Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями
методическая разработка (старшая группа)

Описание опыта работы воспитателя по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_publikatsiya.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессии. Именно в детском саду ребята знакомятся с многообразием профессий.

 Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.        

Конечно же, ранняя (детская) профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Современные нормативные документы в области дошкольного образования, ФГОС ДО и ФОП ДО, уделяют достаточное внимание к вопросам трудового воспитания дошкольников. Так, в ФОП ДО прописаны задачи трудового воспитания по возрастам и конкретное содержание образовательной деятельности. Так, в подготовительной группе задачи в сфере трудового воспитания – развивать ценностное отношение к труду взрослых, формировать представления о труде  как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.

Но в реальности мы наблюдаем снижение у детей интереса к труду. Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы) то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет. Наблюдается также бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых. Многие дети не могли ответить на вопрос, что делают их родители на работе. При этом многие из них являются представителями таких известных профессий, как парикмахер, медсестра. Распространенными ответами были: «На работе работают», «зарабатывают деньги». Методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, чаще всего основаны на словесных методах, что значительно обедняет практику в данном направлении. Отсюда и возникает актуальность темы ранней профориентации детей.

Цель моей работы: Формирование базовых знаний о профессиях и профессионального самоопределения дошкольников через активное взаимодействие с семьями воспитанников.

Задачи:

  • Расширять и углублять представления о труде взрослых.
  • Формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
  • Сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности.
  • Формировать у родителей сознание необходимости совместной работы по ранней профориентации детей.
  • Побуждать взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду.

Направления профориентационной работы с детьми:

-работа с воспитанниками;

-сотрудничество с семьями воспитанников;

-взаимодействие с социумом.

Как проходит работа с детьми. 1 раз в неделю по расписанию у нас занятие, которое мы проводим по методичке Горбатенко, где много занятий по ознакомлению с профессиями, например «Швейная фабрика», «Человек трудился всегда», «Труд взрослых. Производство продуктов питания». Остальная работа проходит в совместной и самостоятельной деятельности.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются разные методы обучения и воспитания:

- Словесный (беседы с использованием игровых персонажей и

Наглядности,  чтение детской художественной литературы (например Скребцова «Чудесны парикмахер», Денисова «Какие бывают профессии», Заходер «Портниха», «Повара»);

-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных

профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

-практический ( хозяйственно-бытовой труд);

-игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые

ситуации).

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно - ролевая игра. Поскольку игра-основной вид деятельности ребенка, то игровые технологии являются приоритетными при реализации практики. Ребенку мало знать о професси, в нее нужно поиграть!

В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актер, врач, водитель, летчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

В ходе сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями я делаю следующее:

• ввожу в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

• ввожу в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса, капитан, штурман, матрос);

• расширяю набор сюжетов для игр (например парикмахерская, в которую дети играют с младшего возраста, превращается в салон красоты, магазин в супермаркет, «Банк», «Туристическое агентство»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе занятий  и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Знакомство детей с профессиями происходит в процессе рассказа родителей о своей профессии.

В начале учебного года на родительском собрании была предложена идея встреч с интересными людьми различных профессий. Родители откликнулись и предложили свое участие.

Знакомя детей с профессией швеи, мама Жени сшила на глазах у ребят наволочку. Всех ребят заинтересовал процесс шитья. Мальчиков очень заинтересовало устройство швейной машинки.

Когда в гости к нам приходила мама Миши, работающая медсестрой, все с огромным интересом измеряли давление.

Мама, которая работает парикмахером, не только рассказала и показала, как делать прически, но и предоставила возможность ребятам почувствовать себя парикмахером.

А папа Артема показал, как тренируются футболисты.

Для рассказа о своей профессии я рекомендую родителям придерживаться следующей схемы: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.

Рассказы родителей об особенностях разных профессий приносят детям огромную пользу, вызывая живой интерес. В ходе таких встреч у дошкольников формируется положительное отношение к труду.

В рамках проекта по профориентации было проведено мероприятие «Где работают наши родители?». Детям нужно было рассказать, кем и где работают их родители. Дома ребятам родители рассказали о своих профессиях, показали фотографии со своих рабочих мест, нарисовали рисунки. А затем дети рассказали, что они узнали о том, где трудятся их папы и мамы.

Затем из фотографий и рисунков детей мы оформили альбом «Профессии» и коллаж «Профессии наших родителей».

«Встречи с интересными людьми» обогащают представления детей об окружающем мире, развивают познавательный интерес и решают задачи ранней профориентации дошкольников. Таким образом, воспитанники моей группы были познакомлены с профессиями: водитель пожарной машины, инспектор ДПС, повар. Все эти люди увлекательно рассказали о своей профессии. С работой водителя пожарной машины мы ознакомились во время экскурсии в пожарную часть, инспектор ДПС приходил к нам в гости и рассказывал о правилах поведения на дорогах, а повар провела увлекательный мастер-класс, в ходе которого ребята вместе с ней приготовили вкусные кексы.

Важным средством развития представлений о  труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – это увлекательное мероприятие, которое с радостью воспринимается детьми. Она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. К проведению экскурсии также стараюсь привлекать родителей.

Мы с нашими детьми и родителями совершали экскурсии на почту, в школу, пожарную часть, к стеле трудовой доблести.

Конечно, не всегда возможно организовать реальную экскурсию, но тут на помощь приходят виртуальные экскурсии. Виртуальную экскурсию можно провести в форме презентации или видеоэкскурсии. Например, мы с ребятами проводили такие экскурсии на типографию, фабрику елочных игрушек.

Развивающая предметно-пространственная среда по трудовому воспитанию и по ознакомлению с трудом взрослых обогащалась с непосредственной помощью родителей. Родители помогли нам при изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, с их помощью изготовлены альбомы «Профессии», папки «Загадки о профессиях», «Стихи о труде», оформляются стенгазеты и коллажи.

Работа по организации профориентации совместно с родителями в нашей группе принесла положительные результаты:

-дети знают и называют большее количество профессий, чем ранее;

-дети отвечают, какие профессии им нравятся больше всего;

-дети знают, где работают их родители;

-родители стали рассказывать детям о своей работе, где и чем они занимаются;

-у родителей сформировалось сознание необходимости совместной работы по ранней профориентации детей.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения детьми дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

В дальнейшем я планирую продолжать работу по данному направлению, так как ранняя профориентация в детском саду не проводится с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка, овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы, самостоятельности, активности и обладание установкой положительного отношения к разным видам труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....

Реализация проекта «Строители» в свете пропедевтической работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Вопрос реализации работы по ранней профориентации в детском саду является актуальным. Эффективным методом реализации данного направления является метод проектов. Педагоги детского сада № 6 делятся тех...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Фундаментом дошкольного образования являются игровые технологии, способные реализовать эту задачу. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о д...