Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
материал (старшая группа)

Родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

Родительское собрание на тему:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Составила воспитатель

Штанникова Е.В.

г. Гагарин 2020-2021 уч. год.


Форма проведения: «Родительская лаборатория».

Цель: Привлечение родителей воспитанников  к  сотрудничеству,  через

совместное решение задач речевого развития детей.

Задачи:

•  Раскрыть  значения  устной  речи  во  всестороннем  развитии  личности

ребёнка.

•  Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-7 лет.

•  Познакомить  родителей  с  речевыми  играми  для  их  использования  в

домашних условиях.

Ход собрания.

 

Добрый  вечер,  уважаемые  родители!  Мы  благодарим  Вас,  что  в круговороте  дел,  работы,  занятости  вы  нашли  время,  и  пришли  к  нам  на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме  родительского  собрания,  а  она  действительно  заслуживает  внимания.

Итак, тема нашей  встречи «Развитие  связной речи старших дошкольников».

 

1 часть: «Совсем немного науки»

 Речь — форма общения.

 - Хорошо развитая устная речь ребёнка способствует успешному обучению в

школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера,

т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в

себе, замкнутым, раздражительным.

На  современном  этапе  ФЗ  «Об  образовании»,  ФГОС  ДО  ставит  перед

нами следующие задачи речевого развития дошкольников:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Обогащение словарного запаса. 

3. Формирование грамматического строя речи. 

4. Развитие связной речи, включающей развитие диалогической и

монологической речи.  

5. Подготовка детей к обучению грамоте.

6. Приобщение к художественной литературе.

А сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся в путешествие в страну «Говорляндия».

2часть: Деревня «Говореевка»

 - Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение

словаря на основе знаний и представлений об окружающем мире, и в процессе наблюдений имеет уникальные возможности для развития речи детей.

•  Игра «Подберите эпитеты к словам»

 - снег - белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.

 - пальто — теплое, зимнее, новое, красивое…

 - мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая….

 - дом — деревянный, каменный, новый, панельный ….

 - сахар - белый, сыпучий, сладкий, тростниковый, кусковой…

  • Игра «Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.

4. Что бывает квадратным?

Одним из направлений работы, является развитие связной речи и формирование правильного звукопроизношения.  

Порой  не  так  трудно  поставить  ребенку  звук,  как  автоматизировать  и

ввести его в речь, с помощью дидактических игр процесс работы над звуками

и связной речью проходит в доступной и привлекательной для детей форме.  

•  Словесная игра: «Путешествие» (работа в командах).

Цель игры: Развивать фонематический слух (умение слышать звуки и

выделять их в слове).

Материал: два нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы: на

одном С, на другом — Ш. Картинки с изображением одежды, в которых

присутствуют данные буквы (шорты, штаны, шарф, шуба, рубашка, шапка,

костюм, сапоги, свитер, носки, косынка, трусы).  

Ход игры.  

Воспитатель  говорит,  что  мальчики  Саша  и  Шура  отправляются  в

путешествие  и  просят  нас  помочь  им  собрать  вещи.  Саше  в  чемодан

необходимо положить вещи, где есть звуки [с] и [с’], а Шуре, где есть звук

[ш].

Село «Грамотеево»

•  Игра «Назови и сосчитай звуки» (схемы слов из 3,4,5 букв,

предметная картинка, цветные фишки).

Цель игры: развитие умения выполнять звуковой анализ слов с

использованием схем.  

•  Игра в команде «Придумай слово» (с определенным количеством слогов).

Цель игры: придумать как можно больше слов.

 - Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

•  Игра «Место звука в слове» (показ картинок).

Цель игры: развитие фонематического слуха.

Определите, где расположен звук.

В начале слова –

В середине слова –      

В конце слова-  

•  Игра «Чистоговорки».

Цель игры: автоматизация определённых звуков в словах.  (педагог предлогает родителям повторить чистоговорки)

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Хутор «Сочинялкино»

•  Игра в команде «Цветная сказка» (с цветными фломастерами).

Цель игры: развитие фантазии, воображения, словотворчества, связной речи

детей.

Давайте  попробуем  сочинить  сказку  при  помощи  разноцветных

фломастеров.

В  лесу  жил маленький  (показ  белого  фломастера) — снежок, колобок,

белый зайчик. Определение времени года, если героем сказки стал зайчик.

Однажды он пошел гулять. Зайчик весело прыгал, любовался лесом.

Вдруг навстречу ему из-за елки вышел большой и страшный … (показ серого

фломастера) — может мышка или…. Какой волк бывает? (серый, большой,

злой)

Да это был волк. Зайчик бросился от него бежать, а тут из-за другой

елки выбежала (оранжевый фломастер) белка, собачка, кошка, лисичка…

Кого боится зайчик в лесу? (лисы)

Зайка испугался, некуда ему бежать, с одной стороны волк, с другой —

лисица. Что же делать зайчику? (звать на помощь, спрятаться, убежать,

высоко прыгнуть).

Зайка стал плакать, а лиса и волк стали спорить, кому достанется зайчик.

Они так шумели, что разбудили (коричневый фломастер) — оленя, медведя.

Медведь (олень) был большой, сильный и добрый. Он пожалел зайку. И что

же он сделал? (прогнал волка и лису, попросил их не обижать зайку, унес

зайку в другой лес, пригласил к себе в гости).

Оказывается, в лесу есть звери, которые заступаются за маленьких (можно

использовать фломастеры желтого цвета — солнышко, друг зайчика;

фломастер голубого цвета — облако, колокольчик и т.д.)

 

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук с помощью массажных шариков «су-джок»)

1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой — отвечает за голову;

Указательный — желудок;

Средний — печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

2этап пальчиковая игра «Паучок»

Пальчиками можно рассказывать стихи.

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.

 - Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, какой будет

устная речь вашего ребёнка. Старайтесь быть речевым образцом для своих

детей.  

А сейчас мы хотим предложить вам памятки «Маленькие хитрости по развитию связной речи старших дошкольников» (Приложение 1 и 2).

3 часть. Рефлексия.

 - Педагог предлагает всем присутствующим ответить, что они хотели бы

положить в шкатулку и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном мероприятии.

 

 - В конце встречи благодарим родителей за время, проведённое вместе.

Надеемся, что наша встреча – залог успеха наших детей.

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА «КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ»

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку, слушать рассказ или сказку.  

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому

взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать

делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше

воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.  

5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно

заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут

для своего ребёнка.  

6. Обязательно задайте ребёнку вопросы о прочитанном.  

7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

ПАМЯТКА

 

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи старших дошкольников»

 

•  Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.

•  Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.

•  В общении с ребёнком следите за своей речью.  

•  Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о

выразительности.

•  Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

•  Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

•  Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка.

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,

напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

•  Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....

План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи  Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...