Долгосрочный проект "ТРИЗ - игры в детском саду и дома"
проект (подготовительная группа)
Проект разработан для воспитанников старших и подготовительных групп
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект «ТРИЗ-игры в детском саду и дома».
Автор: Жижина К.А.
Мегион,2024 г
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно-интелектуальный
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители
Срок выполнения: долгосрочный
Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Возраст: 6-7 лет
Цель: создать условия для поисковой активности и решения изобретательских задач.
Задачи:
для детей:
- активизировать мыслительные процессы у детей; находить свое решение проблемы;
- развивать умение отслеживать причинно-следственные связи
- способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности .
- воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
- Прививать интерес к поисковой деятельности
активизация мозговой деятельности, развитие речи, воображения, памяти.
Обоснование актуальности проекта
В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. От того, как поставлено образование, в том числе дошкольное, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума.
Дошкольное образование является открытой социально-педагогической системой, в основе которой лежит социальный заказ, определенный государством, социальными институтами.
Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он обладал развитым воображением и творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.
Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, формируются основные цели деятельности современного учреждения дошкольного образования.
В связи с этим, профессиональная деятельность воспитателя должна предполагать поиск новых оптимальных подходов к формированию творческого воображения детей. Применение лишь традиционных методов и средств является, в современных условиях, недостаточным, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс.
Анализ состояния проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработано содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.
Из данной проблемы вытекает ряд педагогических противоречий:
- между необходимостью организации индивидуально-дифференцированного обучения в ходе непосредственно-образовательной деятельности по развитию творческого воображения и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного направления работы;
- между необходимостью повышения качества совместной работы воспитателя и педагога-психолога в вопросах формирования творческого воображении;
- между необходимостью индивидуализации обучения в вопросах формирования творческого воображении у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью средств, которые способствуют развитию базовых психических процессов, повышению самооценки ребенка и созданию игровых ситуаций, в которых он почувствовал бы себя успешным.
Актуальность педагогического проекта определяется важностью и своевременностью модернизации образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения современных образовательных технологий в образовательную работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня творческого воображения детей.
Предмет исследования – процесс повышения уровня творческого воображения детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ.
Методологическая основа проекта
Методологическую основу данного опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили
-методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.);
-алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности;
-разработки С.Н.Котова, А.И.Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» (опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ), которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога и т.д.;
-разработки А.М.Страунинг, А.И.Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии».
Разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Гин С.И., Мурашковская И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., Хоменко Н.Н.
Принципы реализации проекта:
-принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;
-принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей детей;
-принцип последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания сферы образовательной области «Познавательное развитие»;
-принцип системности; -принцип интегративности; -принцип комплексно-тематического планирования;
-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
-принцип преемственности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи).
Принципы педагогического воздействия на воображение и творческое мышление:
-принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора);
-принцип открытости (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);
-принцип деятельности (в любое творческое задание включаю практическую деятельность);
-принцип обратной связи (регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);
-принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности).
Методы и технологии ТРИЗ используемые в работе с детьми:
-психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов) – развиваем восприятие;
-«Метод маленьких человечков» (живая и условно-символическая модели)- развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
-метод эмпатии, дорисовывания фигур, типовые приемы фантазирования, придумывание загадок, историй, сказок развивают воображение, мышление, речь.
- проблемный метод и «мозговой штурм» учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его, формирует задатки диалектического мышления.
Опыт, эксперимент также играют важную роль в развитии мышления: когда изменения и преобразования с объектом осуществляет сам ребенок, формируется самостоятельность, гибкость, подвижность детского мышления.
Практика показывает, что применение ТРИЗ всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, всплеск познавательной активности, что ведет к развитию умственных способностей и творческого воображения у детей.
Одним из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ. Цель метода: показать изменчивость окружающего мира. Морфологическую таблицу называем «Волшебной дорожкой», путешествуя по которой, дети знакомятся с разными цветами спектра, с частями суток, учатся придумывать сказки, знакомятся с изменениями в жизни представителей природного мира (диких животных с приходом зимы), со свойствами воды, на занятиях по математике – с геометрическими фигурами. Чтобы придумать что-либо новое, необходим какой-то толчок, идея. Где их взять? Это метод фокальных объектов – метод активизации, который позволяет оживить все основные направления развития ребенка (познавательные, эмоциональные, волевые), раскрепостить мышление, дать волю воображению, фантазии.
Постоянно открываем перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. Играем с детьми в такие игры: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», «Зато». Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие.
Играем с детьми в игры: «Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» – игры на системный анализ. Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи звездочка и облако? На прогулках используем приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, эмпатия.
Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в кустик?», «О чем ты мечтаешь?», «Кого ты боишься?» и т.д.
В результате проводимых с детьми игр и занятий с использованием элементов ТРИЗ-РТВ, которые являются основой развивающего обучения, дети преодолевают чувство скованности, застенчивости. У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появляется видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, появляется проявление творчества, дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.
Методы и приемы ТРИЗ технологии использую в разделах основной программы «Истоки». Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации ТРИЗ-технологии в детском саду.
Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей. В творческих заданиях, предложенных детям, учитываются основные принципы и дидактические возможности ТРИЗ.
Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер; использовать специальную игрушку - героя занятия, которая «помогает» воспитателю.
Одним из действенных методов развития творческого воображения и мыслительной активности детей является разрешение проблемных ситуаций.
Применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении становится продолжением игры, развивает логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, существенно улучшает коммуникативное взаимодействие педагога с детьми, и позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Соответственно, улучшается качество образования. Использование компьютерных игр и презентаций в процессе образовательной деятельности становится для педагога неотъемлемым помощником, так как способствует организации коллективной работы детей, повышению интереса к занятиям, воспитывает усидчивость, обеспечивают более наглядное, совершенно новое восприятие материала. С помощью презентаций и игр каждый ребенок может отработать на практике полученные знания, обобщить имеющиеся представления и закрепить формируемый навык, а у воспитателя есть возможность проконтролировать характер выполнения задания.
Средства обучения, используемые при работе с детьми:
наглядно-дидактический материал, компьютерные презентации, ТСО, современные медийные средства (компьютер, принтер).
В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы
-с родителями: анкетирование, беседы, консультации («Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания», «Представьте мир иным, или слово о воображении», «Развитие воображения у детей», памятки («Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей»), буклеты «Поиграй со мной», открытые занятия, семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ТРИЗ, родительское собрание «ТРИЗ игры»;
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование). Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Диагностическое обследование детей.
II этап – основной рабочий Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса. Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
III этап – аналитико-обобщающий Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсное обеспечение образовательного процесса в свете повышения эффективности развития творческого воображения и мыслительной активности дошкольников, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации.
Программное обеспечение: используемая рабочая программа разработана в полном соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, программой «Истоки», учитывает общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, опирается на учебно-методические комплексы, допущенные Министерством образования и науки РФ.
Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Срок реализации проекта – 1 год (январь 2024г – май 2024г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
речевые игры в детском саду и дома.
совместная деятельность учителя-логопеда родителей и детей с ОНР старший возраст. Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда и детей. научить родителей играть с детьми. Речевые развле...
Подвижные игры в детском саду и дома.
Описание игр для разных возрастов для педагогов и родителей....
Подвижные игры в детском саду и дома
Подвижные игры...

Игры в детском саду и дома с разными детьми
Предлагается в помощь серия игр, используемых как воспитателями, так и родителями....

Рекомендация для родителей "Речевые игры в детском саду и дома"
Описание речевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Дидактические игры в детском саду и дома"
«Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский....

Игра в детском саду и дома
Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка.В этот период ребёнок активн...
