Информационно-творческий проект "Арт-путешествие"
проект (подготовительная группа)

Ольга Викторовна Дериглазова

Народное творчество, декоративно-прикладное искусство имеет большое влияние на формирование мировоззрения человека, т.к. в нем заложен культурный код целого народа и не одного поколения. Творчество раскрывает быт, обычаи и традиции русского народа. Знакомство с элементами русской народной культуры, помогает способствует развитию патриотических чувств детей. Оно помогает ребенку  взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть глубину, красоту окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_proekt.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

                    Информационно-творческий проект "Народные промыслы" 

                          (краткосрочный проект для подготовительной к школе группы)

Подготовили: музыкальный руководитель Дериглазова О.В., воспитатели Углова Л.А., О.В., Гордиенко Л,А.)

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели);

Срок реализации проекта: 04.09.2024 – 29.09.2025

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. В современном мире на политической арене мы наблюдаем подмену понятий, искажение фактов истории, что пагубно влияет на формирование здорового мировоззрение человека. Современная молодежь не всегда способна отличить правдивую информацию от искаженной. В данном случае в работе с дошкольниками в качестве важного воспитательного фактора выступает гражданско-патриотическое воспитание.

 

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные: Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивающие: - развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

-  развивать навыки художественного творчества детей;

Познакомить детей с народными промыслами, народными традициями и обычаями;

Воспитательные: -  Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

– воспитывать интерес к народному творчеству;

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

 

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-эстетическая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Дымковские мастера»

- «Что такое хохлома?»

- «Гжель сине-голубое чудо»

- «Филимоновская игрушка»

- «Жостовская роспись»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек», «Жостово»

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений «Филимоновские игрушки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Рисование «Дымковская барышня»;

4. Аппликация «Укрась тарелочку. Хохлома»;

5. Рисование «Гжельские петушки».

Музыкально-песенное творчество:

  1. Хороводные народные игры «Здравствуй, Осень», «Гуси-Лебеди», «Золотые ворота», «Ручеек»

  2. Музыкальные игры «Платочек», песня «Золотая хохлома», «Край березок и ромашек» А.Чугайкиной,

 3. Оркестр на хохломских ложках.

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми городской музей;

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Народные промыслы»:

 

Тема: «Жостовская роспись»

Цель: научить детей определять жостовскую роспись и находить в ней отличия от уральско-сибирской росписи.

 

 

 

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

4 сентября

 

Подготовительный

- Подготовка наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты и элементами росписи, лепбук);

- Подготовка презентации по ознакомлению детей с народными промыслами;

- Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

5 сентября

1

Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала

- организация выставки «Жостовская роспись»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Жостовская роспись»

- дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «раскрашивание раскрасок «Жостово»

- разучивание стихотворения про Жостовскую роспись

2

«Урожай на подносе» украшение подносов методом аппиликации

3

«В жостовской мастерской»



Тема: «Филимоновские игрушки»

Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.

 

 

 

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

11 сентября

1

«Знакомство с филимоновской игрушкой»

- просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»

- рассматривание иллюстраций, игрушек

- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек

- дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».

- разучиваем поговорки и пословицы о труде

- разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку

- играем Филимоновской игрушкой

2

«Филимоновские игрушки»

3

Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов"

4

"Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек"

 

Тема: «Золотая хохлома»

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

 

 

 

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

13 сентября

1

«Знакомство с хохломским промыслом»

- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.

- тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики)

- просмотр презентаций по теме

- рассматривание образцов хохломской росписи

- работа в раскрасках «Хохлома»

- рисование хохломских узоров

- разучивание стихотворения и  песни «Золотая хохлома»

2

«Хохломские узоры»

3

«Украсим теремок для зверей»

4

«Сказочная хохлома»

 

 

 

Тема: «Голубая гжель»

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства -  гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

 

 

 

нод

Совместная деятельность педагога с детьми

18 сентября

1

«Эта звонкая сказка - Гжель»

- рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- рисование элементов Гжельской росписи

- раскрашивание раскрасок «Гжель»

2

«Рисование элементов Гжельской росписи»

3

«Роспись гжельской посуды»

4

«Роспись гжельского подноса»

 

Заключительный этап

29 сентября

1

Выставка предметов декоративно-прикладного творчества

 

2

Музыкальный праздник  «Арт-путешествие»

Результаты реализации проекта

В ходе подготовки и реализации проекта были проведены беседы с детьми по темам народной культуры, быта, знакомство с народными играми, праздниками. Основная работа была направлена на воспитание у детей патриотических чувств к своей родине, любви и уважения к народной культуре и традициям. Большую роль в нравственном воспитании играет народное творчество. Для формирования у детей интереса к предметам старины мы создали мини-музей, который вызвал у детей большой интерес. Для родителей были подготовлены тематические консультации, совместно с ними были организованы выставки, родители помогали в изготовлении атрибутов к празднику.  Главный результат реализации проекта заключается в проявлении у детей интереса к русской культуре, к России, к её национальным традициям.

 

Используемая литература

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...

информационно-творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Пасха»

Дети подготовительной группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», организовали подготовку...

Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

Информационно-творческий проект "Откуда вы, матрёшечки?"

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА - Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений....

Межсемейный информационно-творческий проект

Цель. Знакомство детей с разнообразием профессий родителей,  сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей....

межсемейный информационно-творческий проект "В мире профессии".

Цель. Знакомство детей с разнообразием профессий родителей,  сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей....

Информационно-творческий проект «День Победы»

муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного младшего школьного возраста Малышевская начальная школа - детский сад № 42        Информ...