Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему

Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора  (образ лисы в русских народных сказках)

Т.В. Летучева

МБДОУ ЦРР – детский сад № 459, воспитатель

Актуальность проблемы развития речи всегда будет иметь место в воспитании детей дошкольного возраста, так как речь является инструментом общения и познания. Освоение языка, грамматического строя речи даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы. Важной предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация среды.

Одним из направлений в моей работе, является устное народное творчество, народная педагогика, которая на протяжении многих лет создавала  и собирала замечательные жемчужины:  частушки, потешки, сказки, в котором реальный мир предметов и действий и действий представлен ярко, художественно и, что важно, понятно даже самым маленьким детям.

Не могу не сказать о значимости театрализованной деятельности для речевого развития детей. В ходе работы с детьми использовалась драматизация сказок. Всё это, несомненно, способствует развитию образности речи дошкольника. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй и образность.

Так в нашей группе родился проект «Образ лисы в русских народных сказках»

Цель:

-  формировать умение детей понимать художественные произведения с их специфическими словесными изобразительными средствами, обращая их внимание на образность и выразительность языка литературных произведений.
-  формировать умение оценивать поступки героев, понимать их  характер и настроение; формировать интерес к театрализованной деятельности.

Задачи:

 - вызвать у детей  интерес к русским народным сказкам.

- развивать способность слушать сказки, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета;

-  развивать умения использовать образные выражения в разговорной речи

-  расширять и активизировать словарный запас детей.

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

-  развивать творческие способности у детей.

-  формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство сострадания,

взаимопомощи, положительные черты характера.

- воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в игре.

Формы работы:

  • Чтение сказок
  • Знакомство со сказками
  • Рассматривание книг, иллюстраций
  • Рисование героев сюжета сказки, изготовление поделок
  • Совместная работа с родителями
  • Драматизация сказок

Технологический подход

I этап нашей работы: чтение художественного произведения (подборка книг, сказок, рассказов)

II этап:  знакомство со сказкой (классификация сказки – волшебная, о животных, бытовая)

III этап: объяснение непонятных слов, образных выражений.

Закоулок. Небольшой, глухой переулок (небольшая, обычно узкая улица).

«Избушка лубяная» (Строили из дерева: срубали дерево, очесывали кору, оставалось твердое тело дерева – луб. Получалась изба - лубяная)

Клочок. То же, что клок – пучок, торчащая прядь; обрывок, лоскут, небольшой кусочек шерсти оторвавшийся кусок чего-нибудь.

Печь.  Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи.

Плутовка.  (ловкая обманщица, мошенница, бездельница)

Пята – пятка

IV этап: рассматривание картинок, иллюстраций к сказке

V этап: выбор персонажа (наиболее понравившегося)

      VI этап: карта, описывающая образы и качества характера лисы 

Образ лисы

Образ лисы

Название сказки

Хитрая

«Лиса и волк» «Лиса и козёл»

Доброжелательная

«Теремок», «Кот и лиса»

Льстивая

«Кот, лиса и петух», «Колобок»

Воровка

«Лиса и медведь», «Кот, лиса и петух», «Лиса и кувшин»

Жадная

«Лиса и журавль»

Неосторожная

«Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой»

Жертва обмана

«Лиса и рак»

Спасительница

«Снегурушка и лиса»

Обманщица

«Лиса и волк» «Кот, лиса и петух» «Лиса и медведь»  «Лисичка со скалочкой»

«Лиса и кувшин» «Кот и лиса» «Колобок»

Качества характера лисы

Отрицательные

Положительные

Притворщица

Ласковая

Воровка

Добрая

Обманщица

Сообразительная

Злая

Ловкая

Льстивая

Находчивая

Мстительная

Заботливая

Хитрая

Сладкоежка

Жестокая

Лживая

Расчётливая

Жадная

Неосторожная

Глупая

Подлиза

Трусливая

Нахальная

Обсудили образ лисы в русских народных сказках, в каких – то она хитрая, льстивая, доброжелательная….  

Отметили черты характера лисы. Мы привыкли видеть лису в сказках хитрой, жадной, поэтому попытались  увидеть не только отрицательные черты характера, но и положительные: ласковая, сообразительная заботливая…

Чтобы детям всё это было наглядно, мы сделали плакат, на котором изображены картинки сказок, где лиса выступает в определённом образе. 

VII этап: высказывание собственного мнения детей (что делает? какая она? какое у неё настроение?)

VIII этап: реализация продуктивной деятельности, обсуждение (совместная работа с детьми с использованием различных техник: рисование, обрывная аппликация, скатывание салфеток, пластилинография).

Во время  совместной работы  ещё раз проговаривали с детьми настроение лисы – хитрая, неосторожная, обманщица…..

Родителям было предложено, совместно с детьми воспроизвести в виде поделки образ лисы в понравившейся сказке. Так возникла выставка «В сказку за сказкой», где каждая поделка выражает свой определённый образ и характер лисы.                                                                                  

IX этап: постановка драматизация сказки «Заюшкина избушка», в ходе которой дети показали приобретённые навыки и умения непосредственно и выразительно перевоплощаться, импровизировать, преодолевать застенчивость и приходить на помощь товарищу

X этап: завершающим этапом данной работы стала презентация детьми образа любимого героя сказки, где каждый ребёнок высказал своё мнение по характеру лисы в своей поделке, пересказал отрывок полюбившейся сказки. 

Использование театрализованной деятельности для развития речи детей позволило  повысить уровень образной речи дошкольников. Через образы, краски, звуки дети знакомились  с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляла их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Улучшилась диалогическая речь, ее грамматический строй.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

"ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР с использованием наглядного моделирования на основе русской народной сказки "Варежка"

В презентации предствален практический  материал по развитию связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники. Мнемотаблицы-схемы, использованые в дида...

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Итоговое занятие по развитие речи детей посредством художественной литературы в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»

            В детстве мы все верим в чудеса. Эту великолепную радость дарят нам волшебные  сказки. В сказках мы попадаем в МИР волшебства, чудес и в...

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы"во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Снегурушка и лиса"

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы"во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Снегурушка и лиса"...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...