Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
материал ( группа) на тему

Щеглова Людмила Викторовна
Консультация для педагогов 
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

                  В современных социально-экономических условиях межличностные отношения в семье претерпевают существенные изменения. Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка. Вместе с тем, развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. Многолетний опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы. Поэтому нужна такая система работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей. Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Огромную помощь в развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово, является весьма важным фактором в формировании воображения и образной речи детей дошкольного возраста. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок формируют у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, повышают наблюдательность. Загадывание и отгадывание загадок — своеобразная проверка способности ребенка мыслить образами, мыслить поэтически. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на данном возрастном этапе они уже овладевают словом в такой мере, что их речь приближается по структуре к речи взрослого человека. В основном у дошкольников сформулировано звуко и словопроизношение, имеется достаточный словарный запас, наличествуют все грамматические категории разговорного языка (дети изменяют слова по падежам, числам, родам, согласуют их в предложении). Вместе с тем, эмоционально-образное восприятие детьми окружающей действительности развито слабо. Еще дети испытывают затруднения:

-   при построении развернутых высказываний;

-     при налаживании эмоциональных связей с окружающими;

-    при формулировании мыслей, построении сообщений текста;                                                                                                                                                                 Я предполагаю, что если совершенствовать процесс эмоционального восприятия произведений художественной литературы и фольклора, обогащать речевую среду в группе дошкольников, то это позволит:

 -          расширять активный словарь детей;

-          развивать чувственное восприятие литературных произведений;

-          обогащать эмоциональную сферу ребенка;

-          расширить их кругозор и воспитать интерес к речи.

Формой методического комплекса может выступить перспективный план образовательной работы, построенный с учетом следующих дидактических принципов:

-          последовательности;

-          системности;

-          постепенного и поступательного усложнения материала.

Работа над выразительностью речи позволяет решать все задачи речевого развития ребенка. Восприятие слова требует сформированности звуковой культуры, для употребления слова в связной речи нужно иметь согласовывать его с другими, а чтобы выразить словом свою мысль, нужно понимать значение употребляемых слов.

На протяжении нескольких лет экспериментальной работы мною отбирались разработки интересных занятий не только по развитию речи, но и по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, так как эти разделы тесно связаны с формированием речевых навыков дошкольников. В формировании начальных представлений о слове большая роль отводилась словесным играм. Именно они помогают не только ввести слово в словарь ребенка, но и почувствовать, услышать, увидеть его лексическую особенность. Такие игры — обязательная часть обучающих занятий и элемент любого вида образовательной работы. Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора позволила:

-          создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка литературных и фольклорных произведений, их выразительных средств, (как средства выразительности);

 -          вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение и произведение устного народного творчества;

-          сформировать интерес к образам произведений словесного искусства; обеспечила:

-          формирование понимания содержания произведений словесного творчества народа и литературы (о чем говорится);

-          поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа и литературы;

 -          поощрять желание детей придумывать сказку, загадку, пословицу, рассказать стихотворение

Все вышеперечисленное способствует формированию творческой активности в речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов литературных произведений и произведений устного — народного творчества.

Список используемых источников.

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Конвенция ООН о правах ребенка.

3. Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4. http://nsportal.ru. Социальная сеть работников

5. http://www.maam.ru. МааМ.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора".

Предлагаю вашему вниманию презентацию " Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора". Данная презентация может быть использована воспитателями всех возрастных групп ...

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)

Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Особенно  велика ее роль в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родн...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...