Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Половинкина Наталья Сергеевна

Цель: повышение эффективности коррекционной работы, установление доверительных отношений с родителями воспитанников.

Задачи:

- помочь родителям осознать свою роль в процессе речевого развития ребёнка;

- вооружить определёнными знаниями, умениями и приёмами по развитию связной речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

города Новосибирска

Детский сад № 112 «Радуга» (МКДОУ д/с № 112 «Радуга»)

Родительское собрание на тему:

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Половинкина Н.С.                                                              

Новосибирск

Родительское собрание на тему:

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение эффективности коррекционной работы, установление доверительных отношений с родителями воспитанников.

Задачи:

- помочь родителям осознать свою роль в процессе речевого развития ребёнка;

- вооружить определёнными знаниями, умениями и  приёмами по развитию связной речи у детей.

1.Вступление

Связная речь аккумулирует все достижения ребенка в овладении родным языком. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

      В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умение и навыки связной речи, при спонтанном их развитии, не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально, так как успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

Диалогическая (диалог)– первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности.

      Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.

      Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и рассуждения.

      Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал среды.

2.Формы и методы работы над развитием связной речи детей:

  • Игра «Кто что делает?»,  составление различных предложений (картинка, слово, несколько слов, «предложение рассыпалось»…);
  • Составление рассказов по сериям последовательных картин («Что сначала, что потом?»).                                          

      Ребёнок должен увидеть, как нужно разложить картинки, чтобы по ним можно было составить связный рассказ (часто допускаются ошибки). При разборе серии большое внимание отводится разбору первой картинки, а при разборе последующих дети отмечают новые явления, связывая содержание каждой последующей картинки с содержанием предыдущей.

  • Игры с сериями картин:
  1. Восстановление последовательности (картинки перепутались(упали), «Найди ошибку»).
  2. Восстановление сюжета (недостающий элемент, лишняя картинка).
  3. «Распутывание» двух сюжетов.
  4. Составление рассказа по первой и последней картинке (потом открываются все картинки и рассказ составляется заново).  
  5. Придумывание названия для этой серии картин (разные варианты).
  6. Включение себя в разряд действующих лиц этой серии картинок или рассказывание от первого лица, сделав себя главным участником изображенных событий, введение дополнительных участников, дополнительные действия («Как бы вы играли в эту игру?»; «Кем бы вы были?»).
  7. Придумывание продолжения рассказа.
  • Составление рассказа по сюжетной картинке.

Методика «Картинка без запинки»

      Методика включает в себя следующие шаги:

1.Состав картинки.

В этой ситуации на помощь к детям «приходит волшебник Дели – Давай». Он умеет всё на свете делить на части и объединять. Дети называют, что они обнаружили на картине и каждая находка схематически фиксируется.

2.Связи и взаимодействия между объектами (объединяем объекты, соединяем части в целое).

3.Характеристики объектов и действий.

Усиление образности характеристиками. Используется приём вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочерёдно. Можно при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях.

4.Копилка образных характеристик (делается не для рассказа, а параллельно ему).

Узнаём значение новых слов. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.

5.События предшествующие и последующие.

Для нового взгляда на картинку на помощь «приходит другой волшебник – Отставай-Забегай». Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом.

6.Разные точки зрения.

Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берём того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем всё с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.

  • Описание предметов (явлений) - схемы.
  • Составление загадок–описаний с объяснением их содержания.

      Описание ребёнком процесса изготовления какой-либо поделки в группе (вначале план рассказа намечается взрослым).

      Описание какого-либо события из жизни (педагог помогает наводящими вопросами).

  • Придумывание сказок:
  1. Карты Проппа.
  2. Метод католога (ТРИЗ).
  • Чтение;
  • Пересказ

      Все эти методы я применяю в работе с детьми на утренних и вечерних сборах.

3.Игры с родителями.

  1. Игра «Загадайки».
  2. Составление загадок.
  3. Метод каталога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»

Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...

Статья по логопедии.Тема "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье"

Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». Цель: осветить важность вопросов развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми, формиро...