семья будущего, идеальный отдых с ребенком).
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанников.
Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанниковПамятки для воспитателей. Методы работы с родителями...
Выступление на педсовете по теме: "Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей"
Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детского сада о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детско...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей»
Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей....

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей» 2017 год
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...
Консультация для педагогов «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ».
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотруднич...

Консультация для педагогов на тему" Методы взаимодействия педагога с родителями"
взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.К традиционным методам относятся: анкетирование, родительские...
Мастер-класс "Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива"
Работа с родителями одно из самых сложных, но интересных направлений. В сплоченном коллективе быстрее будут решаться любые задачи. Это возможно, если между людьми есть доверие, взаимопонимание и подде...
