Главные вкладки

    Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”
    материал по развитию речи (старшая группа) на тему

    Скорадешкина Наталья Михайловна

    Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie_rech.docx24.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сообщение на тему:

    “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

    Работу выполнила :

    Воспитатель первой категории МБДОУ “Детский сад №124”

    Скорадешкина Наталья Михайловна.

    Дзержинск, 2017г                                      

    В современных социально-экономических условиях межличностные отношения в семье претерпевают существенные изменения. Ребенок растет и развивается, будучи предоставленным самому себе. Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется дефицит общения детей и родителей. Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность. Как отмечает Лашкова Л. «в настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов»

    Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений; что обедняет не только речь, но и душу ребенка. Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка. Вместе с тем, развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. 

    -       сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением сначала и компьютерами потом; Похожая статья: Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности -       значительно снизился уровень культуры речи самого общества; -       из семьи ушла «Умная» книга.

    Поэтому нужна такая система работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей. Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Похожая статья: Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок может не только пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако процесс формирования речи дошкольников не может быть механическим — это совместная работа ума и чувств, и требует педагогической поддержки. Для развития образности речи важно использовать вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, пауза) средства. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Огромную помощь в развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств. На все случаи жизни у народа есть меткое слово. «На всякого Егорку есть поговорка». Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово, является весьма важным фактором в формировании воображения и образной речи детей дошкольного возраста. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок формируют у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, повышают наблюдательность. Загадывание и отгадывание загадок — своеобразная проверка способности ребенка мыслить образами, мыслить поэтически. Играя словами, звуками, рифмами, смыслами, ребенок погружается в тайны языка, его словарного фонда, фонетической (звуковой) системы, грамматического строя. Овладеть словом, приобщиться к сокровищнице родного языка, — быть может, самая важная задача в дошкольном возрасте. Целенаправленная работа по развитию речи весьма ответственный раздел в обучении дошкольников. В основу моей работы легли результаты экспериментальных исследований по формированию у дошкольников активного словаря. Проведенный мною анализ программ развития и воспитания дошкольников («Развитие», «Радуга», «Истоки», «Детство») показал, что наличие общих задач по развитию речи детей, общих методических рекомендаций, перечней литературы, рекомендуемых для чтения и обсуждения, все же не позволяют достичь необходимого результата, а именно: сформировать у дошкольников развитую, выразительную образную речь. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на данном возрастном этапе они уже овладевают словом в такой мере, что их речь приближается по структуре к речи взрослого человека. В основном у дошкольников сформулировано звуко- и словопроизношение, имеется достаточный словарный запас, наличествуют все грамматические категории разговорного языка (дети изменяют слова по падежам, числам, родам, согласуют их в предложении). Вместе с тем, эмоционально-образное восприятие детьми окружающей действительности развито слабо. Еще дети испытывают затруднения: -          при построении развернутых высказываний; -          при налаживании эмоциональных связей с окружающими; -          при формулировании мыслей, построении сообщений текста; Похожая статья: Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста -          при налаживании с собеседником речевого взаимодействия; -          при выделении образных выражений в тексте; -          при использовании доступных детям языковых средств выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в собственной речи; -          при экспериментах со словами (словотворчестве, рифмотворчестве). Очевидно, что дети недостаточно умело пользуются несловесными средствами общения: интонацией, жестами, мимикой, пантомимой. Я предполагаю, что если совершенствовать процесс эмоционального восприятия произведений художественной литературы и фольклора, обогащать речевую среду в группе дошкольников, то это позволит: -          расширять активный словарь детей; -          развивать чувственное восприятие литературных произведений; -          обогащать эмоциональную сферу ребенка; -          расширить их кругозор и воспитать интерес к речи. Формой методического комплекса может выступить перспективный план образовательной работы, построенный с учетом следующих дидактических принципов: -          последовательности; -          системности; -          постепенного и поступательного усложнения материала. Работа над выразительностью речи позволяет решать все задачи речевого развития ребенка. Восприятие слова требует сформированности звуковой культуры, для употребления слова в связной речи нужно иметь согласовывать его с другими, а чтобы выразить словом свою мысль, нужно понимать значение употребляемых слов. Исходя из вышеизложенного, мною предлагаются следующие основные направления образовательной работы. 1. Обогащение словаря детей путем установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием. Основная цель: формирование начальных представлений о слове. Актуальность: Качественный и количественный анализ результатов изучения словарного запаса дошкольников позволяет сделать следующие выводы: -          преобладают слова «бытового» характера; -          отсутствуют слова — эпитеты, сравнения, определения, сложные прилагательные; -          количественный состав словаря не соответствует нормативным показателям. Задачи работы по направлению: -          выделение слова как объекта изучения -          установление основной функции слова — номинации (название) -          ознакомление с элементарными способами словообразования и словотворчества. -          подведение к пониманию многозначности и метафоричности слова Обогащение словаря осуществляется посредством: -          выделения образных выражений в тексте; -          установления связи между номинальным понятием и его эмоциональным содержанием; -          словарных игр и упражнений. Предполагаемый результат -          осознанное грамматически правильное использование слова в речи; -          количественное и качественное увеличение словарного запаса дошкольников. 2. Обогащение эмоциональной сферы ребенка. Основная цель: формирование навыков понимания эмоций, душевного состояния человека. Актуальность: В последние годы развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств (нельзя плакать, нельзя громко говорить) влекут за собой потерю той природной естественности, спонтанности, обаяния, грации, которой облагает ребенок с рождения. Задачи работы по направлению: -          расширить представления детей об эмоционально мире человека; -          обучить средствам эмоциональной выразительности (мимика, жест, интонация); -          развивать способность управлять своими эмоциями. Реализация задач осуществляется посредством: -          показа характерных движений животных; -          работы над голосом — звукоподражание; -          «оживления» и «озвучивания» образных слов; -          инсценирования сказок, диалогов, персонажей, отрывков из стихотворений и рассказов; -          театрального моделирования (например, монолог геометрической фигуры). Предполагаемый результат: Дети научатся «чувствовать» слово, понимать внутреннее, эмоциональное содержание образных выражений; передавать свои чувства различными средствами выразительности. 3. Развитие чувственного восприятия литературных произведений. Основная цель: Научить детей понимать художественные произведения с их специфическими словесными изобразительными средствами, обращая их внимание на образность и выразительность языка литературных произведений. Актуальность: неправильный подход к организации детского чтения в семье: -          подбираются неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения; -          «механическое» чтение, исключающее работу по содержанию; -          чтение не нацелено на пробуждение эмоций и чувств, что ведет к общему оскудению речи. Задачи работы по направлению: -          формировать навыки замечать и выделять эпитеты, сравнения (ласковое слово, что весенний день), иронию (грозен Семен, а боится Семена одна ворона), выделяя их в литературном тексте; -          научить понимать фразеологизмы, сравнения, определения, образные слова; -          учить установлению связи между номинальным понятием образного слова, выражения и его эмоциональным содержанием. Формы реализации поставленных задач: -          комплекс занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы; -          словарные и дидактические игры; -          беседы по содержанию произведений изобразительного искусства. Предполагаемый результат: У детей будут сформированы навыки эмоционального восприятия произведений художественной литературы. 4.     Общее развитие речи дошкольников путем целенаправленной активизации речевых средств выразительности. Основная цель: Создать условия для активизации освоенных детьми речевых средств выразительности в процессе общения, игровой и учебной деятельности. Актуальность: многие получаемые ребенком знания зачастую не находят применения в его повседневной жизни. Поэтому они не только не развиваются, но со временем утрачиваются. Задачи по направлению работы: -          закрепить полученные представления о средствах выразительности речи; -          обучать детей использованию образных выражений и фразеологизмов в повседневной жизни. Реализация задач возможна посредством: -          обучения творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи; -          бесед и упражнений по проблемным ситуациям в жизни детского коллектива; -          поощрения использования образных выражений в собственной речи, выделения их в речи сверстников. Предполагаемый результат: У детей будет сформирован устойчивый интерес к речевой деятельности. Они приобретут реальный опыт использования различных речевых изобразительных средств в повседневной жизни. Достижение поставленных целей возможно только при комплексном и последовательном подходе к организации обучения. Определить последовательность решения каждой из этих задач, возможные способы их взаимодействия в различных формах образовательной работы — задача, которая решается перспективным планированием. На протяжении нескольких лет экспериментальной работы мною отбирались разработки интересных занятий не только по развитию речи, но и по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, так как эти разделы тесно связаны с формированием речевых навыков дошкольников. В формировании начальных представлений о слове большая роль отводилась словесным играм. Именно они помогают не только ввести слово в словарь ребенка, но и почувствовать, услышать, увидеть его лексическую особенность. Такие игры — обязательная часть обучающих занятий и элемент любого вида образовательной работы. Предлагаемая система работы по развитию образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора позволила: -          создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка литературных и фольклорных произведений, их выразительных средств, таких как эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры (как средства выразительности) и т. п. -          вызвать эмоциональный отклик на литературное произведение и произведение устного народного творчества; -          сформировать интерес к образам произведений словесного искусства; обеспечила: -          формирование понимания содержания произведений словесного творчества народа и литературы (о чем говорится); -          овладение детьми умением вычленять языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т. п. (не обозначая терминами) с помощью вопросов типа: как в произведении описывается предмет (явление)? Что говорится о нем? С чем сравнивается? Какой предмет? И т. п. Это является условиями формирования умения использовать доступные детям языковые средства выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в их собственной речи. помогла: -          поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа и литературы; -          поощрять желание детей придумывать сказку, загадку, пословицу, рассказать стихотворение и т. д. Все вышеперечисленное способствует формированию творческой активности в речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов литературных произведений и произведений устного — народного творчества.

    Литература: 1.                  Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание № 3/2009. 2.                  Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М. Просвещение, 1981. 3.                  Усова А. Родной язык в детском саду//Дошкольное воспитание № 6/2009. 4.                  Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: Фирма, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора".

    Предлагаю вашему вниманию презентацию " Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора". Данная презентация может быть использована воспитателями всех возрастных групп ...

    Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)

    Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...

    Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

    Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

    Развитие личности дошкольника средствами художественной литературы и фольклора

    Художественная литература и фольклор имют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей....