Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему
Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obraznosti_rechi_doshkolnikov_sredstvami_hudozhestvennoy_literatury_i_folklora.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)
Т.В. Летучева
МБДОУ ЦРР – детский сад № 459, воспитатель
Актуальность проблемы развития речи всегда будет иметь место в воспитании детей дошкольного возраста, так как речь является инструментом общения и познания. Освоение языка, грамматического строя речи даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы. Важной предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация среды.
Одним из направлений в моей работе, является устное народное творчество, народная педагогика, которая на протяжении многих лет создавала и собирала замечательные жемчужины: частушки, потешки, сказки, в котором реальный мир предметов и действий и действий представлен ярко, художественно и, что важно, понятно даже самым маленьким детям.
Не могу не сказать о значимости театрализованной деятельности для речевого развития детей. В ходе работы с детьми использовалась драматизация сказок. Всё это, несомненно, способствует развитию образности речи дошкольника. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй и образность.
Так в нашей группе родился проект «Образ лисы в русских народных сказках»
Цель:
- формировать умение детей понимать художественные произведения с их специфическими словесными изобразительными средствами, обращая их внимание на образность и выразительность языка литературных произведений.
- формировать умение оценивать поступки героев, понимать их характер и настроение; формировать интерес к театрализованной деятельности.
Задачи:
- вызвать у детей интерес к русским народным сказкам.
- развивать способность слушать сказки, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета;
- развивать умения использовать образные выражения в разговорной речи
- расширять и активизировать словарный запас детей.
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
- развивать творческие способности у детей.
- формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство сострадания,
взаимопомощи, положительные черты характера.
- воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в игре.
Формы работы:
- Чтение сказок
- Знакомство со сказками
- Рассматривание книг, иллюстраций
- Рисование героев сюжета сказки, изготовление поделок
- Совместная работа с родителями
- Драматизация сказок
Технологический подход
I этап нашей работы: чтение художественного произведения (подборка книг, сказок, рассказов)
II этап: знакомство со сказкой (классификация сказки – волшебная, о животных, бытовая)
III этап: объяснение непонятных слов, образных выражений.
Закоулок. Небольшой, глухой переулок (небольшая, обычно узкая улица).
«Избушка лубяная» (Строили из дерева: срубали дерево, очесывали кору, оставалось твердое тело дерева – луб. Получалась изба - лубяная)
Клочок. То же, что клок – пучок, торчащая прядь; обрывок, лоскут, небольшой кусочек шерсти оторвавшийся кусок чего-нибудь.
Печь. Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи.
Плутовка. (ловкая обманщица, мошенница, бездельница)
Пята – пятка
IV этап: рассматривание картинок, иллюстраций к сказке
V этап: выбор персонажа (наиболее понравившегося)
VI этап: карта, описывающая образы и качества характера лисы
Образ лисы
Образ лисы | Название сказки |
Хитрая | «Лиса и волк» «Лиса и козёл» |
Доброжелательная | «Теремок», «Кот и лиса» |
Льстивая | «Кот, лиса и петух», «Колобок» |
Воровка | «Лиса и медведь», «Кот, лиса и петух», «Лиса и кувшин» |
Жадная | «Лиса и журавль» |
Неосторожная | «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой» |
Жертва обмана | «Лиса и рак» |
Спасительница | «Снегурушка и лиса» |
Обманщица | «Лиса и волк» «Кот, лиса и петух» «Лиса и медведь» «Лисичка со скалочкой» «Лиса и кувшин» «Кот и лиса» «Колобок» |
Качества характера лисы
Отрицательные | Положительные |
Притворщица | Ласковая |
Воровка | Добрая |
Обманщица | Сообразительная |
Злая | Ловкая |
Льстивая | Находчивая |
Мстительная | Заботливая |
Хитрая | Сладкоежка |
Жестокая | |
Лживая | |
Расчётливая | |
Жадная | |
Неосторожная | |
Глупая | |
Подлиза | |
Трусливая | |
Нахальная |
Обсудили образ лисы в русских народных сказках, в каких – то она хитрая, льстивая, доброжелательная….
Отметили черты характера лисы. Мы привыкли видеть лису в сказках хитрой, жадной, поэтому попытались увидеть не только отрицательные черты характера, но и положительные: ласковая, сообразительная заботливая…
Чтобы детям всё это было наглядно, мы сделали плакат, на котором изображены картинки сказок, где лиса выступает в определённом образе.
VII этап: высказывание собственного мнения детей (что делает? какая она? какое у неё настроение?)
VIII этап: реализация продуктивной деятельности, обсуждение (совместная работа с детьми с использованием различных техник: рисование, обрывная аппликация, скатывание салфеток, пластилинография).
Во время совместной работы ещё раз проговаривали с детьми настроение лисы – хитрая, неосторожная, обманщица…..
Родителям было предложено, совместно с детьми воспроизвести в виде поделки образ лисы в понравившейся сказке. Так возникла выставка «В сказку за сказкой», где каждая поделка выражает свой определённый образ и характер лисы.
IX этап: постановка драматизация сказки «Заюшкина избушка», в ходе которой дети показали приобретённые навыки и умения непосредственно и выразительно перевоплощаться, импровизировать, преодолевать застенчивость и приходить на помощь товарищу
X этап: завершающим этапом данной работы стала презентация детьми образа любимого героя сказки, где каждый ребёнок высказал своё мнение по характеру лисы в своей поделке, пересказал отрывок полюбившейся сказки.
Использование театрализованной деятельности для развития речи детей позволило повысить уровень образной речи дошкольников. Через образы, краски, звуки дети знакомились с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляла их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Улучшилась диалогическая речь, ее грамматический строй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...
"ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР с использованием наглядного моделирования на основе русской народной сказки "Варежка"
В презентации предствален практический материал по развитию связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники. Мнемотаблицы-схемы, использованые в дида...
Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”
Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....
Итоговое занятие по развитие речи детей посредством художественной литературы в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
В детстве мы все верим в чудеса. Эту великолепную радость дарят нам волшебные сказки. В сказках мы попадаем в МИР волшебства, чудес и в...
Конспект занятия по "Чтению художественной литературы"во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Снегурушка и лиса"
Конспект занятия по "Чтению художественной литературы"во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Снегурушка и лиса"...
Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»»
Конспект занятия в середней группе по восприятию художественной литературы...