Консультация для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
материал (средняя, старшая группа)

Иванцова Наталья Владимировна

В консультации даны рекомендации по использованию художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Также имеется список произведений гражданско-патриотической направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Патриотизм — это не только преданность своему народу, Отечеству, но в то же время это и уважение, «сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в России».

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств и высоких моральных ценностей, способности проявлять их в интересах Отечества; воспитание преданного отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, любящего свою Родину патриота.

Основные задачи патриотического воспитания:

  • Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной деревне, городу.
  • Формирование бережного отношения к родной природе.
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.
  • Расширение представлений о России, о столице своей Родины.
  • Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном станы, нашего города и района.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
  • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям

Осуществляя всесторонний анализ системы патриотического воспитания в настоящее время, А.К. Быков высказал несколько концептуальных соображений, имеющих значение для теории и практики.

Во-первых, он разделил обновленную систему ценностей современного патриотического воспитания на четыре сферы:

1. Духовно-патриотическая. Это признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость.

2. Нравственно-патриотическая. Это любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким.

3. Историко-патриотическая. Это верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений.

4. Государственнo-патриотическая. Это приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества.

Исследователи выделяют основные этапы патриотического воспитания:

Первый этап – базовый (предварительный) – на этом этапе происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения.

Второй этап – художественно-ознакомительный. На этом этапе происходит ознакомление с народными искусствами и промыслами, традициями, национальными праздниками, народными играми, устным народным творчеством (сказками, былинами, поговорками и пословицами).

Третий этап – когнитивно-эмоциональный. На этом этапе происходит развитие интереса к своей стране, малой родине. В том числе к ее истории, достопримечательностям, известным людям, прославившим свой город.

Четвертый этап – эмоционально-действенный. Он заключается в формировании желания и умения реализовать отношения и полученные знания в разных видах деятельности. Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные методы организации деятельности детей.

В своей работе можно использовать разные формы воспитания: целевые прогулки, к памятникам, монументам, в краеведческий музей. Так же используются различные формы работы с детьми - это рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного город; наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках); демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций; знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми; знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. Именно художественная литература помогает решить поставленную задачу.

С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.

Задача педагога - прочитать произведение детям и помочь им раскрыть смысл книги, усвоить ее нравственное содержание. Работа, направленная на осознание детьми морального смысла действий литературных героев, побуждает дошкольников делать собственные выводы, включаться в поиск доказательств, характеризующих образ литературного героя. При этом у детей не только закрепляются знания о моральных нормах, но и пробуждаются соответствующие чувства, что влияет на более глубокое осознание значимости поступков, соответствующих нормам морали.

Художественная литература является органичной для каждого ребенка, так как она использует понятное и знакомое ребенку с раннего детства средство - слово. Слушая или читая художественную литературу, направленную на воспитание моральных качеств, в том числе патриотизма, ребенок находит в литературе эталоны любви к Родине. Как правило, в детской литературе мало полутонов, поступки зачастую делятся на плохие и хорошие, честные и бесчестные.

Русская детская литература имеет множество прекрасных образцов, которые могут способствовать всестороннему развитию ребенка и формированию патриотизма у детей. Например, в этом отношении бесценным представляется творчество прекрасных детских писателей - Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского, С.А. Михалкова. Особенно сильное воспитательное воздействие на развитие патриотизма у детей оказывают рассказы, в которых главными героями являются сами дети и описываются такие жизненные бытовые ситуации, которые, скорее всего, происходили почти со всеми детьми. Чтобы поговорить с детьми на тему «Наши защитники в мирные дни» для чтения с детьми подойдет стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Целое занятие можно посвятить чтению стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», а затем беседе по нему. Чтению отрывка из этого стихотворения о службе в армии побудит в детях чувство гордости за свою армию. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. В дошкольных организациях используется целый ряд комплексов по патриотическому воспитанию с использования художественных произведений: педагогические проекты, игротека, концерты, досуги и конечно же является непосредственная образовательная деятельность. Каждый комплекс направлен на воспитание ребенка, так как группа старшего дошкольного возраста, то в это время дети начинают переживать, ставят себя на место героев произведения.

Произведения устного народного творчества помогут сформировать у детей такие понятия, как «Родина», «Малая Родина». Для этого можно использовать пословицы и поговорки о Родине.

Приобщение детей к культурным традициям нашего народа проходит путем проведения народных праздников (Масленица, Святки, Пасха) – знакомимся с закличками, колядками.

Дошкольный возраст – это возраст, когда ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка, обязательно найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Дошкольникам предоставляется возможность самим увидеть в произведение отношение героев к Родине. Например, в произведении А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отсутствует прямое отношение к родине. В произведение говорится о тридцати трех богатырях, которые служили для того, чтобы защищать родину от врагов.

Так же есть упоминание о богатырях и в народных сказках «Соловей Разбойник», «Финист-ясный сокол», «Никита Кожемяка» и в многих других произведения.

О героях Великой Отечественной войны дети узнают из рассказов. Стихи и рассказы о войне действуют на сознание детей вдохновляюще. Дети сопереживают и сочувствуют героям, они пропускают через себя всю жестокость и беспощадность войны, негодуют против нападений на беззащитных людей. Можно прочитать следующие произведения: М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», С. Алексеев «Ночной таран».

Привлечь интерес к миру природы родного края помогут следующие произведения: В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», Г. Снегирев «Ласточка», И. Соколов – Микитов «Лисья нора».

Кроме непосредственной образовательной деятельности, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Художественная литература является действенным способом воспитания патриотизма у детей, так как она не только сообщает ребенку о данной моральной норме, а благодаря художественному слову воздействует на чувства и сознание ребенка, в том числе и на воспитание патриотизма.

Подборка детских литературных произведений гражданско-патриотической направленности.

Произведения по теме «Родина моя»

(наша страна, наша армия, освоение космоса)

А. Барто «На заставе»

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

Е. Благинина «Шинель»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

К. Чуковский «Федорино горе»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

Н. Носов «Незнайка на луне»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

А. Митяев «Мешок овсянки»

А. Прокофьев «Родина»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»

Е. Пермяк «Мамина работа»

З. Александрова «Дозор», «Родина»

К. Симонов «Сын артиллериста»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»

М. Родина «мамины руки»

М.Ю. Лермонтов «Родина»

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»

С. Михалков «Моя улица».

А. Барто «Веревочка», «На заставе»

А. Дугилов «Моя улица».

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Землянка», «Мешок овсянки»

А. Прокофьев «Родина»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

В.Н.Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»

Е. Благинина «Шинель»

З. Александрова «Дозор», «Родина»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»

М.Ю. Лермонтов «Родина»

Н. Носов «Незнайка на луне».

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

С. Михалков «Моя улица»

С. Баруздин «За Родину»

С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Ю.А. Гагарин «Вижу землю»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы".

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"....

Доклад на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, спос...

Консультация. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотиз...

Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содер...

консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Задачи:•Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству;•Формирование гуманного и культурного поведения , толерантного сознания;•Воспитывания уважения к людя...

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысл...