ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа)

Булычева Наталья Павловна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 В статье представлено теоретическое обоснование и описание апробации педагогических условий использования проектной деятельности в организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность представленного в статье исследования обоснована необходимостью определения, апробации педагогических условий использования образовательных технологий, в частности проектной деятельности, в оптимизации вопросов ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Традиционно профориентационная деятельность становится приоритетной на старших ступенях общеобразовательного учреждения, вместе с тем вызовы современности побуждают и родителей, и педагогов актуализировать вопросы выбора профессии, соотносимости способностей личности с той или иной профессиональной деятельностью гораздо раньше, чем по окончании школы.

Ранняя профориентация – достаточно новое направление в отечественной педагогике. По мнению С.Е. Быкова, «… целью данного направления является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру». И, несмотря на то, что традиционно дошкольный возраст не связывается напрямую с выбором будущей профессии ребенка, необходимо и возможно создать условия, при которых будет происходить выявление предрасположенности личности к той или иной деятельности и возможность ярко представить свои способности не только в «традиционных» детских видах деятельности, но и в деятельности, которая связана с той или иной профессией. При этом, на наш взгляд, следует избегать так называемой суррогатности и, понимая, что это лишь предпосылки, относиться к этому процессу осмысленно, методически грамотно. М.А. Аганина отмечает, что «обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде». Положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ставят перед педагогами задачи, основными из которых являются воспитание у дошкольников предпосылок конкурентоспособного человека, успешной личности, в том числе реализующей себя в профессиональной деятельности.

Вопросы ранней профориентационной работы в современной дошкольной образовательной организации с детьми требуют сегодня осмысления, наполнения новым содержанием, использования образовательных технологий. В этой связи целью нашей работы явилось теоретическое обоснование и апробация проектной деятельности в организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать специфику профориентационной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- показать пути эффективного использования проектной деятельности в формировании надпрофессиональных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В своем исследовании мы предполагали, что проектная деятельность будет являться эффективным средством организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, если:

–её содержание помогает раскрыть первоначальную предрасположенность детей к той или иной профессиональной деятельности;

–выполнение действий в ходе проекта ориентировано на формирование надпрофессиональных навыков и их связь с типом профессии и предполагает ознакомление родителей с технологией создания индивидуального образовательного профессионального маршрута своего ребенка.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании возможности и необходимости организации вопросов профориентационной деятельности уже на ступени дошкольного образования, отхода от традиционного информационного подхода по ознакомлению дошкольников с профессиями и трудом взрослых. Теоретическая значимость работы состоит в определении условий организации проектной деятельности в рамках решения задач ранней профориентационной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Работа имеет практическую значимость, так как разработано и апробировано содержание проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как по ознакомлению с профессиями настоящего и будущего, так и по формированию у детей надпрофессиональных навыков.

Рассматривая вопросы ранней профориентации дошкольников, мы основывались как на классические исследования отечественных ученых в области дошкольной педагогики, так и на современные взгляды по данному вопросу.

Традиционно в дошкольной педагогике вопросы профориентации рассма- тривались в рамках решения задач трудового воспитания дошкольников, в боль- шей степени как решение задачи ознакомления с трудом взрослых (Р.С. Буре, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева, М.В. Крулехт и др.), его компонентами, условиями формирования элементарных трудовых навыков. У детей воспитывалось уважение к труду взрослых и принятие человека-труженика, желание ему помогать и подражать. В результате многочисленных исследований в данной области в дошкольной педагогике сложились подходы к реализации данной задачи в педагогическом процессе. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) предлагают в педагогическом процессе раскрывать перед дошкольником структурные элементы процесса труда, поэтапно демонстрировать технологию изготовления продукта труда, подчеркивая необходимость тех или иных орудий, предметов труда и т. д. В итоге у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, воспитываться уважение к труду. В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир профессий по принципу «от близкого к далекому» (М. Крулехт). В дошкольной педагогике разработана система ознакомления ребят с трудом взрослых. С учетом возраста детей сначала предлагается знакомить с трудом тех взрослых, которые рядом: это воспитатель, помощник воспитателя, медицинская сестра, повар и т. д. Важно знакомить с трудом родителей, даже условное ознакомление с общественной важностью трудовой деятельности, объектом и предметом труда значимых взрослых формирует у детей системные представления о профессии, отмечают исследователи (Р.С. Буре, В.И. Логинова и др.). Представления детей находят отражение в сюжетно-ролевых играх, беседах, в продуктивной деятельности [1]. Однако зачастую взрослые наставники – родители, педагоги – не замечают предпосылок развития профессиональных навыков через сюжетно-ролевую игру и не занимаются развитием способностей ребенка к той или иной профессии, делают отсылки на ранний возраст или предпочитают свое мнение по поводу выбора будущей профессии ребенка. Е.А. Алябьева считает, что одной из важных задач социализации ребенка является ознакомление детей с профессиями взрослых. Она отмечает, что «именно это знакомство позволяет детям глубже погрузиться в мир взрослых. Представление о профессиях способствует формированию интереса к труду, зарождению мечты о собственном будущем, также позволяет развивать чувство гордости за результаты трудов своих близких родственников».

Воспитание ценностного отношения к человеку-труженику традиционно является вопросом социально-нравственного воспитания ребенка. И на это в своих исследованиях обращают внимание Д.Б. Эльконин, С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова и др. Отношение человека к труду, его личностные качества, его мастерство и компетентность, служение Отчизне являются ключевыми моментами ознакомления с трудом взрослых. «Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека», – заключает А.Ю. Козлова.

Исследования современных педагогов и психологов по вопросам ранней профориентации достаточно противоречивы. В своей статье М.В. Королева отмечает: «Существует явная потребность ранней профориентации дошкольников, однако наблюдается недостаточно разработанная научно-методическая основа её проектирования и средств реализации».

Профессиональная ориентация в целом понимается как целенаправленный процесс, результатом которого является профессиональное самоопределение (Е.А. Климов и др.). По мнению В.А. Спиридоновой, «… её следует рассматривать как совокупность мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, а также интересов и способностей к той или иной профессии, которая наиболее соответствует индивидуальным возможностям. Результатом ее является профессиональное самоопределение личности. И начало данного процесса, по мнению современных исследователей, начинается именно в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство можно согласовывать с первыми этапами профессионального самоопределения, в рамках которых не происходит выбора и освоения какой-то деятельности в области той или иной профессии. Содержание данных этапов, которые часто называют «допрофессиональным самоопределением», предполагает организацию работы по ознакомлению детей с трудом как видом деятельности, имеющим свои компоненты, развитие у ребенка внутренней готовности осознанно и самостоятельно конструировать, затем и реализовывать свой путь профессионального становления.

Позднее у ребенка формируются конкретно-наглядные представления о профессии как основе развития дальнейшего профессионального самосознания. Значимо, что на этом этапе, как утверждают ученые, у дошкольников происходит формирование положительного отношения к миру профессий, уважительного отношения к трудящемуся человеку, к результатам профессиональной деятельности (В.И. Логинова и др.).

Следует отметить и тот факт, что ранняя профориентация носит ещё и информационный характер и заключается в сборе обобщенных данных о мире профессий, а также в мечтах ребенка о какой-либо деятельности на основе полученных знаний от взрослых или общества в целом. Как правило, дошкольники мечтают о тех профессиях, которые положительно оцениваются взрослыми или вызывают внешний интерес у ребенка.

М.В. Королева указывает, что «детство – своеобразный исток зарождения профессионального самоопределения. Начиная с дошкольного возраста, у ребенка обнаруживается склонность к определенным занятиям, которые в дальнейшем могут перейти в профессиональную деятельность».

Вместе с тем в детском саду вопросу формирования актуальных представлений о мире профессий уделяется косвенное внимание. В развивающемся современном обществе возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у детей. Сложным для решения является вопрос о прогнозировании педагогами востребованных профессий будущего, что, несомненно, связано со стремительным темпом научно-технического

 

прогресса. В быстро меняющемся мире можно столкнуться с ситуацией молниеносного зарождения новых трудовых сфер. За период нахождения ребенка в старшей дошкольной группе и ситуацией выбора высшего образовательного учреждения проходит более десяти лет, и в развивающемся обществе за эти годы появляется масса новых профессий.

Поэтому ещё одной проблемой ранней профориентационной работы является постоянная потребность учитывать ситуацию времени, развития техники, возрастающую потребность в инженерных профессиях, профессиях, которые позволяют промышленности, да и обществу в целом, быть современными. Традиционные профессии будут существовать всегда, и с некоторыми из них ребенок соприкасается каждодневно, но время предлагает и совершенно новый набор профессиональной деятельности, связанный с технологиями, урбанизацией и т. п. И не учитывать это в образовательных учреждениях нельзя.

Современный ребенок – это совершенно новая личность, которая развивается интенсивно, и за высокими темпами обучения психика ребенка порой не успевает оценить и понять, каков же мир вокруг, как в этом мире существовать и где его место. Одним из положений в рассматриваемом нами вопросе является мысль о том, что профориентация в современном мире – это не только знакомство с профессиями, но и формирование необходимых надпрофессиональных навыков, на которые сейчас делается большой упор при найме сотрудника работодателем.

Надпрофессиональные навыки формируются с самого рождения и необходимы современному человеку для успешного выстраивания карьеры в условиях неопределённой ситуации и постоянных изменений.

Первыми в нашей стране о важности надпрофессиональных навыков в рамках профориентации заговорили такие организации, как «Сколково» и «Агентство стратегических инициатив». В 2013 году был создан «Атлас новых профессий». В 2019 году вышла третья редакция данной книги, в которой авторы акцентировали свой посыл на детей и родителей. В книге раскрывается следующий сюжет: девочка Вероника со своим другом робокролом путешествует по будущему и узнает, что происходит с разными отраслями рынка, как они меняются, из-за чего происходят эти изменения, что делать в условиях данных изменений.

Атлас новых профессий – это своеобразный альманах профессий будущего. Авторы книги-альманаха отмечают, что если раньше мир менялся медленно, то человек мог приобрести определенный набор профессиональных навыков и быть востребованным в течение долгого времени, а надпрофессиональные навыки были необходимы тем, кто хотел построить более успешную карьеру, но повсеместно они не были необходимы.

Сейчас ситуация изменилась, соответственно, и модель необходимых навыков. Современная модель выглядит, как матрёшка. Внутренняя составляющая навыков является экзистенциальными, это те навыки, которые можно применять в любых ситуациях, они помогают быстро реагировать на изменения и действовать в таких ситуациях. Развитие таких навыков, как саморазвитие, сила воли, осознанность, являются сильным фундаментом для успешного будущего. Сейчас намного важнее не иметь багаж знаний, а уметь эти знания приобретать для выполнения конкретных задачи

Средний слой навыков называется кросс-контекстным. Навыки используются в более широком смысле по отношению к самому себе и обществу. Эти навыки и являются надпрофессиональными, они напрямую не относятся к профессии, но усиливают производительность человека на работе и оптимизируют процессы. Помогают человеку быть более стрессоустойчивым, эффективным и успешным. Это навыки тайм-менеджмента, умение работать в команде, системное мышление, творческое мышление, навыки письма. Здесь важно понимать, что такой определённый навык с учётом индивидуальных особенностей у кого-то будет выражен сильнее, у кого-то слабее. Но важная особенность надпрофессиональных навыков заключается в том, что их можно развивать независимо от типа человека, но чем раньше это сделать, тем более успешен человек.

И внешний слой навыков – контекстные/специализированные навыки. Это профессиональные навыки, которые используются в определённом контексте. Водитель водит машину, врач лечит людей, но из-за высокой скорости изменений эти навыки каждый раз необходимо обновлять. Если у человека не развиты кросс-контекстные навыки, то он не способен быстро адаптироваться к изменениям и обновлять базу знаний.

Поэтому в современном мире намного важнее, чтобы человек умел учиться, совершать ошибки, анализировать опыт, уметь работать в команде и развивать творческое мышление. С этими базовыми навыки он сможет быть конкурентоспособен в любой профессиональной среде.

Один из инновационных, новых и действенных путей реализации профориентационной деятельности является внедрение в программу дошкольного образования проектной деятельности. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирования личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные ребенком в ходе реализации проекта, становятся его личным достижением. Обращение к потенциалу проектной деятельности в дошкольном образовании неслучайно. Современные педагоги, осмыслив и выделив позитивные характеристики данной технологии, соотнеся их с возрастными потребностями и возможностями детей, создают пространство развития ребенка. Данная технология предполагает совокупность исследовательских, эвристических, проблемных методов, позволяющих развивать познавательную активность, интерес детей, выводить их на уровень осмысленного планомерного изучения или создания нового продукта, значимого именно для них самих. Проектная деятельность создает условия для развития ребенка как субъекта деятельности. Следует отметить, что проектная деятельность отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования. Она рассматривается как одно из средств, обеспечивающих развитие индивидуальности и инициативы (п. 3.2.5 ФГОС дошкольного образования) и позволяющих обеспечить создание социальной ситуации развития.

Организация проектной деятельности должна отвечать принципам, указанным в п. 1.4. ФГОС ДО: она осуществляется на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становясь субъектом образования; основу образовательной деятельности представляет собой содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; при этом гарантируется поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В современной методической литературе представлены технологические этапы использования данной технологии, которая зарекомендовала себя на современном этапе как наиболее развивающая. Деятельность с детьми организуется в форме сотрудничества, творчески и продуктивно. Практики в области дошкольного образования отмечают, что метод проектов на современном этапе является одним из эффективных способов развития и формирования у ребенка как познавательных способностей, исследовательских навыков, так и способов самоорганизации, проявления инициативности, активности в сборе информации, её освоении, использовании, принятии решений в деятельности.

Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 369» г. Нижний Новгород

 В работе приняло участие 27 детей старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги образовательной организации. Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, проводилась с февраля 2024 года по май 2024 года.

С целью определения уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и профессиях нами были использованы следующие эмпирические методы: беседа с детьми и родителями, наблюдение за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей, тестирование (модификация Дифференциально-диагностического опросника Е.И. Климова); анализ предметно-пространственной среды ДОО, анализ педагогической документации (рабочих программ воспитателя группы); педагогический эксперимент.

Во время беседы дети вели себя уверенно, открыто, проявляли интерес к задаваемым вопросам о профессиях и труде взрослых, активно отвечали на вопросы. Мы выяснили, что дети имеют общее представление о мире профессий. В среднем мы выявили 8-10 профессий, которые чаще всего встречались в ответах детей. Следует заметить, что данный набор профессий достаточно традиционный: были названы врачи, продавцы, парикмахеры, кондитеры, водители, повара, учителя, полицейские, пожарные и т. п. Редко были названы такие профессии, как бухгалтер, юрист, логопед и другие. Мы можем предположить, что в основном это связано с тем, что ребята запоминают профессии с учетом опыта жизни, сформированных представлений, упоминания их в семье или, когда родители являются представителями этих профессий. Вопросы о профессиях будущего вызвали у всех детей затруднение, ответы и предположения не были высказаны.

Дошкольники охотно поделились своими предпочтениями в выборе профессии. 47% опрошенных связали выбор с профессией одного из родителей или близких родственников. 23 % ребят назвали профессии творческого характера, по типу блогера или певца, актрисы и т. п. Остальные затруднились с ответом, однако почти все дети сказали, что хотят в будущем много зарабатывать. Мы можем сделать вывод на основе ответов детей о том, что большая часть дошкольников связывают свои предпочтения именно с теми профессиями, о которых они знают в силу имеющегося бытового, жизненного опыта, рассказов родителей, посещения с родителями их места работы. Также необходимо отметить, что профессиональную деятельность дети, как правило, связывают с материальным положением, и связь «профессия – деньги» устойчива в представлениях дошкольников.

С целью определения предрасположенности дошкольника, которая выражается в его ценностных ориентациях к определенным типам профессий, мы провели тестирование детей по модифицированному опроснику ДДО Е.И. Климова. К тестированию был привлечен психолог. Интерпретированный вариант теста был понятен дошкольникам, так как все утверждения были подкреплены доступными для восприятия детьми старшего дошкольного возраста картинками. Каждому ребенку предлагалось 18 пар заданий. После чтения каждой пары ему необходимо было выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клетке бланка ответов психолог фиксировал выбор ребёнка знаком «+». Если ребенок не мог дать четкого ответа, мы спрашивали и отмечали, какая деятельность из предложенных ему ближе.

По итогам тестирования мы получили следующие результаты: у 18% детей был ярко выражен тип «человек – художественный образ», у 17% дошкольников выражен тип «человек – знаковая система», у 17% – «человек – техника», у 22% наблюдалась предрасположенность к типу «человек – человек», а у 26% выявлен тип профессий «человек – природа».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что все дошкольники исследуемой группы имеют различный тип предрасположенности к профессиям. Сравнительный анализ итогов беседы и тестирования показал, что предварительное предпочтение ребенком своей будущей профессии не в полной мере соотносится с результатами тестирования. Полученные данные позволяют нам спланировать деятельность в рамках детских проектов, которые помогут не только расширить представления детей о мире профессии, но и их содержание будет направлено на формирование надпрофессиональных умений и навыков.

Анализ предметно-развивающей среды дошкольной организации показал, что она недостаточно наполнена профориентационным материалом. Профориентационные плакаты (сюжетные картины) есть, однако они используется только во время занятий, направленных на ознакомление детей с трудом взрослых. На плакатах изображены следующие профессии: продавец, пожарный, врач, ученый военный, строитель, полицейский, учитель, швея и водитель.

Профориентационная деятельность дошкольников в рабочих программах воспитателей старших групп отражена в области социально-коммуникативного развития в цикле “Ценностное отношение к труду”. Данное направление реализуется эпизодически в совместной образовательной деятельности. Отдельные занятия по ознакомлению с трудом взрослых проводятся один раз в три месяца, несут информационный характер.

Проектная деятельность в плане не отражена, но из анализа технологических карт занятий в данных группах ясно, что проектный метод используется в ходе специально организованной образовательной деятельности, в основном в рамках цикла “Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве”.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нашей задачей являлось погрузить старших дошкольников в профориентационную среду. Для этого нами были разработаны и реализованы восемь проектов как с целью ознакомления с профессиями настоящего и будущего, так и с целью формирования надпрофессиональных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста в ходе организации их ранней профориентации.

В ходе реализации проектов для нас важна была работа с родителями и включение их в процесс познания мира профессий будущего совместно с ребёнком.

Так, проведя тест Е.И. Климова на определение типа профессий, мы простроили связь между типами и надпрофессиональными навыками:

*тип «Человек – Человек» обладает надпрофессиональным навыком «работа с людьми»;

*тип «Человек – Природа» обладает надпрофессиональным навыком «Экологическое мышление»;

*тип «Человек – Художественный образ» обладает надпрофессиональным навыком «творческое мышление»;

*тип «Человек – Знаковая система» и «Человек – Техника» обладает надпрофессиональным навыком «системное мышление». Остановимся на некоторых этапах организации и содержании проектной деятельности.

В качестве примера деятельности с детьми приведем фрагменты детского проекта «Курс на планету Марс». Мы рассказали дошкольникам о том, что сейчас ищут первых исследователей – пионеров Марса, которые должны посетить Красную планету и рассказать, есть ли на ней жизнь. Их группа была выбрана в качестве экспериментальной, и сейчас им надо будет отправиться на планету Марс. Но есть одна проблема: для этого им нужна особого рода сконструированная ракета. Чтобы собрать новую конструкцию, принципиально отличающуюся от тех, которые есть, надо пройти испытания, выбрать исследователей, которые, выполнив задания, смогут осуществить весь проект в целом.

Выполнение задания было в форме квеста, детям было предложено несколько станций, каждая из которых была соотнесена с надпрофессиональными навыками и типами профессий. У каждого ребенка был паспорт, в котором с помощью наклеек сопровождающего педагога, фиксировали позиции каждого ребенка в ходе выполнения заданий на всех станциях и соотносили его способности с типом профессии и уровнем демонстрации сформированности того или иного надпрофессионального навыка, заложенного в заданиях.

Первая станция называлась «Терра формирование» и была направлена на формирование навыка «работа с людьми». Навык «работа с людьми» – это умение человека работать в команде, а также индивидуально с каждым. Эффективно взаимодействовать, учитывать мнение каждого и разрешать конфликты при необходимости. На станции участникам давалось задание определить эмоции на картинках, а потом договориться в команде и изобразить любую эмоцию самостоятельно в парах, в тройках, каждому индивидуально.

Вторая станция называлась «Экзо урбанизм» и была направлена на формирование навыка «экологическое мышление». Навык «экологическое мышление» соединяет в себе бережливое отношение к природным ресурсам, понимание происхождения различных природных явлений. А также уменьшение нагрузки на природу благодаря уменьшению объёма отходов, вторичному использованию вещей. На станции участникам давалось задание обсудить вопрос о том, «какие экологические катастрофы могут произойти, если человек сохранит потребительское отношение к природе?», а также изобразить в виде плаката правила жизни на планете. Были подготовлены эко-мешочки, которые участники украшали, связывая украшение с правилами бережного отношения к природе. Мешочки были сшиты заранее из старой ткани, которой дети дали вторую жизнь.

Третья станция называлась «Легодрайф» и направлена на формирование навыка «системное мышление». Навык «системное мышление» – это умение быстро разбираться в сложных процессах. Умение с технического языка доносить до людей на понятном. Такие люди умеют хорошо видеть картину целиком с учетом всех составляющих». На станции участникам предлагался нестандартный магнитный конструктор, из которого они должны были смастерить макет будущей ракеты, используя палитру чертежа на компьютере.

Четвертая станция называлась «Артпространство» и направлена на формирование навыка «творческое мышление». «Навык «творческое мышление» – это один из основных необходимых навыков XXI века. Роботы никогда не смогут заменить человека, потому что только человек может создавать креативные продукты. Всё больше у производств запрос на эксклюзивные товары, тому подтверждение – появление технологий NFT. На станции участникам было предложено на готовом рисунке робота дорисовать ему дополнительные необходимые инструменты для полёта на планету Марс, придумать функции, которые он может выполнять, помогая человеку.

В завершении по результатам выполненных заданий были сформированы экипажи для экспедиции на Марс, по предложенным макетам из бросового материала была сконструирована ракета и организована сюжетно-ролевая игра «Полет на планету Марс».

Следующим этапом нашего проекта было проведение родительского собрания. На данном этапе нам было важно рассказать о проектах, в которых дети приняли участие. Мы посвящали родителей в тему трендов будущего и в том, как они связаны с ранней профориентацией. Важно было установить обратную связь на основе собственных наблюдений и презентовать технологию для ознакомления с миром профессий будущего.

Одной из инновационных технологий проекта является чат-бот, в котором родители могли ещё раз совместно с ребёнком пройти тестирование, посмотреть, какие надпрофессиональные навыки соответствуют данному типу профессии. Далее посмотреть, какие профессии будущего включают в себя данные навыки, какие из них можно развивать в домашних условиях. Также познакомить родителей с технологией создания индивидуального образовательного профессионального маршрута.

 В чат-боте было задание для совместного выполнения родителей и ребёнка: сделать карточку профессии будущего ребенка. На лист А3 мы предлагали приклеить фотографию ребёнка, написать ФИО, название надпрофессиональных навыков, которые, по мнению родителей, у ребёнка хорошо сформированы, и описание профессии будущего, которую совместно с ребёнком они выбрали.

В ходе реализации проектов мы анализировали поведение дошкольников в различных интерактивах на каждой станции, соотнося связь между типами профессий, диагностированных во время тестирования, и надпрофессиональными навыками. Оказалось, что типология профессии, по принципу которой мы разделили ребят на группы, действительно соотносится с выбранными надпрофессиональными навыками станций.

Анализ результатов проекта показал, что дети были более успешны на той площадке, которая показывала компетентность именно в том надпрофессиональном навыке, который соответствует преобладающему типу профессии (по диагностике Климова).

Исходя из результатов нашего исследования, мы можем констатировать, что для современного ребенка невероятно важно получить востребованные знания о современных профессиях. Текущая профориентация в дошкольном образовании не ограничивается только информированием дошкольников о профессиях взрослых. Необходим комплексный подход, в процессе которого ребенку не только дадут общие сведения о мире профессий, но и на практике покажут суть каждой из них, в особенности тех, что актуальны сегодня.

Соответственно, целенаправленная, систематическая и многообразная по форме и методам работа с детьми позволяет создать у них правильные представления о труде и профессиональной деятельности взрослых. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, приобрести представления о мире профессий настоящего и будущего, осваивают ценностное отношение к труду взрослых, демонстрируют самостоятельность, активность и творчество, что помогает их дальнейшему успешному обучению в школе, а в дальней перспективе – стать профессионалами своего любимого дела. Ориентация в ходе проектной деятельности на формирование у дошкольников надпрофессиональных навыков позволяет развить способности к творческой деятельности, содействует совершенствованию мыслительных операций, вырабатывает необходимые качества личности, позволяющие в будущем быть успешным в разных видах деятельности.

 Библиографический список:

1.         Быков С.Е. Успех каждого ребёнка: ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ. Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования. Екатеринбург, 2020: 301–304.

2.         Аганина М.А. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Наука и современное общество. 2020; № 159: 219–221.

3.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html 114

4.         Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

5.         Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет. Москва: ТЦ Сфера, 2014; Кн. 2.

6.         Козлова А.Ю. Открытая коммуникация – культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста. Научное отражение. 2019; № 1 (15): 12–14.

7.         Королева М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий. Молодой ученый. 2015; № 7: 788–791.

8.         Спиридонова В.А., Данилова Е.И. Формирование у детей дошкольного возраста знаний и представлений о профориентации. Вестник научных конференций. 2018;

№ 9-3 (37): 113–114.

9.         Атлас новых профессий https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf

10.       Дебелая В.В. Формирование навыков проектной деятельности у старших дошкольников на организованной образовательной деятельности. Приоритетные направления развития образования и науки. Губкин: ООО «Центр научного сотрудничества», 2017: 108–111

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_proforientatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Булычева Наталья Павловна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 В статье представлено теоретическое обоснование и описание апробации педагогических условий использования проектной деятельности в организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность представленного в статье исследования обоснована необходимостью определения, апробации педагогических условий использования образовательных технологий, в частности проектной деятельности, в оптимизации вопросов ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Традиционно профориентационная деятельность становится приоритетной на старших ступенях общеобразовательного учреждения, вместе с тем вызовы современности побуждают и родителей, и педагогов актуализировать вопросы выбора профессии, соотносимости способностей личности с той или иной профессиональной деятельностью гораздо раньше, чем по окончании школы.

Ранняя профориентация – достаточно новое направление в отечественной педагогике. По мнению С.Е. Быкова, «… целью данного направления является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру». И, несмотря на то, что традиционно дошкольный возраст не связывается напрямую с выбором будущей профессии ребенка, необходимо и возможно создать условия, при которых будет происходить выявление предрасположенности личности к той или иной деятельности и возможность ярко представить свои способности не только в «традиционных» детских видах деятельности, но и в деятельности, которая связана с той или иной профессией. При этом, на наш взгляд, следует избегать так называемой суррогатности и, понимая, что это лишь предпосылки, относиться к этому процессу осмысленно, методически грамотно. М.А. Аганина отмечает, что «обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде». Положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ставят перед педагогами задачи, основными из которых являются воспитание у дошкольников предпосылок конкурентоспособного человека, успешной личности, в том числе реализующей себя в профессиональной деятельности.

Вопросы ранней профориентационной работы в современной дошкольной образовательной организации с детьми требуют сегодня осмысления, наполнения новым содержанием, использования образовательных технологий. В этой связи целью нашей работы явилось теоретическое обоснование и апробация проектной деятельности в организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: 

- охарактеризовать специфику профориентационной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- показать пути эффективного использования проектной деятельности в формировании надпрофессиональных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В своем исследовании мы предполагали, что проектная деятельность будет являться эффективным средством организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, если:

–её содержание помогает раскрыть первоначальную предрасположенность детей к той или иной профессиональной деятельности;

–выполнение действий в ходе проекта ориентировано на формирование надпрофессиональных навыков и их связь с типом профессии и предполагает ознакомление родителей с технологией создания индивидуального образовательного профессионального маршрута своего ребенка.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании возможности и необходимости организации вопросов профориентационной деятельности уже на ступени дошкольного образования, отхода от традиционного информационного подхода по ознакомлению дошкольников с профессиями и трудом взрослых. Теоретическая значимость работы состоит в определении условий организации проектной деятельности в рамках решения задач ранней профориентационной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Работа имеет практическую значимость, так как разработано и апробировано содержание проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как по ознакомлению с профессиями настоящего и будущего, так и по формированию у детей надпрофессиональных навыков.

Рассматривая вопросы ранней профориентации дошкольников, мы основывались как на классические исследования отечественных ученых в области дошкольной педагогики, так и на современные взгляды по данному вопросу.

Традиционно в дошкольной педагогике вопросы профориентации рассма- тривались в рамках решения задач трудового воспитания дошкольников, в боль- шей степени как решение задачи ознакомления с трудом взрослых (Р.С. Буре, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева, М.В. Крулехт и др.), его компонентами, условиями формирования элементарных трудовых навыков. У детей воспитывалось уважение к труду взрослых и принятие человека-труженика, желание ему помогать и подражать. В результате многочисленных исследований в данной области в дошкольной педагогике сложились подходы к реализации данной задачи в педагогическом процессе. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) предлагают в педагогическом процессе раскрывать перед дошкольником структурные элементы процесса труда, поэтапно демонстрировать технологию изготовления продукта труда, подчеркивая необходимость тех или иных орудий, предметов труда и т. д. В итоге у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, воспитываться уважение к труду. В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир профессий по принципу «от близкого к далекому» (М. Крулехт). В дошкольной педагогике разработана система ознакомления ребят с трудом взрослых. С учетом возраста детей сначала предлагается знакомить с трудом тех взрослых, которые рядом: это воспитатель, помощник воспитателя, медицинская сестра, повар и т. д. Важно знакомить с трудом родителей, даже условное ознакомление с общественной важностью трудовой деятельности, объектом и предметом труда значимых взрослых формирует у детей системные представления о профессии, отмечают исследователи (Р.С. Буре, В.И. Логинова и др.). Представления детей находят отражение в сюжетно-ролевых играх, беседах, в продуктивной деятельности [1]. Однако зачастую взрослые наставники – родители, педагоги – не замечают предпосылок развития профессиональных навыков через сюжетно-ролевую игру и не занимаются развитием способностей ребенка к той или иной профессии, делают отсылки на ранний возраст или предпочитают свое мнение по поводу выбора будущей профессии ребенка. Е.А. Алябьева считает, что одной из важных задач социализации ребенка является ознакомление детей с профессиями взрослых. Она отмечает, что «именно это знакомство позволяет детям глубже погрузиться в мир взрослых. Представление о профессиях способствует формированию интереса к труду, зарождению мечты о собственном будущем, также позволяет развивать чувство гордости за результаты трудов своих близких родственников».

Воспитание ценностного отношения к человеку-труженику традиционно является вопросом социально-нравственного воспитания ребенка. И на это в своих исследованиях обращают внимание Д.Б. Эльконин, С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова и др. Отношение человека к труду, его личностные качества, его мастерство и компетентность, служение Отчизне являются ключевыми моментами ознакомления с трудом взрослых. «Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека», – заключает А.Ю. Козлова.

Исследования современных педагогов и психологов по вопросам ранней профориентации достаточно противоречивы. В своей статье М.В. Королева отмечает: «Существует явная потребность ранней профориентации дошкольников, однако наблюдается недостаточно разработанная научно-методическая основа её проектирования и средств реализации».

Профессиональная ориентация в целом понимается как целенаправленный процесс, результатом которого является профессиональное самоопределение (Е.А. Климов и др.). По мнению В.А. Спиридоновой, «… её следует рассматривать как совокупность мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, а также интересов и способностей к той или иной профессии, которая наиболее соответствует индивидуальным возможностям. Результатом ее является профессиональное самоопределение личности. И начало данного процесса, по мнению современных исследователей, начинается именно в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство можно согласовывать с первыми этапами профессионального самоопределения, в рамках которых не происходит выбора и освоения какой-то деятельности в области той или иной профессии. Содержание данных этапов, которые часто называют «допрофессиональным самоопределением», предполагает организацию работы по ознакомлению детей с трудом как видом деятельности, имеющим свои компоненты, развитие у ребенка внутренней готовности осознанно и самостоятельно конструировать, затем и реализовывать свой путь профессионального становления.

Позднее у ребенка формируются конкретно-наглядные представления о профессии как основе развития дальнейшего профессионального самосознания. Значимо, что на этом этапе, как утверждают ученые, у дошкольников происходит формирование положительного отношения к миру профессий, уважительного отношения к трудящемуся человеку, к результатам профессиональной деятельности (В.И. Логинова и др.).

Следует отметить и тот факт, что ранняя профориентация носит ещё и информационный характер и заключается в сборе обобщенных данных о мире профессий, а также в мечтах ребенка о какой-либо деятельности на основе полученных знаний от взрослых или общества в целом. Как правило, дошкольники мечтают о тех профессиях, которые положительно оцениваются взрослыми или вызывают внешний интерес у ребенка.

М.В. Королева указывает, что «детство – своеобразный исток зарождения профессионального самоопределения. Начиная с дошкольного возраста, у ребенка обнаруживается склонность к определенным занятиям, которые в дальнейшем могут перейти в профессиональную деятельность».

Вместе с тем в детском саду вопросу формирования актуальных представлений о мире профессий уделяется косвенное внимание. В развивающемся современном обществе возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у детей. Сложным для решения является вопрос о прогнозировании педагогами востребованных профессий будущего, что, несомненно, связано со стремительным темпом научно-технического

 

прогресса. В быстро меняющемся мире можно столкнуться с ситуацией молниеносного зарождения новых трудовых сфер. За период нахождения ребенка в старшей дошкольной группе и ситуацией выбора высшего образовательного учреждения проходит более десяти лет, и в развивающемся обществе за эти годы появляется масса новых профессий.

Поэтому ещё одной проблемой ранней профориентационной работы является постоянная потребность учитывать ситуацию времени, развития техники, возрастающую потребность в инженерных профессиях, профессиях, которые позволяют промышленности, да и обществу в целом, быть современными. Традиционные профессии будут существовать всегда, и с некоторыми из них ребенок соприкасается каждодневно, но время предлагает и совершенно новый набор профессиональной деятельности, связанный с технологиями, урбанизацией и т. п. И не учитывать это в образовательных учреждениях нельзя.

Современный ребенок – это совершенно новая личность, которая развивается интенсивно, и за высокими темпами обучения психика ребенка порой не успевает оценить и понять, каков же мир вокруг, как в этом мире существовать и где его место. Одним из положений в рассматриваемом нами вопросе является мысль о том, что профориентация в современном мире – это не только знакомство с профессиями, но и формирование необходимых надпрофессиональных навыков, на которые сейчас делается большой упор при найме сотрудника работодателем.

Надпрофессиональные навыки формируются с самого рождения и необходимы современному человеку для успешного выстраивания карьеры в условиях неопределённой ситуации и постоянных изменений.

Первыми в нашей стране о важности надпрофессиональных навыков в рамках профориентации заговорили такие организации, как «Сколково» и «Агентство стратегических инициатив». В 2013 году был создан «Атлас новых профессий». В 2019 году вышла третья редакция данной книги, в которой авторы акцентировали свой посыл на детей и родителей. В книге раскрывается следующий сюжет: девочка Вероника со своим другом робокролом путешествует по будущему и узнает, что происходит с разными отраслями рынка, как они меняются, из-за чего происходят эти изменения, что делать в условиях данных изменений.

Атлас новых профессий – это своеобразный альманах профессий будущего. Авторы книги-альманаха отмечают, что если раньше мир менялся медленно, то человек мог приобрести определенный набор профессиональных навыков и быть востребованным в течение долгого времени, а надпрофессиональные навыки были необходимы тем, кто хотел построить более успешную карьеру, но повсеместно они не были необходимы.

Сейчас ситуация изменилась, соответственно, и модель необходимых навыков. Современная модель выглядит, как матрёшка. Внутренняя составляющая навыков является экзистенциальными, это те навыки, которые можно применять в любых ситуациях, они помогают быстро реагировать на изменения и действовать в таких ситуациях. Развитие таких навыков, как саморазвитие, сила воли, осознанность, являются сильным фундаментом для успешного будущего. Сейчас намного важнее не иметь багаж знаний, а уметь эти знания приобретать для выполнения конкретных задачи

Средний слой навыков называется кросс-контекстным. Навыки используются в более широком смысле по отношению к самому себе и обществу. Эти навыки и являются надпрофессиональными, они напрямую не относятся к профессии, но усиливают производительность человека на работе и оптимизируют процессы. Помогают человеку быть более стрессоустойчивым, эффективным и успешным. Это навыки тайм-менеджмента, умение работать в команде, системное мышление, творческое мышление, навыки письма. Здесь важно понимать, что такой определённый навык с учётом индивидуальных особенностей у кого-то будет выражен сильнее, у кого-то слабее. Но важная особенность надпрофессиональных навыков заключается в том, что их можно развивать независимо от типа человека, но чем раньше это сделать, тем более успешен человек.

И внешний слой навыков – контекстные/специализированные навыки. Это профессиональные навыки, которые используются в определённом контексте. Водитель водит машину, врач лечит людей, но из-за высокой скорости изменений эти навыки каждый раз необходимо обновлять. Если у человека не развиты кросс-контекстные навыки, то он не способен быстро адаптироваться к изменениям и обновлять базу знаний.

Поэтому в современном мире намного важнее, чтобы человек умел учиться, совершать ошибки, анализировать опыт, уметь работать в команде и развивать творческое мышление. С этими базовыми навыки он сможет быть конкурентоспособен в любой профессиональной среде.

Один из инновационных, новых и действенных путей реализации профориентационной деятельности является внедрение в программу дошкольного образования проектной деятельности. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирования личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные ребенком в ходе реализации проекта, становятся его личным достижением. Обращение к потенциалу проектной деятельности в дошкольном образовании неслучайно. Современные педагоги, осмыслив и выделив позитивные характеристики данной технологии, соотнеся их с возрастными потребностями и возможностями детей, создают пространство развития ребенка. Данная технология предполагает совокупность исследовательских, эвристических, проблемных методов, позволяющих развивать познавательную активность, интерес детей, выводить их на уровень осмысленного планомерного изучения или создания нового продукта, значимого именно для них самих. Проектная деятельность создает условия для развития ребенка как субъекта деятельности. Следует отметить, что проектная деятельность отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования. Она рассматривается как одно из средств, обеспечивающих развитие индивидуальности и инициативы (п. 3.2.5 ФГОС дошкольного образования) и позволяющих обеспечить создание социальной ситуации развития.

Организация проектной деятельности должна отвечать принципам, указанным в п. 1.4. ФГОС ДО: она осуществляется на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становясь субъектом образования; основу образовательной деятельности представляет собой содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; при этом гарантируется поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В современной методической литературе представлены технологические этапы использования данной технологии, которая зарекомендовала себя на современном этапе как наиболее развивающая. Деятельность с детьми организуется в форме сотрудничества, творчески и продуктивно. Практики в области дошкольного образования отмечают, что метод проектов на современном этапе является одним из эффективных способов развития и формирования у ребенка как познавательных способностей, исследовательских навыков, так и способов самоорганизации, проявления инициативности, активности в сборе информации, её освоении, использовании, принятии решений в деятельности.

Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 369» г. Нижний Новгород

 В работе приняло участие 27 детей старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги образовательной организации. Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, проводилась с февраля 2024 года по май 2024 года.

С целью определения уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и профессиях нами были использованы следующие эмпирические методы: беседа с детьми и родителями, наблюдение за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей, тестирование (модификация Дифференциально-диагностического опросника Е.И. Климова); анализ предметно-пространственной среды ДОО, анализ педагогической документации (рабочих программ воспитателя группы); педагогический эксперимент.

Во время беседы дети вели себя уверенно, открыто, проявляли интерес к задаваемым вопросам о профессиях и труде взрослых, активно отвечали на вопросы. Мы выяснили, что дети имеют общее представление о мире профессий. В среднем мы выявили 8-10 профессий, которые чаще всего встречались в ответах детей. Следует заметить, что данный набор профессий достаточно традиционный: были названы врачи, продавцы, парикмахеры, кондитеры, водители, повара, учителя, полицейские, пожарные и т. п. Редко были названы такие профессии, как бухгалтер, юрист, логопед и другие. Мы можем предположить, что в основном это связано с тем, что ребята запоминают профессии с учетом опыта жизни, сформированных представлений, упоминания их в семье или, когда родители являются представителями этих профессий. Вопросы о профессиях будущего вызвали у всех детей затруднение, ответы и предположения не были высказаны.

Дошкольники охотно поделились своими предпочтениями в выборе профессии. 47% опрошенных связали выбор с профессией одного из родителей или близких родственников. 23 % ребят назвали профессии творческого характера, по типу блогера или певца, актрисы и т. п. Остальные затруднились с ответом, однако почти все дети сказали, что хотят в будущем много зарабатывать. Мы можем сделать вывод на основе ответов детей о том, что большая часть дошкольников связывают свои предпочтения именно с теми профессиями, о которых они знают в силу имеющегося бытового, жизненного опыта, рассказов родителей, посещения с родителями их места работы. Также необходимо отметить, что профессиональную деятельность дети, как правило, связывают с материальным положением, и связь «профессия – деньги» устойчива в представлениях дошкольников.

С целью определения предрасположенности дошкольника, которая выражается в его ценностных ориентациях к определенным типам профессий, мы провели тестирование детей по модифицированному опроснику ДДО Е.И. Климова. К тестированию был привлечен психолог. Интерпретированный вариант теста был понятен дошкольникам, так как все утверждения были подкреплены доступными для восприятия детьми старшего дошкольного возраста картинками. Каждому ребенку предлагалось 18 пар заданий. После чтения каждой пары ему необходимо было выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клетке бланка ответов психолог фиксировал выбор ребёнка знаком «+». Если ребенок не мог дать четкого ответа, мы спрашивали и отмечали, какая деятельность из предложенных ему ближе.

По итогам тестирования мы получили следующие результаты: у 18% детей был ярко выражен тип «человек – художественный образ», у 17% дошкольников выражен тип «человек – знаковая система», у 17% – «человек – техника», у 22% наблюдалась предрасположенность к типу «человек – человек», а у 26% выявлен тип профессий «человек – природа».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что все дошкольники исследуемой группы имеют различный тип предрасположенности к профессиям. Сравнительный анализ итогов беседы и тестирования показал, что предварительное предпочтение ребенком своей будущей профессии не в полной мере соотносится с результатами тестирования. Полученные данные позволяют нам спланировать деятельность в рамках детских проектов, которые помогут не только расширить представления детей о мире профессии, но и их содержание будет направлено на формирование надпрофессиональных умений и навыков.

Анализ предметно-развивающей среды дошкольной организации показал, что она недостаточно наполнена профориентационным материалом. Профориентационные плакаты (сюжетные картины) есть, однако они используется только во время занятий, направленных на ознакомление детей с трудом взрослых. На плакатах изображены следующие профессии: продавец, пожарный, врач, ученый военный, строитель, полицейский, учитель, швея и водитель.

Профориентационная деятельность дошкольников в рабочих программах воспитателей старших групп отражена в области социально-коммуникативного развития в цикле “Ценностное отношение к труду”. Данное направление реализуется эпизодически в совместной образовательной деятельности. Отдельные занятия по ознакомлению с трудом взрослых проводятся один раз в три месяца, несут информационный характер.

Проектная деятельность в плане не отражена, но из анализа технологических карт занятий в данных группах ясно, что проектный метод используется в ходе специально организованной образовательной деятельности, в основном в рамках цикла “Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве”.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нашей задачей являлось погрузить старших дошкольников в профориентационную среду. Для этого нами были разработаны и реализованы восемь проектов как с целью ознакомления с профессиями настоящего и будущего, так и с целью формирования надпрофессиональных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста в ходе организации их ранней профориентации.

В ходе реализации проектов для нас важна была работа с родителями и включение их в процесс познания мира профессий будущего совместно с ребёнком.

Так, проведя тест Е.И. Климова на определение типа профессий, мы простроили связь между типами и надпрофессиональными навыками:

*тип «Человек – Человек» обладает надпрофессиональным навыком «работа с людьми»;

*тип «Человек – Природа» обладает надпрофессиональным навыком «Экологическое мышление»;

*тип «Человек – Художественный образ» обладает надпрофессиональным навыком «творческое мышление»;

*тип «Человек – Знаковая система» и «Человек – Техника» обладает надпрофессиональным навыком «системное мышление». Остановимся на некоторых этапах организации и содержании проектной деятельности.

В качестве примера деятельности с детьми приведем фрагменты детского проекта «Курс на планету Марс». Мы рассказали дошкольникам о том, что сейчас ищут первых исследователей – пионеров Марса, которые должны посетить Красную планету и рассказать, есть ли на ней жизнь. Их группа была выбрана в качестве экспериментальной, и сейчас им надо будет отправиться на планету Марс. Но есть одна проблема: для этого им нужна особого рода сконструированная ракета. Чтобы собрать новую конструкцию, принципиально отличающуюся от тех, которые есть, надо пройти испытания, выбрать исследователей, которые, выполнив задания, смогут осуществить весь проект в целом.

Выполнение задания было в форме квеста, детям было предложено несколько станций, каждая из которых была соотнесена с надпрофессиональными навыками и типами профессий. У каждого ребенка был паспорт, в котором с помощью наклеек сопровождающего педагога, фиксировали позиции каждого ребенка в ходе выполнения заданий на всех станциях и соотносили его способности с типом профессии и уровнем демонстрации сформированности того или иного надпрофессионального навыка, заложенного в заданиях.

Первая станция называлась «Терра формирование» и была направлена на формирование навыка «работа с людьми». Навык «работа с людьми» – это умение человека работать в команде, а также индивидуально с каждым. Эффективно взаимодействовать, учитывать мнение каждого и разрешать конфликты при необходимости. На станции участникам давалось задание определить эмоции на картинках, а потом договориться в команде и изобразить любую эмоцию самостоятельно в парах, в тройках, каждому индивидуально.

Вторая станция называлась «Экзо урбанизм» и была направлена на формирование навыка «экологическое мышление». Навык «экологическое мышление» соединяет в себе бережливое отношение к природным ресурсам, понимание происхождения различных природных явлений. А также уменьшение нагрузки на природу благодаря уменьшению объёма отходов, вторичному использованию вещей. На станции участникам давалось задание обсудить вопрос о том, «какие экологические катастрофы могут произойти, если человек сохранит потребительское отношение к природе?», а также изобразить в виде плаката правила жизни на планете. Были подготовлены эко-мешочки, которые участники украшали, связывая украшение с правилами бережного отношения к природе. Мешочки были сшиты заранее из старой ткани, которой дети дали вторую жизнь.

Третья станция называлась «Легодрайф» и направлена на формирование навыка «системное мышление». Навык «системное мышление» – это умение быстро разбираться в сложных процессах. Умение с технического языка доносить до людей на понятном. Такие люди умеют хорошо видеть картину целиком с учетом всех составляющих». На станции участникам предлагался нестандартный магнитный конструктор, из которого они должны были смастерить макет будущей ракеты, используя палитру чертежа на компьютере.

Четвертая станция называлась «Артпространство» и направлена на формирование навыка «творческое мышление». «Навык «творческое мышление» – это один из основных необходимых навыков XXI века. Роботы никогда не смогут заменить человека, потому что только человек может создавать креативные продукты. Всё больше у производств запрос на эксклюзивные товары, тому подтверждение – появление технологий NFT. На станции участникам было предложено на готовом рисунке робота дорисовать ему дополнительные необходимые инструменты для полёта на планету Марс, придумать функции, которые он может выполнять, помогая человеку.

В завершении по результатам выполненных заданий были сформированы экипажи для экспедиции на Марс, по предложенным макетам из бросового материала была сконструирована ракета и организована сюжетно-ролевая игра «Полет на планету Марс».

Следующим этапом нашего проекта было проведение родительского собрания. На данном этапе нам было важно рассказать о проектах, в которых дети приняли участие. Мы посвящали родителей в тему трендов будущего и в том, как они связаны с ранней профориентацией. Важно было установить обратную связь на основе собственных наблюдений и презентовать технологию для ознакомления с миром профессий будущего.

Одной из инновационных технологий проекта является чат-бот, в котором родители могли ещё раз совместно с ребёнком пройти тестирование, посмотреть, какие надпрофессиональные навыки соответствуют данному типу профессии. Далее посмотреть, какие профессии будущего включают в себя данные навыки, какие из них можно развивать в домашних условиях. Также познакомить родителей с технологией создания индивидуального образовательного профессионального маршрута.

 В чат-боте было задание для совместного выполнения родителей и ребёнка: сделать карточку профессии будущего ребенка. На лист А3 мы предлагали приклеить фотографию ребёнка, написать ФИО, название надпрофессиональных навыков, которые, по мнению родителей, у ребёнка хорошо сформированы, и описание профессии будущего, которую совместно с ребёнком они выбрали.

В ходе реализации проектов мы анализировали поведение дошкольников в различных интерактивах на каждой станции, соотнося связь между типами профессий, диагностированных во время тестирования, и надпрофессиональными навыками. Оказалось, что типология профессии, по принципу которой мы разделили ребят на группы, действительно соотносится с выбранными надпрофессиональными навыками станций.

Анализ результатов проекта показал, что дети были более успешны на той площадке, которая показывала компетентность именно в том надпрофессиональном навыке, который соответствует преобладающему типу профессии (по диагностике Климова).

Исходя из результатов нашего исследования, мы можем констатировать, что для современного ребенка невероятно важно получить востребованные знания о современных профессиях. Текущая профориентация в дошкольном образовании не ограничивается только информированием дошкольников о профессиях взрослых. Необходим комплексный подход, в процессе которого ребенку не только дадут общие сведения о мире профессий, но и на практике покажут суть каждой из них, в особенности тех, что актуальны сегодня.

Соответственно, целенаправленная, систематическая и многообразная по форме и методам работа с детьми позволяет создать у них правильные представления о труде и профессиональной деятельности взрослых. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, приобрести представления о мире профессий настоящего и будущего, осваивают ценностное отношение к труду взрослых, демонстрируют самостоятельность, активность и творчество, что помогает их дальнейшему успешному обучению в школе, а в дальней перспективе – стать профессионалами своего любимого дела. Ориентация в ходе проектной деятельности на формирование у дошкольников надпрофессиональных навыков позволяет развить способности к творческой деятельности, содействует совершенствованию мыслительных операций, вырабатывает необходимые качества личности, позволяющие в будущем быть успешным в разных видах деятельности.

 Библиографический список:

1.        Быков С.Е. Успех каждого ребёнка: ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ. Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования. Екатеринбург, 2020: 301–304.

2.        Аганина М.А. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Наука и современное общество. 2020; № 159: 219–221.

3.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html 114

4.        Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

5.        Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет. Москва: ТЦ Сфера, 2014; Кн. 2.

6.        Козлова А.Ю. Открытая коммуникация – культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста. Научное отражение. 2019; № 1 (15): 12–14.

7.        Королева М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий. Молодой ученый. 2015; № 7: 788–791.

8.        Спиридонова В.А., Данилова Е.И. Формирование у детей дошкольного возраста знаний и представлений о профориентации. Вестник научных конференций. 2018;

№ 9-3 (37): 113–114.

9.        Атлас новых профессий https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf

10.        Дебелая В.В. Формирование навыков проектной деятельности у старших дошкольников на организованной образовательной деятельности. Приоритетные направления развития образования и науки. Губкин: ООО «Центр научного сотрудничества», 2017: 108–111


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями

Описание опыта работы воспитателя по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями социумом....

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Фундаментом дошкольного образования являются игровые технологии, способные реализовать эту задачу. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о д...