Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Воробьева Ольга Александровна

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_olya_.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                                 города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130

Практико – ориентированный

проект

 

«Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка

с ограниченными возможностями здоровья»

(средней продолжительности)

 Автор проекта:

 Педагог-психолог

 Воробьева Ольга Александровна

 Субьекты:

 педагоги, родители (законные

 представители), воспитанники

Калининград 2019г.

Актуальность проекта

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит? ….

Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!

Н.А. Калиман

Понятие инклюзивного образование раскрывает ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.: «инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».    Термин «инклюзия» с английского переводится как «включенность». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.

 Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

  1. взаимное уважение;
  2. терпимость;
  3. осознание себя частью общества;
  4. предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
  5. взаимопомощь;
  6. возможность учиться друг у друга;
  7. возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Как показывают исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:

  • Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания.
  • Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные.
  • Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками.

В настоящее время, когда включение детей в образовательные группы

приобретает все более массовый характер, родители здоровых детей часто

высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. И поэтому становится возможным проявление негативного отношения к ребенку, имеющего те или иные нарушения, и его родителям. Потому что из-за недостаточной информированности зачастую родители здоровых детей просто не знают, как общаться с детьми-инвалидами и их родителями.

Мы понимаем, что процесс инклюзии должен перейти из стихийного процесса, в организованный, имеющий в основе законодательную, психолого-педагогическую, методическую базу.

Именно поэтому одной из главных задач специалистов нашего ДОУ при организации инклюзивного воспитательно-образовательного процесса стоит психолого-педагогическое сопровождение всех участников инклюзивного процесса, в  том числе и родителей детей общеразвивающих групп.

Основными факторами взаимодействия воспитателей и специалистов с

родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация

конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей.

В связи с этим формирование психологической готовности к  инклюзивному образованию в сфере развития современной образовательной системы  является актуальным.

Цель и задачи проекта:

Цель  — взаимодействие с семьями детей  с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров у родителей (законных представителей.

Задачи:

  1. Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования, формирование у воспитателей психологической готовности к работе с детьми с ОВЗ.

2.   Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.

3. Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

4. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических  знаний и представлений.

5. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

  6.   Формирование у здоровых детей и родителей умение воспринимать  

      другого человека, сочувствовать и помогать ему;

 

Участники проекта: педагог-психолог, родители, воспитатели, дети.

 Ожидаемые результаты:                                                                                                  

Для педагогов:   Психологическая готовность к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья и его семьей. Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.

Для родителей: Вовлечение в образовательный процесс в качестве активных его участников. Изменение родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.

Для детей:   воспитывать толерантность, сдержанность,  сопереживание к сверстникам с ОВЗ.

                                                                                                                                                                                                   

Срок проекта: средней продолжительности  (февраль, март, апрель, май).

Тип проекта:

практико – ориентированный

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Этапы проекта и ответственные:

Этапы проекта

Содержание

Ответственные

Подготовительный

 - Изучение нормативно-правовой базы.                          

  - Составление календарного плана.

 - Составление анкет для родителей, педагогов.      

 - Подбор необходимого материала для проведения круглого стола для родителей.

- Подбор необходимого материала для проведения семинара-практикума для педагогов.

- Разработка методических  материалов

 Педагог-психолог

      Основной

  1. Блок

 - Анкетирование педагогов ДОО

«Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»

- Анкетирование родителей групп с детьми ОВЗ.

 

 -Беседа с детьми на тему « Доброте учимся с детства»

 - Информационные буклеты для родителей.

 

 Педагог-психолог

 Педагог-психолог

 Воспитатели

Педагог-психолог

  1. Блок

 -  Совместное изготовление детей с родителями  развивающих игр для детей с ОВЗ;

-  Ознакомление педагогов с нормативной  базой в работе с детьми ОВЗ;

-  Практическая работа для педагогов

« Разработка примерного  индивидуального образовательного маршрута -  по образовательным областям»

- Создание папки взаимодействия с педагогом-психологом

Педагог-психолог

Воспитатели

 

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Заключительный

 - Круглый стол для родителей детей с особенностями  психического развития «Рука в руке»

- Круглый стол для родителей «Как стать толерантным»

- Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу» (работа с  семьей)

Воспитатели

Педагог-психолог

 

Педагог-психолог

  Педагог-психолог

Календарный план проекта  

сроки

Мероприятие

Участники

Ответственные

1 неделя

февраля

Подготовительный этап

Педагог-психолог

Разработка проекта

2 неделя февраля

Составление календарного плана

Педагог-психолог

3 неделя февраля

Составление анкет для родителей

Педагог-психолог

4 неделя февраля

Подбор необходимого материала для  проведения семинара-практикума для педагогов и круглого стола для родителей.

Педагог-психолог

1 неделя марта

- Анкетирование педагогов ДОО

«Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»

педагоги

Педагог-психолог

2 неделя марта

- Анализ анкетирование, заполнение справки

Педагог-психолог

3 неделя  марта

- Беседа с детьми на тему « Доброте учимся с детства»

Дети

Педагоги групп

4 неделя марта

-Анкетирование родителей групп с детьми ОВЗ, анализ анкетирования.

родители

Педагог-психолог

воспитатели

1 неделя апреля

- Информационные буклеты для родителей

родители

Педагог-психолог

2 неделя апреля

- Совместное изготовление детей с родителями  развивающих игр для детей с ОВЗ;

Дети родители

Педагог-психолог

воспитатели

3 неделя апреля

-  Ознакомление педагогов с нормативной  базой в работе с детьми ОВЗ;

-  Практическая работа для педагогов

« Разработка примерного  индивидуального образовательного маршрута -  познавательная область»

воспитатели

Педагог-психолог

4 неделя апреля

- Обсуждение сделанной практической работы по ИОМ.

воспитатели

Педагог-психолог

Май

Заключительный этап

- Круглый стол для родителей «Рука в руке»

- Круглый стол для родителей «Как стать толерантным».

- Семина-практикум для педагогов «Навстречу друг другу» (работа с  семьей);

Подведение итогов  проделанной работы на группе воспитателями.

 

Родители

дети

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

воспитатели

Приложение № 1

Анкета для педагогов ДОО

«Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»

Уважаемые воспитатели!

Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Считаете ли Вы, что инклюзивное образование актуально для нашего общества?

А. Да, инклюзивное образование актуально.
Б. Затрудняюсь ответить.
В. Нет, инклюзивное образование не актуально.

2. Есть ли у Вас опыт работы с детьми (ребенком) с ОВЗ ?

А. Да.
Б. Нет.

3. Если Вы работали или работаете с детьми (ребенком) с ОВЗ, опишите, пожалуйста, нарушение(я) 
                                                                                                                                                   

4. Как Вы считаете, что такое инклюзивное образование? 
                                                                                                                                                   

5. Каким Вы представляете ребенка с ОВЗ? Напишите 5 прилагательных                                                                                                                                                    

6. Насколько Вы психологически готовы работать с детьми (ребенком) с ОВЗ?

А. Я готов(а) работать.
Б. Я скорее готов(а) работать, чем не готова.
В. Я скорее не готов(а) работать, чем готова.
Г. Я не готов(а) работать.

7. Насколько Вы профессионально подготовлены для работы с детьми (ребенком) с ОВЗ?

А. Я полностью подготовлен(а).
Б. Я скорее подготовлен(а).
В. Я скорее не подготовлен(а).
Г. Я полностью не подготовлен(а).
Д. Затрудняюсь ответить.

8. Если представить ситуацию, что в Вашей группе оказался ребенок с ОВЗ, нужна ли Вам в таком случае помощь?

А. Да.
Б. Нет.

9. В какой помощи Вы бы нуждались? (Можно выбрать несколько вариантов ответа.)

А. Дефектолога.
Б. Психолога.
В. Опытного педагога, имеющего опыт работы с ребенком с ОВЗ.
Г. Педиатра или другого врача-специалиста.
Д. Другого (укажите кого)
                                                                                                          

10. Какие позитивные моменты инклюзивного образования Вы бы отметили? 
                                                                                                                                                   

11. Какие негативные моменты инклюзивного образования Вы бы отметили?                                                                                                                                                    

Укажите, пожалуйста:

  • Ваш пол                                                                            
  • Возраст                                                                             
  • Педагогический стаж                                                       
  • Стаж работы с детьми с ОВЗ  (если есть)                         

Спасибо за сотрудничество!

Нормативно-правовая база  в работе с детьми ОВЗ

Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях образовательной организации.

 ‒ Конституция РФ;

‒ Декларация прав ребенка ООН;

‒ Конвенция ООН о правах ребенка;

 ‒ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (доп. 01.09.2016);

‒ Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. И доп.);

 ‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (пункты 1.5,1.6; 2.11.1);

        Одна из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6).

 ‒ ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н): педагог, учитель, воспитатель.

Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?»

Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании (п. 16 ст. 2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ

На всех первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ. Обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

 ‒ Профессиональна готовность:

Формирование представлений о психологии семьи ребенка с ОВЗ. Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.

 ‒ Психологическая:

Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций.

 ‒ Методическая готовность:

Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность.

 

Семинар-практикум для воспитателей

 «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми  с ОВЗ в ДОУ»

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике дошкольного образования необходима комплексная подготовка кадров.  В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.

 Цель  — формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

 Задачи:

  повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей;

 формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

 проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ;

  обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

  оказание психотерапевтической помощи участникам.

Оборудование:  компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный центр; презентация семинара; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки; шкатулка.

Предварительная работа: анкетирование для педагогов ДОУ «Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ» (приложение 1)

Ход мероприятия

Разминка

Настройка на внутреннюю психологическую работу.

Приветствие. Цели и задачи семинара.

Правила работы группы.

-общение в доверительном стиле;

-правило «здесь и сейчас»;

-искренности в общении;

-конфиденциальности в отношении всего происходящего в группе;

-оказания каждому поддержки советом, добрым словом, внимательным отношением;

-активное участие в происходящем.

Основная часть

 Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

3.Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

4.Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

 Притча «Горчичное зерно»

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Стихотворение Сони:

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

 Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю… И вот

В конце концов и умирают.  Чтоб им жить,

Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.

 Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

2. Практическая часть.

Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

 В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Упражнение «Мать инвалида».

Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).

Группа участвует, отвечая на вопросы.

Таблица Упражнение «Мать инвалида»

Часть тела (завязываются лентами)

Символическое значение

Глаза

Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот

Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши

Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки

Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце

Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот

Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра

Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии

Ноги

Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Упражнение «Кенгуру»

Цель: развитие чувства сопереживания другим, эмпатии, корректирует агрессивные тенденции в поседении.

Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

История о бегунах: Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.  

«Детям о важном».

Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы:

‒ Как дети в группе общаются с особыми детьми?

 ‒ Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?

‒ Как отвечать на «неудобны» вопросы детей: (почему он не такой?)

Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить… Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.

Показ мультфильма «Про Диму».

Рефлексия

  Педагог-психолог предлагает дать проведенному мероприятию оценку с использованием следующей шкалы:

 Общекультурная польза 0%                                                                  100%

Практическая польза    ___________________________________________

Новизна информации ____________________________________________

Качество мероприятия ____________________________________________

Усвоение содержания _____________________________________________

Возможность применения знаний в работе ____________________________                                                                         
 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий практико-ориентированный проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность» «Коробочка с сюрпризом».

В семье родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка, забывая о том, что орехи является обязательным и незаменимым продуктом детского питания, так как по сво...

Профессиональная готовность воспитателей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В выступлении рассматриваются сложности профисиональной подготовки воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Раскрывается особенность инклюзивного подхода к вос...

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...

Описание практики "Модель взаимодействия педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации"

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реа...