Родительское собрание на тему: "Развитие речи по средствам художественной литературы и фольклора"
консультация (младшая группа)

Сорокина Елена Альбертовна

родительское собрание в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

       Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады встрече с вами на нашем родительском собрании.  

          Начать хотелось бы с приятного. Ваши дети очень наблюдательны. Они всегда подмечают наши внешние изменения. Новую прическу, одежду ,аксессуары. И всегда это подчеркивают. А сейчас мы хотим посмотреть на вашу наблюдательность друг к другу.                У меня в руках мяч, передавая его посмотрите на своего соседа и скажите ему комплимент.      

                                                    (игра "Комплимент")

           Приятно, правда? )

     

     Итак ,сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

     И тема собрания звучит так : "Развитие устной речи по средствам худ.литературы и народного фольклора" .

         Все мы хорошо знаем, как важно в дошкольном возрасте развить речь ребенка: сделать ее чистой, правильной, богатой; научить ребенка внимательно слушать и воспринимать информацию, точно и доступно выражать свои мысли. Одним из важнейших средств для достижения этой цели является чтение худ.литературы.

        В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

        Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения .Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Книга — это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческой мысли.

                                                                    (Николай Морозов, ученый)

       Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.        

     Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь человека, общества и природы, мир человеческих отношений. Она обогащает его эмоции.

           Внимание, викторина по сказкам. Подумайте и скажите название сказок:

- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят»)

- О ветеринаре. («Доктор Айболит»)

- Об общежитии для зверей. («Теремок»)

- О хлебобулочном изделии. («Колобок»)

- О деревянном мальчике. («Буратино»)

- О трудолюбивой девочке. («Золушка»)

        Перед нашей встречей мы проводили небольшое анкетирование, целью которой явилось узнать какое место в вашей семье занимает книга. Очень порадовало нас то  что в каждой семье есть книги, есть места где они лежат.

         «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, то  интерес к напечатанному слову  будет расти»

        Вот  несколько основных правил которые надо помнить если вы хотите привить любовь ребенку к книге и чтению :

     1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

     2. Окружайте ребёнка книгами.

     3. Читайте медленно и громко.

    4. Читайте книги снова и снова.

 Дети любят перечитывать любимые истории.  Если ребенок хочет еще раз ее почитать или послушать, не препятствуйте, прочтите снова. Тогда он сможет добраться до ее глубинного смысла.

     5. Читайте с ребёнком каждый день.

  Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Также читайте ребёнку перед сном. Сказка на ночь - это своеобразное пожелание спокойной ночи своему дорогому малышу. Сказка на ночь - это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами.

       Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности( эпитеты, сравнения и т. д.), обращать внимание на бережное отношение к книгам.

        Сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете сказки. Проведём викторину на сказки Чуковского. (Читаю первую строку, вы продолжаете)

- «И пришла к Айболиту лиса…» («ой меня укусила оса»)

-«Ехали медведи на велосипеде,» («а за ними кот задом наперед»)

-«Всех излечит, исцелит…»  («добрый доктор Айболит»)

-«И сейчас же брюки, брюки.» («так и прыгнули мне в руки»)

- «Тараканы прибегали» («все стаканы выпевали»)

-«Одеяло убежало, улетела простыня» («и подушка, как лягушка, ускакала от меня»)

-Хорошо, отлично справились.

        Мы активно пользуемся мнемотаблицами. И стихи заучиваем , и сказки рассказываем. Давайте попробуем вспомнить и рассказать по картинкам сказку "Рукавичка".

(по мнемотаблице)

           А теперь стихотворение "Тише, мыши - кот на крыше".

                (по мнемотаблице)

       Отлично. Вам будет задано домашнее задание. Дома самостоятельно нарисовать мнемотаблицу по сказке и принести до конца следующей недели.

       Хотелось бы немного вернуться к нашим проектным деятельностям, которые уже прошли - это изготовление осенних и зимних поделок. Хочется еще раз вас поблагодарить за прекрасные работы. Вы молодцы, каждая работа отличалась своей оригинальностью. Но! К сожалению были и те, кто проигнорировал . Это семьи Корецкого Савы и Боташевой Миланы. Мы надеемся, что и вы подключитесь к нашим проектам и тоже будете участвовать.

        Речь является одним из важных источников познания окружающего мира. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Освоение языка  дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Но не все дети одинаково успешно овладевают правильной устной речью.  

      К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями .  Все эти отклонения сами по себе  не исчезают и  при отсутствии специальной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка.

        Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

              В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:

- свободное речевое общение;

- культурно – языковая среда;

- обучение родному языку и речи на специальных занятиях;

- различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);

- художественная литература;

- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);

- использование произведений народного творчества;

- взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

        Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком:

      Игра «Скажи наоборот». Я говорю слово,  а вы его слово противоположность  (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

      Игра «Назови одним словом».  Я называю несколько слов , а вы называете  обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья. Бабочка , стрекоза, муравей, муха - насекомые. Стул, диван, кровать, шкаф - мебель ).

      Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

      Игра «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (Мяч - резиновый, круглый, большой, красный. Мороженое -  холодное, вкусное, мягкое, любимое. Ваш воспитатель - … ).

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,

по дороге в детский сад и т. д.

      Давайте немного отдохнем и проведем физ.минутку.  

       Чтобы обучение было более качественным, интересным, доступным для детей, мы также  выбрали направление в своей работе: «Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством-фольклором».

 

      Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

        Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

Знакомство с фольклором раскрывает в себе следующие задачи:

  1. Развитие произносительной стороны речи. Прежде всего, ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением.
  2. Совершенствовать словарь и мелкую моторику. При знакомстве детей с фольклором расширяется словарь детей, добиваемся , чтобы дети не только знали, но и понимали смысл необходимых слов. Используем различных пальчиковые игры.
  3. Создавать условия способствующие развитию активной речи. Умение детей слушать и понимать обращенную к нему речь, проговаривать фольклорные произведения, отвечать на вопросы и спрашивать.
  4. Развивать воображение, память, внимание.

       Мы используем  такие фольклорные формы как :

-потешки,прибаутки

-сказки

-считалки

-пальчиковые игры

-хор.игры

-загадки

-песенки

-повторялки

-пословицы и поговорки

кукольный театр...

       

        Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. Когда укладывала деток спать, во время умывания, причёсывания, еды, бодрствования:

Водичка – водичка

Умой моё личико

Чтобы глазоньки блестели

Чтобы щёчки краснели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Дети повторяют слова и выполняют правильные действия.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся

   Во время причёсывания после сна.

        А малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям:

Киска, киска, киска, брысь

На дорожку не садись,

Наша деточка пойдёт

Через киску упадёт.

        Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху-

Грру-грру-грру-у!

Наши курочки в окно

Ко-ко-ко!Ко-ко-ко!

А как Петя- петушок

Ранним-рано по утру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

        В таких народных произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит развивает речь.

         В  потешках малыши улавливают доброе, гуманное ко всему живому. Помогают привыкнуть к малознакомым людям. Благодаря фольклору  речь детей заметно улучшилась.

         Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Уже знакомы с многими и продолжаемся знакомиться с пальчиковыми играми, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи. Мы выучили много пальчиковых игр....и даже на прогулке дети между собой начинают в них играть, уже без воспитателей. Давайте поиграем в одну из них:

       "Наша бабушка идёт", "Стираем" 

                                (проиграть с родителями)

      Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями .

        Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение. Такие хороводные игры как «Паучок», «Пузырь», «Ворон», «Ходит Ваня» и др.

                     (проиграть с родителями)

        Во время игр всем детям хочется быть главным героем (петушком, зайчиком, паучком) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей. Считалки помогают вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство, чувство товарищества.

                                                  ( мнемотаблица с родителями)

Шла лисичка по тропинке

 и несла грибы в корзинке,

5 опят и 5 лисичек

         Для лисят и для лисичек.    

        В народных произведениях есть огромный материал для использования в сюжетно- ролевых играх. Так курочка-рябушка идёт на речку за водичкой – цыплят поить; кисонька - мурысонька идёт на мельницу за мукой, чтоб испечь прянички; сорока - белобока – кашу варит, чтобы деток кормить

        В потешках, песенках оживают явления природы ( «ночь пришла темноту привела», «Солнышко -  вёдрышко» обогрело «телят, да ягнят, да ещё маленьких ребят».

Дети очень любят проговаривать заклички солнцу, дождю, радуге:

(мнемотаблица с родителями):

Солнышко – вёдрышко

Выгляни в окошко

Твои детки плачут

По камушкам скачут.

 

Радуга – дуга

Не давай дождя

Давай солнышко – колоколнышко.

        Для развития внимания к звучащей речи стали учить детей совместно договаривать и проговаривать, выделяя голосом некоторые слова в тексте

Ай, качи – качи - качи

Глянь – баранки, калачи

Глянь – баранки, калачи

С пылу, жару из печи

С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи

Налетели тут грачи

Похватали калачи

Нам осталися

Ба-ра-ноч-ки.

        Чтобы речь детей стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использовали народные песенки «Сорока-белобока», «Идёт коза…»

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами

Кто кашу не ест

Молока не пьёт

Забодаю, забодаю, забодаю!!!

        В своей работе используем инсценирование народных произведений, что помогает добиться предельного понимания содержания и развитие речи:

Курочка – рябушка

Куда пошла?

- На речку

Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка – рябушка

Зачем тебе водичка?

- Цыплят поить

Как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

        Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлению с окружающим миром. Так при знакомстве со сказкой «Как коза избушку построила»   мы ее и читали , и смотрели мультик -  дети узнали о деревьях и их особенностях (на дубу растут жёлуди, с яблоньки падают яблочки). Под каким деревом можно построить избушку, а под каким нельзя.

           Из народных песенок дети узнают о быте народа его жизни.

   В народе дорожили колыбельным песенном мастерством и передавали из поколения в поколение. Песенки учат детей, что нужно делать если «ребёнок» заплакал. Его нужно погладить по головке,  качать, баюкать:

Люли, люлюшки, люли

Прилетели к нам гули

Гули, гулюшки

Сели в люлюшки

Они стали ворковать

Мою деточку качать

Прибаюкивать…

        Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости. Прежде чем отгадать загадку мы с детьми рассматривали предмет, выделяли основные признаки. Так загадка про цыплёнка:

Жёлтый, но не солнышко

Круглый, но не мяч

Пушистый, но не котёнок

        Народное творчество (фольклор) способствует развитию математических способностей. При знакомстве детей со счётом использую такие потешки, как: "1,2,3,4,5 - Палец большой, гусь молодой..."  (проиграть с родителями)

        Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач. Это и развитие слухового и фонематического восприятия. Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания, обогащение словаря ребёнка.

        Весь детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой.

        Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации. Так при прослушивании песенки «Пирожок» дети руками показывают, как мнут тесто, лепят пирожок. Во время прослушивания народной песенки:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой бабушки

Испеку оладушки.

Кушай, кушай бабушка

Вкусные оладушки.

А ребяток позову

Пирожками угощу! (показ)

        Перед пением песенок делаем артикуляционную гимнастику, используя народные песенки: "Пастушок - трруруру" (проиграть с родителями)

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

        Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной и оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.

        Также используются загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, потешки. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции, совершенствованию звуковой культуры:

Ра – ра - ра – месит тесто детвора

Гу-гу-гу - корова на лугу

Са-са-са- на цветке сидит оса .... и т.д.

        Неоценимую роль в развитии художественного вкуса оказывают сказки. На занятие «приходят» герои любимых сказок(петушок, колобок, курочка, бычок), дети показывают как они кричат т.е. произносят звукоподражательные слова, рассматривают их, описывают, просят помочь им, что тоже способствует развитию речи.

        Это использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. 

        А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Познают окружающий мир.

       Детский фольклор способствует развитию речи.

        Мы хотим закончить нашу встречу притчей. "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

      - Скажите пожалуйста, вы любите , когда у вас на работе всё по плану? Когда вам никто не мешает работать? Когда к вам прислушиваются?  А вы сами опаздываете на работу?

         Так вот у нас в детском саду есть правило - СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ДЕТСКОГО САДА, т.е. не опаздывать в детский сад! Приходить вовремя в 8.00.         Особое замечание Боташевой Милане. В последнее время опаздываете каждый день , аж на по часа! Давайте друг друга уважать и быть пунктуальными!

         Всем спасибо за внимание, если есть вопросы, вы можете их задать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)

Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...

Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»

Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение эффективности коррекционной работы, установление доверительных отношений с родителями воспитанников.Задачи:- помочь родителям осознать свою роль в процессе речевого развития ребёнка;- ...