Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
статья

Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_mkdou_no6_zhukova_e.v._mingulova_r.a.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова Елена Викторовна,

старший воспитатель,

Мингулова Рагиня Асхатовна,

воспитатель

МКДОУ №6 «Сказка» г.Барабинск

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

«У каждого человека есть задатки, дарования, талант

 к определенному виду или нескольким видам деятельности.

Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать,

 направить затем жизненную практику ребенка по такому пути,

чтобы в каждый период развития он достигал,

 образно говоря, своего потолка»

                                                                                                В.А. Сухомлинский

В современном мире все актуальнее встают вопросы: как сможет самореализоваться сегодняшний дошкольник лет через 10–15? Какое профессиональное направление выберет? Каких профессиональных высот он достигнет?

 Проблема профессионального самоопределения личности в настоящее время актуальна. Основной задачей федерального проекта  «Успех каждого ребенка» является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

       На сегодняшний день благодаря глобализации, информатизации и компьютерным технологиям многие профессии кардинально изменились или вообще исчезли. Обществу необходимы высокопрофессиональные, инициативные, организованные люди, а также имеющие огромный креативный потенциал.  В связи с этим вектор профориентации постепенно сдвинулся  в дошкольное образование.  Ранняя профессиональная ориентация направлена на познание многообразия и специфики различных профессий,  выявление интересов, способностей и индивидуальности  каждого дошкольника, возможность дать ребенку начало к разумному выбору профессии.

Проанализировав ППРС в ДОУ, кадровый потенциал, программы, реализуемые в ДОУ, анкеты родителей, пришли к выводу, что с целью повышения качества образования в ДОУ  необходимо идти в новом направлении и  новое направление, которое выбрали педагоги совместно с родителями–   ранняя  профориентация дошкольников, а в частности –  пропедевтика инженерного образования в дошкольном учреждении.

      Организация работы по профориентации и инженерному образованию детей старшего дошкольного возраста в учреждении отвечает требованиям муниципальной, областной и Федеральной политики в сфере дошкольного образования. Подготавливает почву для развития инженерного мышления и технических способностей детей, повышает качество образования,  расширяет дополнительные образовательные услуги.

       Пропедевтика инженерного образования в условиях нашей образовательной организации основана на   инновационных образовательных технологиях.  Внедрение в воспитательно-образовательный процесс технологий CUBORO, LEGO, технологию полигонального моделирования, игровых комплексов В.В. Воскобовича и комплекта панелей «Умные панели» позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, является уникальным средством для интеллектуально-познавательного  развития дошкольников,  а это одна из составляющих успешности воспитанников дальнейшего обучения в школе.

       Для формирования инженерного мышления дошкольников в части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется новая программа по формированию инженерного мышлении детей старшего дошкольного возраста «Юные инженерики».

Возможности формирования основ инженерного мышления дошкольников  рассматриваем в трех направлениях: конструктивно-модельная деятельность; познавательно-исследовательская и проектная деятельность; развитие логико-математического мышления дошкольников. LEGO- технология,   технологии CUBORO и полигонального моделирования помогают нам обеспечить необходимость приобщения детей  к инженерным наукам  начиная  со старшего дошкольного возраста,  овладение практическими  навыками  через конструктивно-модельную деятельность.

   Кроме этого,  очевидно, что профессия инженера требует экономической подготовки, а математика нужна будущему специалисту для развития науки и техники, для обеспечения работоспособности приборов, машин, оборудования. Качество математического образования характеризуется не только глубиной и прочностью овладения системой знаний в области математики, но и степенью подготовки к  самостоятельному овладению новыми знаниями. В связи с этим воспитателями старших и подготовительных к школе групп разработана и реализуется  программа по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Клуб юных финансистов».

 Для реализации программ в ДОУ созданы необходимые условия. Функционирует  Центр конструирования, который оснащен новым современным оборудованием.  Работает  техническая мастерская по полигональному моделированию для дошкольников и педагогов.

С целью  повышения кадрового потенциала  и качества образования  в  дошкольном учреждении на базе ДОУ функционируют четыре проблемные площадки по темам, которые более всего волнуют на сегодняшний день педагогов и родителей, одна из которых «Начальное инженерно-техническое образование дошкольников в ДОО». В рамках деятельности проблемной площадки педагоги совместно организуют методические недели, открытые показы НОД, деловые игры, педагогические пятиминутки, конкурсы для педагогов, родителей, семейные турниры по конструированию,  реализуют исследовательские проекты, ведется интересная работа с детьми.    

Осуществляется сетевое взаимодействие с социальными партнерами. Педагоги транслируют опыт  практических результатов профессиональной деятельности на разных уровнях.

В рамках социального партнёрства организован и проведен в ДОУ игровой семинар «Развивающие игры Воскобовича. Сказочные лабиринты игры» для педагогов района ДОО. Сертифицированные тьютеры В.В. Воскобовича из г. Новосибирска представили методику работы с игровыми комплектами  «Коврографом. Ларчик», предметно-пространственной сенсорной средой  «Фиолетовый лес», которые  соответствует ФГОС  дошкольного образования и возрастным особенностям детей от 6 месяцев до 7 лет.  Педагоги имели возможность поделится своими проблемами и опытом в вопросе профориентации дошкольников.

      На районном семинаре для руководителей дошкольных образовательных учреждений рассмотрены вопросы повышения профессиональной компетентности руководителей, механизмы контроля как эффективного вида управленческой деятельности и представлен опыт работы нашего коллектива по ранней профориентации и развитию инженерного мышления у воспитанников.

На базе дошкольного учреждения проведен районный семинар по теме: «Пропедевтика инженерного образования в условиях дошкольной образовательной организации» для воспитателей и специалистов дошкольных учреждений.

Систематически для воспитанников и родителей в дошкольном учреждении проводятся конкурсы, выставки.

      На конкурсе «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь - 2021»  за педагогический проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «Ступенька к профессии инженера» коллектив заслуженно получил большую золотую медаль.

Реализация программ, проведение  мероприятий по ранней профориентации способствуют развитию основ технического творчества и формированию технических умений  детей в условиях модернизации дошкольного образования, расширяют дополнительные образовательные услуги и обеспечивают вариативные формы дошкольного образования, подготавливают почву для развития инженерного мышления и технических способностей детей.

Литература:

1.Инновационная деятельность в ДОУ под редакцией И.Урман, Т Данилина – Москва, Линка-пресс,2019г.;

2.Методическое пособие «Универсальные средства «Коврограф Ларчик и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»/ под редакцией Л.С.Вакуленко, О.М. Вотиной. – Санк-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО., 2017;

3.LEGO конструирование  в детском саду / под редакцией Е.В.Фешина, - Творческий Центр СФЕРА, 2016г.;

4.Методические материалы и рекомендации CUBORO думай креативно/ Маттиас Эттер, 2016г.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...