Партнерство детского сада и семьи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационного ресурса: эффективные практики.
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
В МБДОУ №18 "Солнышко" в городе Приморско-Ахтарске действует муниципальная инновационная площадка "Партнерство детского сада и семьи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационного ресурса". В этой статье мы хотим поделиться своим опытом работы в рамках инновационной площадки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Солнышко»
Тема:
«Партнерство детского сада и семьи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационного ресурса: эффективные практики»
Подготовила: Кобзева Е.В., заместитель
заведующего
по инновационной
деятельности
Приморск-Ахтарск, 2025г.
В нашем детском саду организована муниципальная инновационная площадка «Партнерство детского сада и семьи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационного ресурса».
Данная площадка организована для повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с особенностями здоровья, для повышения компетентности родителей в области воспитания и образования дошкольников с особенностями здоровья, и для привлечения родителей к жизни дошкольной организации с применением индивидуального подхода, с учетом интересов семьи, родителей, детей путем использования инновации: информационного ресурса.
Для этих целей, а также для оказания помощи родителям в общении с ребенком ОВЗ, построения партнерских отношений со своим ребенком в нашем на базе детского сада регулярно проводятся разные мероприятия и осуществляется взаимодействие с родителями.
В нашем детском саду мы организовали взаимодействие с родителями с детьми с ОВЗ с использованием информационного ресурса в следующих эффективных формах.
1. Родительский час.
В рамках родительного часа мы проводим «Семейные выходные», мастер-классы, физкультурные занятия, тренинги, изготавливаем совместно с родителями игры, сенсорные панели для развития крупной и мелкой моторики, обучаем родителей работе с нейроиграми, познавательные и обучающие киносеансы для детей и родителей, по проводим семейные вечера по разным темам, в том числе совместную с родителями и детьми с ОВЗ театрализованную деятельность. Зачастую родители сами являются инициаторами проведения родительского часа.
На таких мероприятиях педагоги проводят совместную театрализованную деятельность с родителями и детьми с ОВЗ, поскольку у нас разработана и имеется картотека авторских театрализованных игр, разработанная педагогом-психологом.
Также в рамках родительского часа педагоги проводят совместную продуктивную деятельность с родителями и детьми с ОВЗ. Например, на День космонавтики, на Пасху совместно делали поделки, участвовали в конкурсе «Читающая мама», изготавливали реквизиты для театра.
На родительском часе родители вместе с детьми с ОВЗ смотрят познавательные мультфильмы и мультимедийные консультации, комплексы упражнений для развития мозга т.д.
Благодаря родительскому часу родители системно включаются в процесс просвещения, происходит установление доверительных отношений между всеми участниками учебного процесса, обучение родителей, у родителей выстраиваются бесконфликтные отношения со своими детьми.
Родительский час стал открытой системой, в которой родители проявляют свою инициативу, планируют совместную деятельность со своими детьми. Различные мероприятия на родительском часе позволили не только проводить общие дела, но и включить родителей, детей и педагогов в активный процесс взаимодействия, сотрудничества и свободного общения. А также укрепили в глазах детей авторитет родителей, сплотили, сблизили.
2. Кинозал как информационный ресурс.
В нашем детском саду в этом учебном году был открыт кинозал «Лучик». Теперь в этом кинозале дети смотрят мультфильмы, а родители – видеоконсультации, дети вместе с родителями смотрят видеоролики о жизни детей в детском саду, видеоролики о полезных упражнениях и играх.
3. Информационный ресурс на Яндекс-диске.
На информационном ресурсе на Яндекс-диске для семей дошкольников с детьми с ОВЗ педагоги детского сада размещают картотеки полезных упражнений, с которым прилагаются видеоинструкции по их выполнению. Эти упражнения родители делают дома вместе с детьми и передают педагогам обратную связь о выполнении в виде записи видео такой отработки.
Также этот информационный ресурс содержит видеоконсультации для родителей. У родителей есть кюар-код и ссылка-приглашение на данный ресурс. Этот информационный ресурс регулярно пополняется специалистами и педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Информационный ресурс на Рутуб - Плейлист «Рука об руку».
На данном ресурсе содержатся нейроигры, которые способствуют развитию и активизации познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), стимулируя работу обоих полушарий головного мозга, что особо важно для детей с ОВЗ и инвалидностью. Родители проходят на данный ресурс по ссылке-приглашению или по кюар-коду в любое удобное для них время.
5. Информационный ресурс «Переписка на заборе».
Привлекает не только родителей, т.к. вопросы на доске могут оставить старшие братья и сестры воспитанников. Например, как общаться с младшим братом или сестрой, как донести до родителей свои чувства и потребности.
«Переписка на заборе» – это консультативный уголок педагога-психолога в виде забора в холле или коридоре. На забор родители прикрепляют стикер с анонимным вопросом. Все, что необходимо указать, – это пол и возраст ребенка. В течение двух-трех дней педагог-психолог готовит ответ и прикрепляет его рядом. Родители могут оставить сообщение специалиста ДОО на заборе, чтобы помочь другим семьям с похожей проблемой, или забрать домой.
У многих родителей есть деликатные вопросы о развитии и воспитании ребенка, но в силу разных причин они не готовы обращаться к специалисту. Одни не желают афишировать трудности ребенка с ОВЗ и проблемы семьи, другие не доверяют педагогу-психологу. В анонимном формате родители поднимают личные и непростые вопросы. Например, «Как объяснить жене, что нельзя препятствовать общению отца с ребенком после развода родителей?» Педагог-психолог индивидуально подходит к каждому вопросу на заборе, дает консультации и ссылки на материалы по теме.
В заключение хотелось бы подытожить, что выстроенная нами система партнерства с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационного является достаточной эффективной, ведь ценность нашего взаимодействия с родителями - в домашней отработке полученных в детском саду знаний, что подтверждается востребованностью информационного ресурса. Так, родительский час является и формой взаимодействия, и информационным ресурсом, одновременно, а информационные ресурсы: Яндекс-диск, Плейлист на Рутуб «Рука об руку», кинозал «Лучик», «Переписка на заборе» транслируют консультации, упражнения, игры в виде видеороликов, а также обратную связь от родителей об образовательной деятельности с детьми дома в виде видеороликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование песком на световом планшете как эффективный прием коррекции нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
Одним из основных принципов дошкольного образования, определяемых в Стандарте ДО, является построение образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, с...

Эффективные формы сотрудничество с семьей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Семейный логопедический тренинг.
Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время род...

Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...
"Синквейн" как эффективный приём в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. (ТНР, ЗПР)
Методический материал подготовилиучитель-логопед Серебренникова Т.П.учитель-дефектолог Маевская Е.И. Использование различных видов деятельности в коррекционно-развивающей работе решает основную з...
«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».
Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...

Практика "Лэпбук как интересная, развивающая и эффективная форма работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"
Практика 2023...

Сотрудничество семьи и детского сада – залог успешности в воспитании и развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направит...
