"Кружок "Юный финансист"
план-конспект занятия
Кружок "Юный винансист"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Принято на педагогическом Утверждаю совете МАДОУ Заведующий МАДОУ детский сад № 13 г. Туймазы детский сад № 13 г. Туймазы
Протокол № 1 от 29.08.2024 г. _________ Тангатарова Э.В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный финансист»
Возраст воспитанников: 6 – 7 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Автор – составитель: Гизамова
Альбина Ринатовна
Должность: воспитатель
Туймазы, 2024 г.
Пояснительная записка
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы кружка объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.
Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.
Направленность программы: Социально-педагогическая.
Новизна
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Актуальность
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельность дошкольников.
Цель: помочь детям 6-7 лет войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Образовательные
- сформировать у детей представление о потребностях человека на основе
экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар,
продукт, услуга, потребители;
- дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия
ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
- расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии
«рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
- создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности,
условия для решения практических задач самими детьми;
- познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
- заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Развивающие
- развивать ответственность, предприимчивость,
- расчетливость, самостоятельность.
Воспитательные
- воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 8 месяцев - с 1.10.2024 г. по 23.05.2025 г.
Форма занятий: Очная, подгрупповая.
Режим занятия. Вторник с 15.50 до 16.20
Продолжительность: 30 минут.
Ожидаемые результаты программы:
В конце реализации кружка мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
Финансы – это интересно и увлекательно.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
На кружке мы даем базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, обучаем правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.
Формы подведения итогов:
- занятия-соревнования
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т. д.
Мониторинг
Оценочный лист
№ | Ф.И. ребёнка | Наличие представлений о профессиях взрослых и новых современных профессиях. | Проявляет интерес к современной социально-экономической стороне жизни людей. | Имеет представления о деньгах: что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других. | Осознает, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям. | Имеет представления о рекламе, видах рекламы: сформировано правильное отношение к рекламе. | В пределах своих возрастных, физических способностей проявляет финансовую грамотность в повседневной жизни: умеет вести себя в магазине. |
1 | Зайнулин Анир | ||||||
2 | Ильясов Ильнар | ||||||
3 | Хамидуллин Амир | ||||||
4 | Шарифуллин Ильяс | ||||||
5 | Гайсин Данэль | ||||||
6 | Нигматуллин Амир | ||||||
7 | Пакскин Антон | ||||||
8 | Мельникова Алена | ||||||
9 | Миннеханова Ясмина | ||||||
10 | Хабибуллина Айлана | ||||||
11 | Фахретдинова Ясмина | ||||||
12 | Хабибуллина Азалия | ||||||
13 | Идиятова Ясмина | ||||||
14 | Ахметгареева Амелия | ||||||
15 | Муллагал Саида |
ИТОГО:
Начало года:
Достаточно сформировано____ детей___%;
Сформировано ___ детей ___ %;
На стадии формирования ____ детей ____ %;
Конец года:
Достаточно сформировано____ детей___%;
Сформировано ___ детей ___ %;
На стадии формирования ____ детей ____ %;
Список детей
1. Зайнулин Анир
2. Ильясов Ильнар
3. Хамидуллин Амир
4. Шарифуллин Ильяс
5. Гайсин Данэль
6. Нигматуллин Амир
7. Пакскин Антон
8. Мельникова Алена
9. Миннеханова Ясмина
10. Хабибуллина Айлана
11. Фахретдинова Ясмина
12. Хабибуллина Азалия
13. Идиятова Ясмина
14. Ахметгареева Амелия
15. Муллагалеева Саида
Содержание программы:
Учебно-тематический план
№ | Месяц | Дата | Тема ООД | Длительность |
Октябрь | ||||
1. | Октябрь | 01.10.2024г. | Тема: «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег Беседа. Развивающее видео «История изобретений денег». Чтение сказки. | 30мин. |
2. | Октябрь | 08.10.2024г. | Тема: «Монета, банкнота, пластиковая карта» Экспериментирование | 30мин. |
3. | Октябрь | 15.10.2024г.. | Тема: «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» Кукольное представление. Игра "Викторина". | 30мин. |
4. | Октябрь | 22.10.2024г. | Тема: «Наши потребности» С/р игра. Бегом по сказкам. Профессия и их польза. Игра «Без чего нельзя прожить?» | 30мин. |
5. | Октябрь | 29.10.2024г. | «Сколько нужно человеку» Беседа. Игра с мячом. | 30мин. |
Ноябрь | ||||
1. | Ноябрь | 05.11.2024г. | Тема: «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» Игра «Важные потребности человека». | 30мин. |
2. | Ноябрь | 12.11.2024г. | Тема: «Магазин или супермаркет: где выгодно?» Беседа. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». | 30мин. |
3. | Ноябрь | 19.11.2024г. | Тема: «Юные финансисты» Путешествие по сказкам. Решаем задачи. | 30мин. |
4. | Ноябрь | 26.11.2024г. | Тема: «Карманные деньги у детей» Беседа. Развивающее видео. | 30мин. |
Декабрь | ||||
1. | Декабрь | 03.12.2024г | Тема: «Как правильно беречь деньги?» Беседа. Д/и «Волшебный мешочек». Игра «Расходы семьи». Практическая деятельность «Распределяем бюджет». Презентация «Я умею, я могу экономить». | 30мин. |
2. | Декабрь | 10.12.2024г | Тема: «Сколько нужно человеку» Беседа. Игра с мячом. | 30мин. |
3. | Декабрь | 17.12.2024г | Тема: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» Игра с родителями | 30мин. |
4. | Декабрь | 24.12.2024г. | «Финансовая безопасность» Деловая игра | 30мин. |
Январь | ||||
1. | Январь | 14.01.2025г. | Тема: «Ты-мне, я – тебе!» Игровая ситуация «Хочу и надо». Путешествие по сказкам. | 30мин. |
2. | Январь | 21.01.2025г. | Тема: «Дом, где живут деньги» Эксперимент. | 30мин. |
3. | Январь | 28.01.2025г. | Тема: «Свой бизнес» (открываем пекарню) Сюжетно – ролевая игра. Словесно – дидактическая игра «Бывает не бывает». Рисование. | 30мин. |
Февраль | ||||
1. | Февраль | 04.02.2025г | Тема: «Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в мудрости народной) Беседа. Разучивание пословиц. | 30мин. |
2. | Февраль | 11.02.2025г | Тема: «Реклама, как она работает» Беседа. Игра «Рекламный агент». | 30мин. |
3. | Февраль | 18.02.2025г | Тема: «Копейка рубль бережет» Беседа. Стихотворение «Как найти деньги?» А. Усачева. Игра «Хитрая лиса». Ситуация «Денег нет». Эксперимент. | 30мин. |
4. | Февраль | 25.02.2025г | Тема: «Моя копилка» Кукольный театр. Д/И «Береги тепло и воду». Загадки. Игра «Скажи со словом электрический». | 30мин. |
Март | ||||
1. | 04.03.2025г. | «Копейка рубль бережет» Беседа. Стихотворение «Как найти деньги?» А. Усачева. Игра «Хитрая лиса». Ситуация «Денег нет». Эксперимент. | 30мин. | |
2. | Март | 11.03.2025г | Тема: «Производители и ресурсы» Викторина | 30мин. |
3. | Март | 18.03.2025г | Тема: «Сбережём ресурсы планеты?» Развивающее видео. | 30мин. |
4. | Март | 25.03.2025г | Тема: «Финансовая безопасность» Деловая игра | 30мин. |
Апрель | ||||
1. | Апрель | 08.04.2025г | Тема: Познавательное занятие «Наука экономика» Беседа – размышление. Рассказ. Игра – обобщение «Всё это экономика». Игра – диалог «Экономика или нет?» | 30мин. |
2. | Апрель | 15.04.2025г | Тема: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» Беседа. Стихотворение. Проблемная ситуация. | 30мин. |
3. | Апрель | 22.04.2025г | Тема: «Финансовая школа» Квест – игра | 30мин. |
4. | Апрель | 29.04.2025г | Тема: «Все профессии важны» Беседа. Сюжетно - ролевая игра | 30мин. |
Май | ||||
1. | Май | 06.05.2025г | Тема: Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» | 30мин. |
2. | Май | 13. 05.2025г | «Сбережём ресурсы планеты?» Развивающее видео. | 30мин. |
3. | Май | 20. 05.2025г | «Путешествие по тропе финансов» Игровое занятие | 30мин. |
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
начало учебного года – 01 октября 2024 года;
окончание учебного года – 23 мая 2025 года.
Количество недель в учебном году: 30
Объём недельной нагрузки:
общее количество занятий в неделю в группах:
от 6 лет до 7 лет – 1 занятие (продолжительность – 30 мин.);
Формы организации образовательной деятельности:
- Занятия, игры, экспериментирование, досуги;
- совместная деятельность воспитателя и ребенка;
Сроки проведения каникул, их начало и окончание:
с 31 декабря 2024 года по 12 января 2025 года;
с 31 марта по 6 апреля 2025 года.
Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов (посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми):
первичный – со 2 сентября по 13 сентября 2024 года,
итоговый - с 12 по 23 мая 2025 года.
Организационно-педагогические условия:
Кадровые: Гизамова Альбина Ринатовна.
Образование: Среднее профессиональное
Материально - технические: групповое помещение подготовительной группы № 2
учебное оборудование: стол, доска.
Методическое обеспечение программы
Для плодотворного творческого процесса большое значение имеют материально — технические условия, созданные на базе ДОУ:
- использование видео, слайдов для просмотра ;
- использование музыкального центра;
Широко используются технические средства обучения: телевизор, ноутбук, фотоаппарат.
- Атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
- Настольно-печатные игры;
- Дидактические игры;
- Демонстрационный материал:
- Наглядные пособия;
- Лэпбук;
- Деньги, карточки;
- Художественная литература;
- Каталог « Монеты»;
- Каталог «Профессии»;
- Кассы;
- Весы;
- Корзины;
- Иллюстрации;
- Художественная литература.
В групповой комнате оборудовано центр по финансовой грамотности.
Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН.
Список использованной литературы
1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28с.
2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104с.
3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336с.
4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №8. С. 349–351.
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание,1995. № 9.
6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С.39–41.
7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.:«Вентана-Граф», 2015. 48с.
9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
5. | Декабрь | 31.122024г. | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» Беседа. Стихотворение. Проблемная ситуация. | 30мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.
В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"
Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...
