Волшебство сказки. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста с РАС
консультация (средняя группа)

Развитие эмоционального интеллекта у детей с РАС посредством сказкотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_empatii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_ras.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста с РАС

Сегодня вместо диагноза «аутизм» специалисты используют словосочетание «расстройство аутического спектра» (РАС). В отличие от нормотипично развивающих сверстников, детям с РАС наиболее чаще присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Повышенная «эмоциональная холодность» у детей с РАС является проблемой для организации положительной коммуникации. Для того, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в обществе, взаимодействовал с другими людьми, такой навык, как распознавание человеческих эмоций ему просто жизненно необходим. А для этого ему нужно рассматривать лица людей, что само по себе также очень важно. Ведь практически у всех детей с аутизмом наблюдается избегание зрительно контакта с другими людьми. Эмоциональный интеллект является важнейшим условием для социализации для детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Для развития эмоционального интеллекта очень эффективным является использование сказкотерапии. Сказки - близки к эмоциональному миру ребенка содержат понятные, простые слова, эмоциональные образы и стимулируют коммуникативную и эмоциональную функцию речи, создают благоприятный эмоциональный фон общения. В работе могут использоваться любые сказки, соответствующие возрасту ребенка, в которых он может быть в роли «хорошего» или «плохого» героя, где актуальны различные эмоциональные состояния героев, это могут быть народные сказки, например: «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Колобок» и авторские сказки.

Сказкотерапия снижает агрессивность у детей, устраняет тревожность и страхи, развивает эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими детьми. Сказкотерапия для детей выполняет три основных функции:

1) диагностическую (способствует определению состояния ребенка, а также его отношения к конкретной ситуации из жизни, помогает понять его стратегию поведения);

2) прогностическую (основывается на диагностике и раскрывает принципы поведения ребенка в будущем);

3) терапевтическую (самолечение, благодаря которому в поведении и в эмоциональном состоянии ребенка происходят положительные изменения).

Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Проигрывая эпизоды полюбившейся сказки ребенок начинает распознавать эмоционально значимые для себя ситуации и проживать эмоции, идентифицировать себя с героями сказки. Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством. Детям предоставляется возможность окунуться в чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. На начальном этапе работы с детьми с помощью сказотерапии я использую пальчиковые сказки, способствующие формированию связной речи, также можно использовать приемы артерапии (лепка, рисование, конструирование).

Включение в образовательный процесс сказкотерапии помогает нам достичь больших результатов в развитии коммуникативных навыков, способствует интеграции аутичных детей в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

     Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...

Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста...

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Каждый ребенок хочет, чтобы его чувства : переживания, радость и т.д. понимали окружающие. Давайте учить детей самих стараться понимать чувства других. Важнейшим компонентом эмоционального развития ре...

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Дошкольник- это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром.Сказка способствует развитию эмпатии...