Отчёт по теме самообразования "Совершенствование сенсорно - перцептивной сферы у детей ЗПР через игровую деятельность.
материал (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2025.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»

(МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: ИНН 3704002708 КПП 370401001

ОТЧЁТ

ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

СЕНСОРНО – ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ЗПР ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

образовательная область

«познавательное развитие»

возраст 5-6 лет, дети ЗПР

Разработала:

Воспитатель: Ковалева М.Д.

Тейково

2025

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Несомненно, игра имеет
наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и
процессов ребенка-дошкольника. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей
специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение,
самодеятельность. Мое внимание привлекла тема «Игра как средство воспитания и
развития ребенка с ОВЗ», так как именно через игровую деятельность ребенок познает
мир.
Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной теме, составила
план самообразования. Оптимизировала предметно-развивающую среду. Обновила
уголок «ряжения», пополнила атрибутами уголок театрализованной деятельности,
сенсорную стенку. Также были оформлены картотеки различных игр: картотека
пальчиковых игр, подвижных игр, дидактических игр, опытнической деятельности,
сюжетно-ролевых игр. Были изготовлены дидактические игры по сенсорному
развитию, мелкой моторике. Совместно с родителями изготовила пособия для
сенсорной стены.
Работу с детьми я начала с игр на подражание и взаимодействие, на развитие
сенсорных способностей и мелкой моторики. Использование в своей работе
различных игр помогло мне наладить эмоциональный контакт с детьми в период их
адаптации к условиям детского учреждения. В период привыкания к новой
обстановке ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми,
взрослыми. Веселые, эмоциональные игры с использованием художественного слова
помогли установить контакт с детьми, вызвать у положительные эмоции, симпатии к
воспитателю. Затем постепенно вводила дополнительные виды игр: игры с
предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные; словесные
игры, подвижные игры, игры-эксперименты, сюжетно-ролевые.
Проведены НОД с использованием дидактических игр «Подружимся с мишкой»,
«Как Колобок друзей искал»; коррекционные часы «Вода и способы ее
использования», «Свойства бумаги»; физкультурное развлечение с участием
родителей.
Для того, чтобы педагогическая работа была эффективнее, необходимо участие
родителей. Чтобы понять отношение семьи к игре детей дома, я провела
анкетирование среди родителей. В анкетировании принимали участие 100 %
родителей, 50% опрошенных отметили, что им не всегда удается играть с ребенком,
60% родителей затруднились ответить о любимых ролях их ребенка, 70% родителей
указали, что дома присутствует уголок для игр, также 40% родителей отметили, что
покупают игрушки каждую неделю и чаще. Таким образом, выяснилось, что родители
не уделяют должного внимания совместным играм с ребенком, но с удовольствием
покупают новые игрушки детям. Выявлена была необходимость проинформировать
родителей о важности совместных игр с детьми, о необходимости развивать игровые
навыки у детей.
С целью обогащения представлений родителей о важности игры и игрушек в
воспитании детей и об организации игровой деятельности были предложены памятки,
консультации: «Игра с малышом», «Какие игрушки покупать ребенку», «Поиграй со
мной!», «Взрослые, дети, игра», «Занимательные опыты на кухне». В приемной была
оформлена папка-передвижка с консультацией на тему «Играем пальчиками». В

папке-раскладушке выставлялся текстовый материал и описание различных
пальчиковых игр для того, чтобы родители смогли поиграть в них дома с детьми. В
результате проделанной работы у родителей повысился интерес к играм детей дома.
Большинство родителей с интересом разучивают с детьми новые игры, загадывают
загадки, серьезнее относятся к выбору игрушек.
Чтобы проанализировать и выявить качество и эффективность своей работы по
данному направлению я провела диагностическое обследование детей в начале года и
в конце года .
Высокий уровень:
Замысел игры возникает у ребенка преимущественно по собственной инициативе,
только в некоторых случаях взрослый ему приходит на помощь. В игре он отображает
знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие события может
повторять в игре многократно. Игровые задачи ставит самостоятельно, лишь иногда
требуется незначительная помощь взрослого. Количество игровых задач,
поставленных в игре, колеблется от 1 до 5-6. Они могут быть взаимосвязанные между
собой и разрозненные. У ребенка хорошо сформированы предметные способы
решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени
обобщенности могут быть как разрозненные, так и обобщенные. Ребенок
самостоятельно использует в играх знакомые и новые предметы-заместители,
воображаемые предметы. Иногда малыш принимает на себя роль взрослого, в
некоторых случаях обозначает ее словом. Игра носит преимущественно
индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм
сверстников.
Средний уровень:
Замысел игры появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения
взрослого. В игре отображает знакомые события, с удовольствием повторяет одну
какую-то ситуацию. Игровые задачи ребенок может ставить как самостоятельно, так и
с помощью взрослого. Количество поставленных игровых задач может быть от 1 до 4-
5, они могут быть взаимосвязанные и разрозненные. У ребенка сформированы
предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками
разнообразные, по степени обобщенности развернутые и обобщенные.
Самостоятельно использует в играх только знакомые предметы-заместители в
известном значении, по мере необходимости включает в игру воображаемые
предметы. Возможна и помощь взрослого в выборе любого способа. Роль взрослого
не принимает. Игра носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к
играм сверстников.
Низкий уровень
Чаще всего играть ребенок начинает после предложения взрослого, т.е. он помогает
малышу в появлении замысла. Отображает знакомые события, многократно повторяя
одну ситуацию. Игровые задачи также помогает ребенку поставить взрослый, в
отдельных случаях некоторые игровые задачи он ставит самостоятельно. Их

количество не более 1-2. Предметные способы решения игровых задач недостаточно
сформированы. Игровые действия с игрушками чаще всего однообразные, по степени
обобщенности они только развернутые. Не использует в играх предметы-заместители
и воображаемые предметы. Игра индивидуальная, ребенок почти не проявляет
интереса к играм сверстников.
Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы
устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. В играх детей
появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и
обычно подстраиваются.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа в этом направлении
является эффективной и нужной для дальнейшего развития и социализации детей с
ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...

Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»

Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...

Презентация РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯРЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Проект «Наша безопасность» По теме: «Формирование у дошкольников элементарных основ безопасности жизнедеятельности через игровую деятельность»

Ознакомление детей дошкольного возраста с элементарными правилами  безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми)...

" Формирование сенсорно-перцептивного опыта у детей с ТМНР через практическую деятельность"

Публикация " Формирование сенсорно-перцептивного опыта у детей с ТМНР через практическую деятельность"...