Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Городкова Алена Евгеньевна

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe_tnr_chisto.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР

Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, методами и приемами ее развития;

- вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: групповое помещение. 

Ход собрания:

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады всех вас видеть. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Итак, тема нашей встречи «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Известно, что хорошо развитая речь открывает большие возможности для психического и интеллектуального развития ребенка. Если ребёнок владеет речью в соответствии с возрастными нормами, у него расширяется кругозор, обогащаются знания об окружающем мире. Он может связно излагать свои мысли, что позволяет полноценно общаться с окружающими. Мы все прекрасно понимаем, что в век технологий живое общение часто заменяют гаджеты. Поэтому нас волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие своему малышу? Какие причины влияют на появление речевых проблем?

Именно связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает человеку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

Поэтому успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Поэтому в подготовительной к школе группе мы:

1.     Продолжаем формировать умение вести скоординированный диалог между взрослым и ребенком, между детьми.

2.     Продолжаем учить содержательному пересказу литературных текстов, составлять рассказы о предметах (в том числе в сравнении), о содержании картины (пейзажной и сюжетной), по набору картинок, объединенных одним сюжетом.

3.     Учим составлению рассказов из личного опыта, короткие сказки на заданную тему, небылицы, загадки.

4.     Развиваем объяснительную речь.

Итак, в программе перечислены следующие виды рассказов, которыми овладевают дети в процессе обучения на 7 году жизни:

1.     Рассказ по восприятию или составление описательного рассказа (уметь описать предмет, картинку или наблюдаемые явления, т.е. описать то, что дети видят в момент рассказа).

Само умение описывать предмет очень нужно каждому человеку в жизни, оно облегчает процесс обмена информацией в различных сферах деятельности. Умение описывать наглядно воспринимаемый предмет помогает обучению рассказам по памяти.

2.     Рассказ из личного опыта (уметь описать, что наблюдал, рассказать о событиях из жизни в детском саду и дома, произошедших до момента рассказа).

Рассказывание по памяти более сложная для ребенка деятельность, чем рассказывание по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой отражение действительности, но память отражает то, что было воспринято и пережито ранее.

3.     Пересказ (литературного текста).

4.     Составление рассказа по картине.

Для составления рассказа используются сюжетные и пейзажные картины. В практике также используется прием составления рассказа по серии картин.

5.     Придуманный рассказ или творческое рассказывание на определенную тему, предложенную взрослым (без наглядного материала, т.е. по словесному плану).

Темы для составления рассказов  должны быть близки опыту детей, полезны в познавательном отношении. На таком простом содержании дети учатся отдельным творческим умениям – наглядно описывать предмет, уметь передавать состояние героя.

Также в процессе обучения дети уже могут самостоятельно сочинять собственные сказки и короткие стихи. 

Все задачи, поставленные перед нами в программе, решались не только в процессе занятий, но и через разнообразные игры, беседы, наблюдения, в процессе опытнической деятельности, чтении художественной литературы.

Также в своей работе мы использовали и продолжаем использовать такой метод как Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи дошкольников, готовящихся к поступлению в школу. Она способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению лексического запаса выразительными средствами языка, развитию умений грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать монологическую речь  в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием, что поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и общении в обществе.

И поэтому мы рекомендуем Вам — продолжать помогать детям учиться говорить связно и правильно. Т.е., необходимо:

—     обогащать знания детей об окружающих предметах и явлениях и расширять словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом;

—     увеличивать количество используемых  в речи детей глаголов и прилагательных, необходимые для высказывания;  

—     напоминать детям о последовательности высказывания: начало, середина, конец;

—     помогать в освоении навыков и умений, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания, т.е. придать речи  яркость, красочность и эмоциональную выразительность; использовать разнообразные синтаксические конструкции (правильно передать мысль и смысл сказанного).
 И напоследок хочется вам пожелать: «Любите своих детей и помогайте им. Дети – это самое дорогое, что у Вас есть!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи  Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...