Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)

Грехова Наталья Николаевна

Пальчиковые игры - это не просто развлечение, а ценный инструмент для развития мелкой моторики у малышей. Разыгрывая стишки и сказки пальцами, дети учатся лучше координировать свои движения и избавляются от скованности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

ОСЕНЬ

«Осенью»

Ветры яблони качают. (руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь), покачивать руками).

Листья с веток облетают. (кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду, их граблями я гребу. (пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.)

 «Осень»

Ветер северный подул, с-с-с (подуть на пальцы)

Все листочки с липы сдул с-с-с (смахивать руками, будто сдувает листочки)

Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно пустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу)

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно загибают пальчики на руке, начиная с большого)

Будем листья собирать  (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,  листики тополя, листья осины,  (поочерёдно загибают пальчики на руке,  начиная с большого)          

Листики дуба мы соберём, маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками )

«Листопад»

Листопад, листопад! Листья по ветру летят:

(руки поднять вверх.  покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки)

С клёна – кленовый, (пальцы выпрямить и максимально развести в стороны)

С дуба – дубовый, (пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу)

С осины – осиновый, (указательный и большой соединить в виде колечка)

С рябины- рябиновый. (пальцы выпрямить и слегка развести в стороны)

Полны листьев лес и сад то-то радость для ребят! (хлопки в ладоши)

         «Ветер»

Непоседа ветер знает всё на свете! (взмахи руками над головой)

Знает, как поёт лягушка ква-ква-ква! (ударяем ладошками по коленочкам)

Знает, как шумит ракушка шу-шу-шу! (руки сложить лодочкой и пошелестеть)

Знает, как кричит ворона кар-кар-кар! (машем руками)

Знает, как мычит корова му-му-му! (хлопаем в ладоши)

ЗИМА

«Зима»

Снег ложится на дома, (руки разводим в стороны, ладонями вниз)

Улицы и крыши. (руки «домиком»)

Тихо к нам идёт зима, (палец к губам. «идём» указательным и средним пальцами одной руки)

Мы её не слышим… (рука за ухом)

Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, на коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться. (поочерёдно соединяют большой палец с остальными)

«Зима»

Мы во двор пошли гулять раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять бабу снежную слепили. (имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (крошить «хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (вести указ-м пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щёку)

«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с

с указательного пальца, по ладони правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с

указательного пальца, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? В ладошке вода! (на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)

Куда же исчезли снежинки? Куда? (на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи. (мелкие потряхивания расслабленными ладонями)

         «Подарки»

Дед Мороз принес подарки: (дети «шагают» пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка. (на каждое название подарка загибают по одному пальцу: сначала на правой, потом на левой руке)

«Новый год»

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (ладонь поглаживает подбородок-«бороду» Деда Мороза)

Что в подарок нам принёс? (руки вперёд ладонями вверх)

- Громкие хлопушки, (хлопнуть в ладоши)

 Сладости, игрушки. (вертим кистями)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую )                                                                                                  

И совсем – совсем не сладкий. (грозят пальчиком)

Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый  снежок)

Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)                                                                            

Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)

И… сломаем. (топают)

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок (хлопки)

Кати по снегу свой снежок - (показать руками, как лепим снежок)

Он превратится в толстый ком (сомкнуть и округлить кисти рук)

И станет ком снеговиком. (обвести руками в воздухе две окружности)

Его улыбка так светла! (хлопки)

Два глаза… шляпа…нос…метла… (показывать по тексту)

Но солнце припечет слегка - (ладонь правой руки приложить к левой руке, пальцы растопырить (солнце))

Увы! – и нет снеговика. (развести руками)

« Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, туча по небу плыла. (пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча))

Вдруг из тучи над землёй полетел снежинок рой. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят))

Ветер дунул, загудел – (подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд))

Рой снежинок вверх взлетел. (встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят))

Ветер с ними кружится, может быть подружится. (вращать кистями, попеременно скрещивая руки) 

ВЕСНА

Иди, весна, иди, красна, (дети пальчиками «идут» по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край. (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)

Вот уж две недели капают капели. (опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Снег на солнце тает (руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

К нам Весна лишь заглянула – (Протягивают руки вперед)

В снег ладошку окунула (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)

И расцвел там нежный, (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)

Маленький подснежник (Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»))

Вырос цветок на весенней полянке, (Неплотно соединяют ладони)

Нежную голову робко поднял. (Поднимают руки перед собой)

Ветер подул - он качнулся неловко, (Покачивают ладонями перед собой)

Вперед и назад, налево, направо (Вперед и назад, налево, направо)

Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»)

Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук.)

Утром весенним раскрыл лепесток, (Соответственно.)

В мягкой землице его корешки. (Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.)

С крыши капает капель: (Пальцы стучат по ладошке.)

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек.) 

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)

ЛЕТО

«Скоро лето»

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

«Лето наступает»

Вот и лето наступает (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать («Домик»)

«Солнышко»

Солнышко проснулось (Сжимают ладошку в кулачок.)

Сладко потянулось. (Поднимают кулачок вверх.)

Лучикам пора вставать (Разжимают по одному пальчику)

Раз, два, три, четыре, пять.

«Солнышко»

Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся, (Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся (Хлопаем в ладоши)

ЦВЕТЫ

«Цветы»

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

«Алые цветки»

Наши нежные цветы  (щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях)

Распускают лепестки (медленно раскрывают пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (плавные движения кистями вправо-влево)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки. (медленно соединяем пальцы в щепоть)

Тихо засыпают. (опускаем кисти вниз, руки согнуты в локтях)

Головой качают. (качаем кистями, руки согнуты в локтях)

«Цветочек»

У нас в саду расцвел цветок («цветок с закрытыми лепестками»)

Чтоб стал красив он и высок, («цветок с открытыми лепестками»)

Раскрыл наутро лепестки, (пальцы врозь, вместе)

Должны работать корешки! («корни»)

Как в лесу на кочке (выпускают пальчики из кулачков)

Расцвели цветочки.

С ветерком шептались (трут ладошку об ладошку)

Солнцу улыбались.  (кивают головками)

ОВОЩИ-ФРУКТЫ

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, 

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох? (Загибают пальцы поочерёдно.)

Наш зелёный огород 

Нас прокормит целый год. (Хлопают в ладоши.)

Хозяйка однажды с базара пришла (пальчиками «идём»)

Хозяйка с базара домой принесла (лукошко из ладошек)

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. (загибаем пальчики)

Ох! (хлопок)

Вот, овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле? (Попеременные удары кулачки-ладошки)

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. (загибаем пальчики)

Ох! (хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. (загибаем пальчики)

Ох! (хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке (Попеременно накрываем ладошкой кулак то одной, то другой руки)

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. (загибаем пальчики)

И суп овощной оказался неплох! (показываем как едят)

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

«помешиваем чай».)

Мы капусту рубим-рубим, (говорить ритмично, руками показать, как

мы рубим капусту)

Мы капусту трем-трем, ( «трём» капусту)

Мы капусту солим-солим, («солим» капусту)

Мы капусту мнем-мнем. («мнём» капусту)

А потом, а потом мы ее жуем жуем. Ам! (класть по очереди щепотками в рот)

ПОСУДА

«Помощники»

Раз, два, три, четыре (удары кулачком – ладошкой попеременно)

Мы посуду перемыли (одна ладонь гладит другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку (загибать пальцы)

Мы посуду перемыли (одна ладонь гладит другую)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали (загибать пальцы)

Так мы маме помогали (удар кулачками и ладошками попеременно)

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

«Посуда»

Посуду моет наш Антошка. - (потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан, - (разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

И закрыл покрепче кран. - (выполняют имитирующее движение)

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

«Овечка и коза»

Кучерявая овечка (Показать «кудряшки» на голове).

Переходит через речку. («Идем» указательным и средним пальцем)

Щуря желтые глаза, (Прищурить глаза).

Ей навстречу шла коза. (Показываем «рога» )

- Не пущу тебя, овечка, (Наклонить голову с «рогами» вперед)

Не пройдешь ты через реку! (Погрозить указательным пальцем)

Лошадь мимо проходила (Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки)

И овечку пропустила. (Руки отвели в сторону — жест, обозначающий:: «Пропускаю»)

Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

Побежали вдоль реки котята наперегонки. (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

«Собака»

Шла собака через мост (пальчиками)

Четыре лапы, пятый хвост (показ пальцев)

Если мост обвалится, (ладошки кверху)

То собака свалится!

«Два козлика»

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик, (Держим кисти горизонтально, сближаем руки.)

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой. (На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.)

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух! (На слово "бух" - хлопаем в ладоши.)

И с моста в водичку - плюх! (Роняем руки на колени.)

         «Киска»

Киска ниточки мотала (перед собой руками как моторчик)

И клубочки продавала (вытянуть кулачки вперёд)

Сколько стоит? Три рубля!

Покупайте у меня! (снова вытянуть)

«Котик»

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

«Кошка»

Как у нашей кошки лапки,

А на лапках цап-царапки (Показываем руки с растопыренными пальцами, сгибают пальцы)

Цап-царапки коготки.

Очень острый они.

Кошка целый день хлопочет,

Коготочки точит, точит. (Водят по коленям пальцами)

Наточила, спать легла

И во сне произнесла: МЯУ! (Соединить ладошки рук, прикладывают их к голове)

«Котята»

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их.)

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Утка плещется в пруду (Машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (Приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет (Машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет. (Машем руками - «крыльями»)

Во дворе — ее соседка -

Это курочка-наседка. (Руки полукругом перед собой — как наседка придерживает крыльями своих цыплят)

Под крылом — ее цыплята,

Очень дружные ребята.(Пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно «клюют корм»)

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

Почитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас. (Попеременно хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки. (На каждое название обуви , загибают по одному пальчику, начиная с большого)

         В понедельник я кроила,

А во вторник — платье шила,

В среду — фартук вышивала,

А в четверг — белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы. (Поочередное загибание пальцев)

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

«Лиса»

В море лодочка плыла, (складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.)

В ней лиса веслом гребла. (разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.)

Притомилася лиса,

Распустила паруса, (поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.)

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит. (сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.)

Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)

Рыже-хвостая лиса.

«Мишка»

Забрался медведь в колоду (играем пальчиками)

Захотелось мишке мёду

Злые пчёлы прилетали (шевелим пальчиками)

Мишку больно покусали (трогаем щёки)

Не ходи сюда воришка (грозим пальцем)

А не то получишь шишку (ударяем кулачком лоб)

Мишка бедный заболел (руки к щекам, покачать головой)

Вчера мёду много съел (по животу погладить)

Больно мишке и неловко (кулачками под глазками покрутить)

Всё болит: живот, головка.

«Зайчик»

Маленький зайчик с большими ушами,(Кисти прижать к голове, как ушки.)

Розовым носом, (Указательными пальцами дотронуться до носа.)

Смешными усами (Указательные пальцы прижаты к губам.)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.(Роем норку-колени).

Чистит он шёрстку себе ("Чистим шёрстку".)

Или спит. (Руки складываем, кладём под щёку.)

Зайчик ушами всегда шевелит. (Шевелим "ушами".)

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов (Сжаться в комочек или закрыть руками глаза.)

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут»

навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Айболит зверей лечил, (Вращают большим пальцем)

Всех зверюшек угостил: (Раскрывают ладонь, растопыривая пальцы)

Белочке – орешки,

Морковку – зайчишке,

Мишке – медок,

Ежику – грибок,

Ну, а лисоньке – цветок! (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Каждый зверь благодарит:

- Вот спасибо, Айболит! (Сжимают и разжимают кулачок)

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружок 

На зелёный, на лужок.  (Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)

- Мальчик с пальчик, где ты был? (4 раза сгибать большой палец левой руки.)

- Долго по лесу бродил!  (4 раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках. (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку, встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил, всяк меня благодарил. (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)

ДИКИЕ ПТИЦЫ

Дятел дерево долбит: тук-тук-тук. (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.)

Целый день в лесу стоит стук-стук-стук. (Смена рук.)

В лесу темно (глаза закрыть ручками)

Все спят давно (ладошки под щёку)

Одна сова не спит (подставляем «глаза» из указат. и больш. пальцев)

Во все стороны глядит,

Да как полетит! (ручками машем как крыльями)

Птицы в небе тают, тают –

Птицы к югу улетают.  (Машем руками, постепенно поднимая их вверх.)

Все, растаяли вдали (Ладонь «козырьком» ко лбу.)

 5 4 3

Аист, цапли, журавли. (Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы.)

        Шишка, ты вкусна, толста (Сцепить указательные пальцы.)

И прекрасна для клеста. (Перецепить пальцы.)

А снегирь, стряхнув снежинки, («Смахнуть снег» с тыльной стороны кисти.)

Поклюет зимой рябинки. (Пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и

поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины».)

Скачет в парке воробей (Указательный и средний пальцы прыгают по столу)

По правее, то левее, (Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево)

То назад, то вперед. (Указательный и средний пальцы» прыгают» по столу назад-вперед)

Всюду зернышки клюет. (Все пальцы правой руки сложить щепоткой, постучать по столу)

А когда свой завтрак съел,

Прочь из парка улетел. 

МЕБЕЛЬ

Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. (Ритмично сжимают и разжимают в кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали

А потом мы с котом посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. (Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.)

Много мебели в квартире. (Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

ТРАНСПОРТ

Будем пальчики сгибать - (показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт, (сгибают пальчики начиная с мизинца)

Трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали, (поднимают сжатые кулачки вверх)

Пять видов транспорта назвали. (разжимают ладошки обеих рук)

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно

друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Идет на взлет, идет на взлет,

Винты вращая, вертолет. (Круги рукой над головой)

Идут туда, (Правой рукой показать влево)

Идут сюда (Левой рукой показать вправо)

По звонким рельсам поезда. (Правая рука справа, а левая - слева описывают круги от себя, руки движутся параллельно друг другу)

И пароходы, корабли (Ладони, соеденены кончиками пальцев - «домиком», движутся вперед)

Уходят в море от земли. (Машем рукой на прощание)
                                                       
ИГРУШКИ

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. (Загибают поочередно все пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать. (Поочередно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

НАСЕКОМЫЕ

«Пчела»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза (на каждое название насекомого загибают пальчик)

Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков подносят к глазам)

Пожужжали, полетали, 

От устали упали. (роняют ладони на стол)

«Паучок»

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. (руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение)

Паучков на землю смыл. (хлопок ладонями по столу)

Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (действия аналогичны первоначальным)

«Муха»

Летит муха вокруг уха – жжжж (Водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа – ссссс (Водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб ОП! (Пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его ХЛОП! И к уху, ззззз (Зажимаем кулачок и к уху)

Отпустим комара? Отпустим! (Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем: (Сжимать и разжимать кулачки.)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом. (Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! (Вращать мизинцем.)

Прячьтесь! (Спрятать руки за спину.)

Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

«Божья коровка»

Божья коровка (Ритмично покачивают ладонями)

Улети на небо (Делают взмахи перекрещенными кистями рук)

Принеси нам хлеба (Машут кистями рук на себя)

Черного и белого

(Ритмично хлопают в ладоши)

Только не горелого (Грозят указательным пальцем)

«Бабочка»

Утром солнышко засияет –

Бабочка с цветка взлетает. (Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. «Бабочка» летает, то раскрываея, то закрывая «крылышки)

Попархает – утомится,

Отдохнет - опять кружится. («Бабочка» садится на спинку стула, складывает «крылышки», затем снова начинает летать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...